Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:29, курсовая работа
В электроприводах с несколькими обратными связями и общим регулятором трудно обеспечить качественное протекание переходных процессов, даже с использованием корректирующих устройств. Поэтому широкое применение находят СУЭП подчиненного регулирования с раздельными регуляторами скорости РС и тока РТ.
Т.к. тиристорные преобразователи требуют сравнительно маломощных управляющих сигналов, регуляторы РС и РТ легко реализуются на операционных усилителях, осуществляющих одновременно с усилением необходимые математические операции над входными электрическими сигналами.
Содержание
Введение
В электроприводах с несколькими обратными связями и общим регулятором трудно обеспечить качественное протекание переходных процессов, даже с использованием корректирующих устройств. Поэтому широкое применение находят СУЭП подчиненного регулирования с раздельными регуляторами скорости РС и тока РТ.
Т.к. тиристорные преобразователи требуют сравнительно маломощных управляющих сигналов, регуляторы РС и РТ легко реализуются на операционных усилителях, осуществляющих одновременно с усилением необходимые математические операции над входными электрическими сигналами.
В общем случае система подчиненного регулирования может содержать N контуров по числу регулируемых переменных, причем каждый внутренний контур обратной связи подчинен следующему по отношению к нему внешнему контуру.
Подчиненность выражается в том, что задающим воздействием для внутреннего контура является выходная величина регулятора ближайшего внешнего контура. Каждый контур реализует принцип регулирования по отклонению и имеет свой регулятор.
Курсовая работа посвящена разработке системы управления вентильного электропривода постоянного тока и предусматривает решение следующих основных задач: выбор по исходным данным электродвигателя и комплектного тиристорного электропривода; определение параметров управляемого объекта; расчет и предварительный выбор параметров регуляторов тока и угловой скорости; моделирование на ПЭВМ и оптимизация переходных процессов в электроприводе.
1. Выбор электродвигателя и преобразователя
1.1. Выбор электродвигателя
Выбираем электродвигатель постоянного тока серии 2ПН112М с номинальными данными:
номинальным напряжением - Uн=110 (В),
номинальной мощностью - Рн=2,5 (кВт),
номинальной частотой вращения - nн=2120 (об/мин),
коэффициентом полезного действия – 76%,
сопротивлением обмотки при 15ºС: якоря – 0,196 (Ом);
добавочных полюсов – 1,134 (Ом);
индуктивностью цепи якоря – 2,3 (мГн);
моментом инерции: 0,015 (кг•м2).
При выборе электродвигателя основным требованием является его соответствие условиям технологического процесса. Выбранный электродвигатель должен обеспечивать заданный технологический цикл рабочей машины, соответствовать условиям окружающей среды, компоновки с рабочей машиной и при этом иметь нормативный (допустимый) нагрев.
Должны выполняться следующие условия:
Uн=Uзад; Pн=Pзад; nн=nзад,
где Uн , Pн , nн – номинальные напряжение, мощность и частота вращения электродвигателя, об/мин.
Если нет двигателя с заданными техническими характеристиками, то выбирают двигатель ближайшей большей мощности и скорости при соответствующем номинальном напряжении:
Uн= Uзад; Pн> Pзад; nн> nзад;
Выбор двигателя недостаточной мощности приводит к его повышенному нагреву и преждевременному выходу из строя из-за старения изоляции. Использование двигателя с завышенной мощностью увеличивает первоначальную стоимость электропривода и ухудшает его энергетические показатели.
Каталожные данные выбранного электродвигателя
Серия электродвигателя |
Uн, В |
Рн, кВт |
nн, об/мин |
КПД, % |
Ra, Ом |
Rдп, Ом |
La, мГн |
Ja, кг∙м2 |
2ПН112М |
110 |
2,5 |
2120 |
76 |
0,196 |
1,134 |
2,3 |
0,015 |
1.2. Выбор преобразователя
В настоящее время промышленность выпускает комплектные тиристорные преобразователи и комплектные тиристорные электроприводы. При выборе типоразмера преобразователя необходимо, чтобы средний выпрямленный ток Id и среднее выпрямленное напряжение Ud преобразователя удовлетворяли следующим соотношениям:
где Id н , Ud н – номинальные значения среднего выпрямленного тока и напряжения тиристорного преобразователя.
