Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущность и роль инвестиционной политики государства в современной экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. уточнить сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства;
2. раскрыть особенности инвестиционной политики в России;
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности инвестиционной политики государства. Инвестиционный климат………………………………………………………5
1.1 Понятие инвестиционной политики государства…………………5
1.2 Особенности инвестиционного процесса в России……………….6
1.3 Инвестиционный климат……………………………………………11
2 Инвестиционная политика государства в современной экономике……14
2.1 Инвестиционная политика, принципы инвестиционной политики в современных условиях…………………………………………………..14
2.2 Инвестиционный климат в современной экономике……………..17
3 Проблемы и перспективы инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………….….20
3.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций…………....20
3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….……24
Список использованных источников…………………………………….….26
Приложение…………………………………………………………………...28
Министерство образования Российской Федерации
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Инвестиционная политика государства
в современной экономике.
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и особенности инвестиционной политики государства. Инвестиционный климат………………………………………………………5
2 Инвестиционная политика
государства в современной
2.1 Инвестиционная
политика, принципы инвестиционной политики
в современных условиях…………………………………………………..
2.2 Инвестиционный климат в современной экономике……………..17
3 Проблемы и перспективы инвестиционной
политики Российской Федерации………………………………………………………
3.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций…………....20
3.2 Перспективы развития инвестиционной
политики Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….….26
Приложение……………………………………………………
Введение
Непременным условием достижения стабильного экономического роста и повышения уровня жизни является более глубокое и разностороннее включение нашей страны мирохозяйственные связи, прежде всего, инвестиционные связи, которые в условиях глобализации становятся системообразующим фактором развития мировой экономики. Поэтому перед российским государством стоит задача определить и обеспечить долгосрочное действие новых факторов экономического роста.
В настоящее время объем
Правильная экономическая
политика государства является залогом
успешного развития страны в целом,
немаловажной её составляющей является
и инвестиционная политика. Анализ
проблематики современного состояния
российской экономики приводит к
выводу о совершенствовании
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.
Целью курсовой работы является определение сущность и роль инвестиционной политики государства в современной экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Вопросы эффективного управления инвестиционными процессами и состояние современной инвестиционной политики нашли отражение в научных трудах Дейненко В.А. Данилова Л.В., Маркова Д.А., Галушка А., Голубовича А., Кашина Ю.И., Попкова В.П., Семёнова В.П., Романовского М.В.
I Понятие и особенности инвестиционной политики государства. Инвестиционный климат.
Инвестиционная политика
– составное звено
Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем. В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
Инвестиции - это понятие, охватывающее:
1. Реальные инвестиции – Капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство производственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение и тому подобное).Реальные инвестиции осуществляются государством и частными корпорациями. Государственные инвестиции ка правило направляются в малодоходные или дотационные отрасли производства – инфраструктуру, социальную сферу. Источниками финансирования государственных инвестиций являются налоги, внутренне и внешние займы, доходы от хозяйственной деятельности государственных предприятий, выпуска новых денег. [10.81]
2 Финансовые (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.
На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами, российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Так к примеру объем инвестиций в 2001 году к уровню 1990 года составил одну пятую часть, ежегодный дефицит инвестиций в России составляет 42-45 миллиардов долларов (общемировой нормативный уровень не менее 10% от ВВП), в то время как у населения находиться 50-60 миллиардов долларов,за рубеж вывезено 70 миллиардов долларов. Проблема 2003 года, стоящая перед Россией, затрагивала все сферы деятельности. Через 3 года ожидалось выбытие до 25% (в 2006 году до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен был увеличится в 3 раза, но такого не произошло.
Таким образом, основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Беспрецедентный спад производства, хронический бюджетный дефицит, острый платежный кризис 1990-х годов в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики. В качестве предпосылки и главного условия преодоления хронического экономического кризиса в России можно рассматривать активизацию инвестиционного процесса. Приоритетным направлением реформ должно стать совершенствование финансово-кредитных механизмов, способных предоставить экономике необходимые ресурсы для ее развития. Особая роль в этом процессе должна принадлежать рынку ценных бумаг.
В самом начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему находится в процессе масштабных социально-экономических преобразований, которые были начаты в последнем десятилетии XX века, но не завершены и по сей день. Изначально реформы ставили цели — достижение устойчивого экономического роста, создание эффективной экономики, способной обеспечивать высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Только на этой основе возможно прогрессивное развитие нашего общества. Вместе с тем далеко не все из того что было намечено, реализовано на практике.
Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микроуровнях и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.
В условиях трансформации экономики России в 1990-е годы и перехода к рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса, возникла объективная необходимость формирования принципиально нового механизма финансирования инвестиционной деятельности, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств: существенным изменением инвестиционного статуса и роли государства и негосударственных структур, разделением их функций в сфере инвестиционной деятельности; значительным сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с проведением приватизации; значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций, способов и критериев их распределения.
В настоящее время государство видит своей целью создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций (иностранных в том числе) при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора. Решающее значение придается росту объема и эффективности именно частных инвестиций, основными источниками которых должны стать как собственные (внутренние) средства предприятий, так и привлеченные (внешние) ресурсы (прежде всего средства банков, институциональных инвесторов и населения).
Для большинства западных стран, добившихся наиболее высокого на сегодняшний день уровня экономического развития, характерно преобладание негосударственных форм собственности и источников финансирования в инвестиционном процессе, в основном капитале и ВВП. Государственные же инвестиции сосредоточены в отдельных отраслях, от которых зависят национальная безопасность, производство общественных товаров [7.27]. Отмечая это, нельзя забывать, что в западных странах действующая модель инвестирования формировалась в течение длительного периода времени.
Российский опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей в частности должна оставаться значительной. Экономика, в течение длительного времени пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.
Кроме того, сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики страны. Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 1990-е годы беспрецедентного спада производства, образования хронического бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере предопределила постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики. Так, при спаде промышленного производства за девять пореформенных лет в два раза, инвестиции в основной капитал сократились в пять раз. Следовательно, глубокий системный кризис, затронувший практически все отрасли экономики России, наиболее серьезно и сильно поразил инвестиционную сферу [2.105].
В целом, в течение последнего десятилетия все развитие российской экономики протекало на фоне глубокого инвестиционного кризиса, который в полной мере не преодолен вплоть до настоящего времени. Внешними формами его проявления стали острая нехватка капиталообразующих инвестиций на рынке, устойчивое нежелание инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в производственный (реальный) сектор экономики,
Известно, что основным финансовым источником инвестиций в экономике страны являются валовые (национальные) сбережения, представляющие собой ту часть располагаемого дохода, которая не была израсходована на конечное потребление товаров и услуг.
Как показывает соотношение валового накопления основного капитала к валовым сбережениям, в России значительная часть сбережений не трансформируется в инвестиции. Так, если в предкризисный период на цели инвестирования в основной капитал использовалось свыше 86% всех ресурсов национальных сбережений, то в 1995 — 1997 годах это доля снизилась на 25 — 30%. Сравнение с аналогичными показателями развитых стран свидетельствует о том, что для экономики это крайне низкий уровень капитализации сбережений. Во многих странах обеспечиваются значительно большие масштабы использования сбережений на нужды инвестирования. В результате отношение объемов накоплений и сбережений у таких стран превышает уровень 100%. Например, в США он составлял в 1985 году 110, 7%, а в период 1990 - 1992 годах - более 108%.
Информация о работе Инвестиционная политика государства в современной экономике