Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является на основе изучения концепции конкуренции проанализировать факторы конкурентных преимуществ организации и разработать рекомендации по реализации стратегии в области формирования конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить теоретико-методологические основы определения конкурентных преимуществ фирмы, классификацию конкурентных преимуществ;
2) Описать основные факторы определения конкурентных преимуществ фирм;
3) Рассмотреть основные стратегии формирования конкурентных преимуществ;
Формирование конкурентных преимуществ организации
Содержание:
Развитие рыночных отношений в современной России предполагает формирование конкурентных преимуществ каждым предприятием для того, чтобы в условиях нарастающей конкурентной борьбы обеспечивать его выживаемость, как с позиции финансовой устойчивости, так и способности к расширению.
Под конкурентным преимуществом следует понимать ценность товара или услуги фирмы, которая позволяет ей обеспечить выживание в постоянно нарастающей конкурентной борьбе. Основой конкурентного преимущества является уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности.
Создав преимущество,
компания устанавливает более высокие
цены на свой товар и получает высокую
прибыль. Оно может быть экономическим,
психологическим или экономико-
Поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.
В условиях самостоятельности предприятий в принятии решений по ведению бизнеса, а также ответственности за результаты своей деятельности, возникает необходимость непрерывного стратегического развития предприятия и внедрения системы стратегического управления предприятием, способствующей определению эффективных направлений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, возникающих в сложившейся экономической системе страны.
Формирование конкурентных преимуществ сильно зависит от специфики деятельности предприятия, специфики рынка, на котором он осуществляет свою деятельность, а также выбранной им стратегии.
Стратегия является необходимым документом для любой фирмы, нацеленной не только на выживание, но и развитие в современной конкурентной среде. Всесторонне разработанная стратегия обеспечит максимальное достижение заданных целей, устойчивость компании, повысит мотивацию сотрудников.
Опыт передовых предприятий показывает, что успеха добивается тот, кто смог осуществить у себя на производстве совокупный технологический и управленческий прорыв, который осуществляется одновременно со всей системой управления и формированием целостного подхода, ориентированного на стратегическое развитие при обязательной адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Анализ и формирование конкурентных преимуществ предприятия является очень важным этапом в формировании, как маркетинговой, так и в общем стратегической политики предприятия. Эта тема актуальна в условиях современной рыночной экономики России, т.к. грамотно проведенный анализ позволяет выявить основные конкурентные преимущества предприятия, опираясь на которые оно сможет эффективно реализовать свой потенциал.
Целью дипломной работы является на основе изучения концепции конкуренции проанализировать факторы конкурентных преимуществ организации и разработать рекомендации по реализации стратегии в области формирования конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить теоретико-
2) Описать основные факторы определения конкурентных преимуществ фирм;
3) Рассмотреть основные стратегии формирования конкурентных преимуществ;
4) Разработать мероприятия по повышению конкурентных преимуществ предприятия.
Объектом исследования данной работы выступает общество с ограниченной ответственностью «Луч». Предмет - способы формирования конкурентных преимуществ предприятия.
В процессе написания дипломной работы были изучены труды по исследуемой проблеме таких отечественных ученых, как Азоев Г.Л., Амблер Т., Воронов А.А., Герчикова И.Н., Ермолов М.О., Захарченко В.И., Максимов И., Юданов А.Ю., Фатхутдинов Р.А., а также исследованы взгляды таких зарубежных авторов, как Клейнер Г., Мак-Дональд М., Томпсон А., Стрикленд А.Дж., Ж.-Ж. Ламбен, Портер М. и др.
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам формирования конкурентных преимуществ, документы бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2009-2011 гг.
В экономической литературе
существует множество определений
понятия «конкурентное
Согласно Азоеву Г.Л. конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать к себе покупателей. Основой конкурентного преимущества является уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности [3, с. 21].
По М.Портеру конкурентное преимущество – превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Фактором конкурентного преимущества является конкретный компонент внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими [43, с. 53].
Ж.Ж. Ламбен считает, что конкурентное преимущество – это те характеристики свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Эти характеристики
могут быть самыми различными
и относиться как к самому
товару, так и к дополнительным
услугам, сопровождающие
Следовательно, указанное превосходство является относительным, определенным сравнением с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в системе рынка.
По Юданову А.Ю. конкурентное преимущество – это те характеристики товаров, специфические условия производства и продажи, дополнительные услуги, которые обеспечивают деятельность фирмы и создают превосходство над прямыми конкурентами [44, с. 43]. Эти характеристики должны быть значимыми с точки зрения условия конкуренции и соответствовать ключевым факторам успеха.
Ключевые факторы успеха – это какие-либо параметры отраслевых организаций, усиливающих конкурентные преимущества организации. Кроме того, они должны быть устойчивыми в нестабильной рыночной сфере, и недоступны для легкого воспроизведения конкурентами, а также исполнены в разработке маркетинговой стратегии.
Фатхутдинов Р.А. утверждает,
что конкурентное преимущество –
это какая-либо эксклюзивная ценность,
которой обладает фирма и которая
дает ей превосходство перед
Р. Грант оценивает конкурентное преимущество следующим образом: «когда две фирмы конкурируют, одна из них имеет конкурентное преимущество перед другой, если она достигает или имеет потенциал достижения более высокого уровня прибыльности» [24, с. 17].
С понятием конкурентных преимуществ связано понятие конкурентоспособности фирмы, которое включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы [18, с. 68].
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне [13, с. 118].
При этом, под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
В экономической литературе существует различная видовая структура конкурентных преимуществ.
М.Портер конкурентные преимущества подразделяет на пять видов [36, с. 87]:
Конкурентные преимущества он подразделяет на основные и развитые факторы.
Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная или полуквалифицированная рабочая сила и т.п.
К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высококвалифицированные кадры, исследовательские центры университетов. Развитые факторы часто строятся на основных факторах.
По степени специализации М.Портер конкурентные преимущества подразделяет на общие и специализированные факторы.
Общие факторы – это сеть автомобильных дорог, капитал, персонал с высшим образованием.
Специализированные факторы – это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических видов типов, базы данных в определенных областях знания и другие, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной.
Специализированные факторы
образуют более солидную и долговременную
основу для конкурентного
Р.А. Фатхутдинов осуществляет классификацию конкурентных преимуществ различных объектов по следующим признакам, представленную на рисунке 1 [42, с. 143].
Рисунок 1 - Видовая структура конкурентных преимуществ объектов
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов.
По отношению к системе (организации, стране) принято различать внутренние и внешние преимущества.
К внешним преимуществам относят: благоприятный климат станы; качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация; стабильная политическая система страны; современная информационная сеть страны.
К внутренним преимуществам относят: принятые обществом ценности организации; модульная автоматизированная технология; квалифицированные кадры организации.
По сферам возникновения преимуществ выделяют:
К природно-климатическим преимуществам можно отнести экономически выгодное географическое положение страны, умеренно континентальный климат.
К социально-политическим конкурентным преимуществам относят: стабильность политической ситуации в стране; отлаженная законодательная система в стране.
Примером технологических преимуществ организации могут быть высокий уровень автоматизации производства и управления; низкий уровень износа основных производственных фондов; высокий уровень новых информационных технологий.
К культурным преимуществам принято относить ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности; высокая организационная культура; наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба.
К экономическим конкурентным преимуществам относят: устойчивая налоговая система; устойчивая система государственного регулирования экономики; наличие в организациях отлаженной системы менеджмента; качественная кредитно-финансовая система; высокая квалификация кадров.
По содержанию фактора преимущества выделяют:
Информация о работе Формирование конкурентных преимуществ организации