Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Таким образом, тема экономической эффективности повышения конкурентоспособности очень актуальна в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………………5
1.2. Показатели конкурентоспособности предприятия………………..…………..6
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия….…………………………….8
1.4. Пути повышения конкурентоспособности предприятия…..………………..12
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…….......................................................................18
2.1. Характеристика фирмы «Стройторг»………………………………………...18
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Стройторг»………………………...19
2.3. Выводы по аналитической части……………………………………………..27
III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….30
3.1. Разработка мероприятий………………………………………………………30
3.2. Экономическая оценка предложенных мероприятий……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭП.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию РФ

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Кафедра экономики

 

Студентка группы ЭГ-031

Хворова А.Б.

Курсовая работа по экономике предприятия

«Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности предприятия»

(на примере фирмы «Стройторг»)

                                                              Руководитель:

                  Профессор

                  Новиков Н. И.

Курсовая работа                                                                               Курсовая работа

допущена к защите                                                                          защищена с оценкой «____»

__________________                                                                      _______________________

      подпись руководителя                                                                                    подпись руководителя

«___»___________200__г.                                                             «___»_____________200__г.

 

 

 

Новокузнецк, 2005

РЕФЕРАТ

 

Пояснительная записка 39 стр., 2 рис., 5 табл., 10 источников.

КОНКУРЕНТОСПСОБНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ЭФФЕКТ, ЗАТРАТЫ.

 Целью данной работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач. Определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность фирмы. Определить и проанализировать те параметры, за счет которых формируется конкурентоспособность фирмы. Найти наиболее оптимальные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых предприятием.

Объектом исследования данной работы является фирма ООО  «Стройторг».

В процессе работы проводились  исследования конкурентоспособности ООО «Стройторг» по ряду параметров. В результате исследования были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………5

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………………5

1.2. Показатели конкурентоспособности предприятия………………..…………..6

1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия….…………………………….8

1.4. Пути повышения конкурентоспособности предприятия…..………………..12

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…….......................................................................18

2.1. Характеристика фирмы  «Стройторг»………………………………………...18

2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Стройторг»………………………...19

2.3. Выводы по аналитической  части……………………………………………..27

III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….30

3.1. Разработка мероприятий………………………………………………………30

3.2. Экономическая оценка  предложенных мероприятий……………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция —  конечный продукт производственного  процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Таким образом, тема экономической  эффективности повышения конкурентоспособности  очень актуальна в настоящее  время.

 

 

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия  на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.

Конкурентоспособность – это понятие, включающее в себя уровень экономических, технических  и эксплуатационных параметров, которые  позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными предприятиями на рынке [1].

Это некая относительная  интегральная характеристика, отражающая отличия фирмы от фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая её привлекательность  в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д. [2].

Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

  1. понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  2. знание поведения и возможностей конкурентов;
  3. знание состояния и тенденций развития рынка;
  4. знание окружающей среды и ее тенденций;
  5. умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления [3].

 

    1. Показатели конкурентоспособности предприятия

 

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности предприятия.

  1. Коммерческие условия.

Это возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;

  1. Организационные условия.

К ним относятся:

    1. Обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
    2. Доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
    3. Расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
    4. Организация сбытовой сети - расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик релейшенз».
    5. представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции.
  1. Экономические условия потребления. По экономическим условиям потребления конкурентоспособность предприятия включает большое число показателей, к основным из которых следует отнести:
    1. Энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу выпускаемой продукции или совершаемой работы;
    2. Стоимость сырья и эксплуатационных материалов;
    3. Уровень безотходности используемых технологий;
    4. Надежность, периодичность и стоимость ремонтов, стоимость запасных частей;
    5. Численность обслуживающего персонала и его квалификация.

 

  1. Технические показатели.

Технические показатели определяются оценкой соответствия технического уровня товара, его качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Техническая конкурентоспособность предприятия - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции [3].

Т.к. в дальнейшем в данной работе будет проведен анализ конкурентоспособности  торгового предприятия, поэтому  необходимо было выбрать и рассмотреть те показатели, которые наиболее полно отразят конкурентоспособность такого предприятия, а именно уровень обслуживания покупателей, качество товаров, квалификацию персонала. Поэтому в данном параграфе были выбраны именно эти показатели конкурентоспособности предприятия.

 

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятий — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных предприятий-конкурентов.

В условиях открытой рыночной экономики изучение конкурентоспособности предприятия представляет собой одну из важнейших составных частей комплексных маркетинговых исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества изделия [1].

Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

    1. техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
    2. эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
    3. эстетическим (внешний вид товара);
    4. нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
    5. экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Информация о работе Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности предприятия