Комплектные тиристорные электроприводы, кроме системы импульсно-фазового управления тиристорным преобразователем (СИФУ), имеют встроенную систему управления электродвигателем. Выбирая комплектный электропривод необходимо, чтобы обеспечиваемый им диапазон регулирования скорости был не менее заданного.
29А 29А; 115В 110В.
2. Уравнения динамики и структурная схема двигателя
,
где p – оператор дифференцирования;
u, w, i - относительные значения напряжения, угловой скорости и тока якоря:
, , ,
где Iн - номинальный ток двигателя, А;
СЕ - постоянная двигателя, В.с;
W0 - угловая скорость холостого хода двигателя, 1/с;
dн - относительное значение падения скорости двигателя при номинальной нагрузке (коэффициент статизма);
Та - электромагнитная постоянная времени цепи якоря при питании двигателя от сети, с.;
Тм - электромеханическая постоянная времени двигателя, с;
iс - относительное значение тока двигателя в установившемся режиме (ток нагрузки).
Параметры динамической модели двигателя вычисляют по его каталожным (справочным) данным.
2.2. Расчет параметров динамической модели двигателя
2.2.1 Номинальная скорость двигателя, 1/с.
= = 221,89 рад/с
2.2.2 Постоянная двигателя
= = 0,307,
где Rа - активное сопротивление цепи якоря, Ом;
Номинальный ток двигателя, если он не указан в справочнике, вычисляют по формуле
= = 29,904 А,
где Pн - номинальная мощность двигателя, кВт;
hн < 1 - номинальный коэффициент полезного действия двигателя.
2.2.3 Активное сопротивление цепи якоря
= 0,196+1,134+0,067=1,397 Ом,
где Rоя - сопротивление обмотки якоря;
Rдп - сопротивление дополнительных полюсов;
Rко - сопротивление компенсационной обмотки;
Rщ - сопротивление щеточного контакта.
Если двигатель не имеет добавочных полюсов и компенсационной обмотки, то соответствующие им сопротивления принимают равными нулю. Сопротивление щеточного контакта вычисляют по формуле
= = 0,067 Ом,
где Uщ – потеря напряжения на щеточном контакте (ориентировочно принимают равной 2В).
2.2.4. Угловая скорость холостого хода двигателя
рад/с
2.2.5. Коэффициент статизма (относительное значение падения угловой
скорости двигателя при номинальной нагрузке)
2.2.6. Электромагнитная постоянная времени цепи якоря при питании двигателя от идеального источника напряжения
с,
где La - индуктивность цепи якоря, Гн.
2.2.7. Электромеханическая постоянная времени двигателя
где Jд - момент инерции двигателя, кг.м2.
3. Расчет параметров динамической модели привода при питании от тиристорного преобразователя (система «ТП – Д»)
3.1. Схема замещения цепи питания якоря системы «ТП – Д»
При питании электродвигателя от тиристорного преобразователя необходимо учитывать влияние электромагнитных процессов в силовых цепях преобразователя на динамику привода. Для этого активное и индуктивное сопротивления силовых цепей преобразователя приводят к цепи выпрямленного тока и вводят соответствующие элементы в цепь якоря двигателя. На рисунке 5 изображена схема замещения цепи при питании якоря двигателя от тиристорного преобразователя.
Рис. 1. Схема замещения силовой цепи системы «ТП – Д»
Активное сопротивление обмоток трансформатора, приведенное к цепи выпрямленного тока, сопротивление, вносимое за счет перекрытия анодных токов, и сопротивления сглаживающего и уравнительного дросселей учитывают введением в цепь якоря активного сопротивления RП.
Индуктивности обмоток трансформатора, сглаживающего и уравнительных дросселей учитывают введением в цепь якоря индуктивности LП.
