Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:37, реферат
Автомобильный рынок России находится на этапе кардинальных структурных преобразования, итогом которых должно стать формирование конкурентоспособной отечественной отрасли легкового автомобилестроения.
Целенаправленное развитее автомобильной промышленности в нашей стране способно существенным образом улучшить экономическую конъюнктуру, способствовать смешению акцентов с добывающих отраслей в сторону эффективного промышленного производства, привлечь значительные инвестиции, открыть новые международные рынки.
Введение
Поддержание стабильных темпов роста и увеличение объема ВВП является наиболее важной задачей развития любой национальной экономики в мире. Рост промышленного производства, в особенности машиностроения, является неотъемлемым составляющим принципов достижения этой цели в макроэкономических масштабах. Историческое развитие региональных экономических систем показало, что конкурентоспособность отрасли производства автомобилей – это залог успешности всей промышленной политики государства. В мировой торговле эта отрасль находит отражение на международном автомобильном рынке.
Автомобильный рынок
России находится на этапе кардинальных
структурных преобразования, итогом
которых должно стать формирование
конкурентоспособной
Целенаправленное развитее автомобильной промышленности в нашей стране способно существенным образом улучшить экономическую конъюнктуру, способствовать смешению акцентов с добывающих отраслей в сторону эффективного промышленного производства, привлечь значительные инвестиции, открыть новые международные рынки.
Особенности автомобилестроения
Автомобильная промышленность (автомобилестроение) – отрасль промышленности (по советской классификации – средней промышленности), осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)
Автомобилестроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли.
Автомобилестроение - это та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более нано-, капитало- и ресурсоемким.
Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.
Значение автомобилестроения, в целом, заключается в следующем:
1. В промышленно развитых странах автомобилестроение уже давно является не только ведущей отраслью машиностроения, но и одним из тех ключевых секторов национального хозяйства, которые обеспечивают успешное достижение общегосударственных экономических, социальных, научно-технических и экологических целей.
2. Развитие автозаводов приводит к устойчивому росту занятости и обеспеченности населения. Расчеты показывают, что одно рабочее место в автомобилестроении создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сферы торговли, автосервиса и утилизации – 10 мест. Производство автомобилей, кроме занятости населения, повышает объемы и ускоряет время товарооборота, укрепляет финансовую систему, обеспечивает возможность устойчивого производства сопутствующей массы товаров и услуг.
3. Развитие автомобильной промышленности происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки. Оно дает импульс научно-техническим разработкам в самых различных сферах знаний, а их внедрение на автозаводах позволяет, благодаря массовому производству, скорее окупать затраты на их выполнение. Постановка на производство каждой новой модели обязательно требует новых технических и технологических решений, как в автомобильной, так и в смежных отраслях промышленности. Таким образом, автомобилестроение постоянно «принуждает» смежные отрасли к непрерывному повышению продукции.
4. Автомобилестроение способствует динамичному развитию и модернизации целого комплекса сопряженных отраслей экономики, обусловливает предпосылки для развития транспортной системы и других звеньев инфраструктуры, обеспечивает обороноспособность страны, коренным образом изменяет менталитет и даже образ жизни нации. Деятельность предприятий автомобильной промышленности создает мультипликативный эффект развития практически всех основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих автомобилестроение материалами, комплектующими изделиями и технологическим оборудованием, а также средствами технического обслуживания, эксплуатации и ремонта.
Основные отличия автомобилестроения от других отраслей заключаются в следующем:
Основные проблемы автомобильной отрасли:
Крупнейшие предприятия автомобилестроения в России
ОАО «АВТОВАЗ» – (21 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. За период 1970–2002 гг. предприятием выпущено более 21 млн автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700000 автомобилей в год. Единый комплекс со штатом около 150 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих. Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.