3.2. Расчет активного сопротивления цепи якоря
3.2.1. Фазное напряжение вторичной обмотки трансформатора, питающего тиристорный преобразователь
,
где ku = 1,1 - коэффициент запаса по напряжению, учитывающий возможное
снижение напряжения сети;
kа = 1,1...1,2 - коэффициент запаса, учитывающий неполное открывание тиристоров при максимальном управляющем сигнале;
kr = 1,05 - коэффициент запаса, учитывающий падение напряжения в обмотках трансформатора, в вентилях и в результате коммутации тока;
kсх – коэффициент схемы учитывающий, форму выпрямленного напряжения:
для однофазной мостовой схемы со средней точкой kсх =1,11.
3.2.2. Действующее значение тока во вторичной обмотке трансформатора
,
где
= 1,05...1,1 - коэффициент,
учитывающий отклонение формы тока от
прямоугольной;
kt - коэффициент учитывающий, схему выпрямления переменного тока:
для однофазной мостовой схемы со средней точкой kt = 0,785.
3.2.3. Активное и индуктивное сопротивления фазы обмотки трансформатора, приведенные к цепи выпрямленного тока, Ом.
где ua , uр - активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания трансформатора в относительных единицах.
Если нет паспортных данных трансформатора, питающего тиристорный преобразователь, то можно принять ua ≈ 0,02...0,03; uP ≈ 0,075.
3.2.4. Сопротивление, вносимое за счет перекрытия анодных токов, Ом.
,
где m - число пульсаций выпрямленного напряжения за период:
для однофазной мостовой схемы со средней точкой m = 2.
3.2.5. Сопротивления сглаживающего и уравнительного дросселей определяют по величине потерь в дросселе ∆PM.
где Iдр.н - номинальный ток дросселя.
Если неизвестен тип дросселей установленных в приводе или в каталоге не приведены потери в дросселе, то ориентировочно принимают
Ом
3.2.6. Эквивалентное сопротивление якорной цепи двигателя:
= Ом,
где k = 1 - для однофазной мостовой схемы со средней точкой.
3.3. Расчет индуктивности цепи якоря
3.3.1. Индуктивность фазы обмотки трансформатора, приведенная к цепи
выпрямленного тока, Гн.
где f - частота тока в сети, питающей преобразователь, Гц.
3.3.2. Индуктивность сглаживающего дросселя, Гн.
= ,
где Id min = 0,1 Iн =0,1 =2,9904- минимальное значение тока нагрузки;
kур = 0,41 - для однофазной мостовой схемы со средней точкой.
3.3.3. Индуктивность уравнительных дросселей
Уравнительные дроссели применяют в реверсивном электроприводе для ограничения уравнительных токов, возникающих при совместном управлении вентильными группами преобразователя. Уравнительные дроссели отсутствуют в реверсивных электроприводах с раздельным управлением вентильными группами тиристорного преобразователя и в нереверсивных электроприводах. В этом случае, активное сопротивление и индуктивность уравнительных дросселей принимаем равными нулю: Lуд= 0, Rуд= 0.
3.3.4. Эквивалентная индуктивность якорной цепи двигателя
3.4. Параметры динамической модели системы «ТП – Д»
3.4.1. Электромагнитная постоянная времени якорной цепи двигателя
3.4.2. Коэффициент статизма при питании двигателя от преобразователя
3.4.3. Электромеханическая постоянная времени привода
где J - момент инерции привода, приведенный к валу двигателя, кг·м2;
Значение момента инерции привода ориентировочно можно принять равным
J = (1,1...1,6)·Jд =1,1 =0,0165
где Jд - момент инерции ротора двигателя, кг·м2;
1,1...1,6 - коэффициент, учитывающий момент инерции механизма.
3.4.4. Уравнение динамики системы импульсно-фазового управления
В режиме непрерывного тока тиристорный преобразователь с линеаризованной характеристикой системы импульсно-фазового управления (СИФУ) описывают операторным уравнением следующего вида:
где uП – среднее выпрямленное напряжение;
kП – статический коэффициент передачи;
ТП - постоянная времени, учитывающая дискретность, запаздывание и наличие фильтров в СИФУ;
Информация о работе Анализ и синтез системы управления вентильного электропривода