«Группа ГАЗ» - (26 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) – создана в 2005 г. в результате реструктуризации производственных активов существовавшего с 2001 года ОАО «РусПромАвто». 18 предприятий автомобилестроения и машиностроения в 10 регионах России и в Великобритании. Выручка от реализации в 2007 году – свыше 154 млрд руб. Главные предприятия «Группы ГАЗ»: Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород) - крупнейший в России производитель легких коммерческих, грузовых и легковых автомобилей таких известных марок как «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко» и «Волга»; Павловский автобусный завод (Нижегородская область, Павлово) - крупнейший в России производитель малых и средних автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения марки «ПАЗ»; Автомобильный завод «LDV» (Бирмингем, Великобритания) - зарубежный производитель легких коммерческих грузовиков MAXUS; Ликинский автобусный завод (Московская область, Ликино-Дулево) - крупнейший в России производитель городских автобусов марки «ЛиАЗ»; «Автодизель» (Ярославль) - крупнейший в России производитель дизельных двигателей и силовых установок различной размерности марки «ЯМЗ»; «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, Миасс) - производитель большегрузных автомобилей повышенной проходимости внедорожной и дорожной гаммы марки «Урал»; Тверской экскаваторный завод (Тверь) - крупнейший в России производитель гусеничных и колесных экскаваторов марки «ТвЭкс». Основным акционером ОАО «ГАЗ» является машиностроительный холдинг «Русские машины»
Группа компаний «КАМАЗ» - (39 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. В январе 2007 г. «КАМАЗ» произвел 1,8-миллионный автомобиль с начала выпуска. В состав группы технологической цепочки входит 13 основных дочерних обществ. 12 из них находятся в городе Набережные Челны Республики Татарстан. В группу компаний «КАМАЗ» входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь). В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек. В начале 2008г. компания занимала 29% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй произведенный в России и СНГ грузовик – это автомобиль КАМАЗ. Выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Чистая прибыль составила: в 2006 году – 1 млрд 407 млн руб. (рентабельность по чистой прибыли 1,2%); в 2007 году – 3 млрд 453 млн руб. (рентабельность по чистой прибыли 3,7%).
ОАО «Северсталь-авто» - (87 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) -российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод» («УАЗ»), ОАО «Заволжский моторный завод» («ЗМЗ») и ОАО «ЗМА». Предприятия ОАО «Северсталь-авто» представляют известные автомобильные брэнды и занимают прочные позиции в своих сегментах рынка. «УАЗ» - является ведущим российским производителем автомобилей 4x4: внедорожников УАЗ, легких грузовиков и микроавтобусов. C июля 2006 года на производственных мощностях УАЗа запущена сборка грузовых автомобилей ISUZU NQR71P. «ЗМЗ» - крупнейший в России производитель 4- и 8-цилиндровых бензиновых двигателей для автомобилей класса E, внедорожников, автобусов, легких грузовиков и автомобилей специального назначения. «ЗМА» занимается лицензионной сборкой автомобилей известных брендов SsangYong и Fiat.
ОАО «Автофрамос» - (137 в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - создано 2 июля 1998 года на паритетных началах как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы. Предприятие осуществляет коммерческую и промышленную деятельность по производству и реализации автомобилей Renault на территории России.
Современное состояние автомобилестроения в России
Производство автомобильной техники в России в январе-марте 2013 года осталось на уровне первого квартала 2012 года.
По данным аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», суммарное производство автомобильной техники в России (легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов) за первые три месяца 2013 года составило 506,4 тыс. единиц, увеличившись по отношению к январю-марту 2012 года на символическую величину 0,5%. Отмечен незначительный рост производства легковых автомобилей при одновременном падении выпуска грузовиков и автобусов.
Российский автомобильный рынок в первом квартале 2013 года сократился на 5,1%.
Автомобильный рынок в январе-марте 2013 года сменил повышательный тренд 2012 года на понижательный. Объем оптовых продаж автомобилей всех типов сократился по отношению к первому кварталу 2012 года на 5,1% до 688,2 тыс. ед.
Легковые автомобили.
Выпуск легковых автомобилей в России в январе-марте 2013 года увеличился на 1,5%.
Производство легковых автомобилей в России за первые три месяца 2013 года увеличилось на 1,5% в годовом исчислении до 457,5 тыс. единиц. При этом выпуск отечественных моделей прибавил всего 0,5% до 140,6 тыс. ед., а иностранных – увеличился на 2,0% до 316,9 тыс. ед.
Продажи легковых автомобилей сократились в первом квартале 2013 года на 3,8%.
Объем оптовых продаж легковых автомобилей сократился в январе-марте 2013 года на 3,8% по отношению к результату первого квартала 2012 года и составил 618,3 тыс. ед. Общий объем продаж распределился по сегментам происхождения машин следующим образом (тыс. ед./процентная доля рынка):
Грузовые автомобили.
Российское производство грузовиков в январе-марте 2013 года упало на 9,6%.
Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в России сократилось в январе-марте 2013 года на 9,6% по сравнению с первыми тремя месяцами 2012 года до 38,5 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 32,8 тыс. ед. (-10,7%), а грузовиков иностранных марок 5,7 тыс. ед. (-2,6%).
Продажи грузовых автомобилей снизились в первом квартале 2013 года на 14,4%.
Российские продажи грузовиков в январе-марте 2013 года составили 59,02 тыс. ед., снизившись на 14,4% по отношению к первому кварталу прошлого года. Наибольшую долю рынка составил сегмент отечественных автомобилей (30,02 тыс. ед.; 50,9%). Иномарок российской сборки продано 6,19 тыс. ед., или 10,5% рынка. Продажи новых и подержанных импортированных грузовиков составили 20,91 тыс.ед. (35,4%) и 1,90 тыс. ед. (3,2%) соответственно.