Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:53, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение институциональной экономики и его аспектов в рыночном хозяйстве.
Задачей курсовой работы является:
Уяснить правовые предпосылки рыночного хозяйства.
Уяснить сущность и рассмотреть формы трансакционных издержек.
Уяснить содержание внешних эффектов и меры воздействия на них со стороны государства.
Уяснить сущность теоремы Р. Коуза.
Охарактеризовать общественные товары.
Выявить причины, формы и объективные границы вмешательства государства в развитие рыночной экономики.
Введение 3
Рынок как институт. Роль государства в рыночной экономике 5
Правовые предпосылки рыночного хозяйства 10
Внешние эффекты. Теорема Коуза 15
Общественные блага 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Содержание
Введение 3
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение
Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. Актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы — что, как и для кого производить — решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми мы сталкиваемся довольно часто раскрываются в этой теме. А рассмотрение рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации.
Актуальность заключается также в том, что теории институциональной экономики находится на стадии становления. В ней не сформулированы научные дефиниции, не проработан вопрос гармонизации интересов участников отношений, отсутствуют методологические инструменты анализа институциональных отношений и т.д. Это не позволяет на практике обоснованно применять достижения теории по институциональной экономике к решению проблем развития территориальных сообществ.
Имеется большая потребность в доработке некоторых важных аспектов институциональной теории, в выработке методологии анализа существующих институтов для их дальнейшего совершенствования на практике. Повышение качества работы региональных институтов в части согласования региональных и частных интересов агентов экономики позволит в значительной мере устранить существующие между ними противоречия, снизить уровень трансакционных издержек в реальном секторе экономики и обеспечить устойчивое развитие региона и промышленных предприятий.
В этих условиях актуальной становится разработка концепции механизма институциональных изменений в условиях адаптации системы управления экономической и внешнеэкономической деятельностью промышленных предприятий к условиям рынка. Его формирование возможно на основе использования жизнеспособных институтов, доставшихся от командной экономики и трансплантации их в институты рыночной экономики. Это позволит достигнуть эффекта преобразований на уровне предприятия.
Целью курсовой работы является изучение институциональной экономики и его аспектов в рыночном хозяйстве.
Задачей курсовой работы является:
Структура работы: введение, четыре главы, где раскрываются поставленные задачи, заключение, список использованной литературы.
Основными источниками написания данной курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов.
1.
Рынок как институт.
Роль государства
в рыночной экономике
Рынок как социальный институт. Под социальным институтом понимается определенная организация, общественный институт, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов.
Что же входит в систему рыночных институтов?
Во-первых,
правовая система, которая в рыночной
экономике выполняет две
Во-вторых,
в рассматриваемую систему
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.
Таким
образом, рынок как социальный институт
прочно объединяет всю совокупность
рыночных связей в единую целостность.
Эта целостность придает рынку
новое качество - способность к
саморегулированию на основе экономических
законов, определяющих динамику цен.
Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:
1) монополия;
2) несовершенная (асимметричная) информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.
Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.
Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.
Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего, к ним относятся:
Лишь
при наличии этих условий денационализация
экономики может быть эффективной. Следует
помнить, однако, что этот процесс во многом
зависит от самого государства. Между
тем разрастание бюрократического аппарата
усложняет сам процесс принятия решений.
Поэтому "провалы" рынка могут быть
дополнены, а иногда и усилены "провалами"
государства.
2. Правовые предпосылки
рыночного хозяйства
Права собственности и их структура. В современной экономической теории под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие нормы.
Права собственности (property rights) — это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ.
Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение длительного времени. В римском праве ведущую роль играли права владения, пользования, управления и перехода вещи по наследству (или завещанию).
Со становлением капитализма к ним добавились такие существенные характеристики, как, с одной стороны, право на основу или "капитальную стоимость" вещи, а с другой — право на доход, возникающий в результате использования или управления объектом собственности. Национализации, имевшие место в ряде стран в течение XX в., остро поставили вопрос о временных границах использования вещи (бессрочное или с ограниченным сроком) и особенно о праве на безопасность (гарантирующую от экспроприации под тем или иным благовидным предлогом). Защита от отрицательных последствий использования вещи (отрицательных внешних эффектов, возникающих от пользования вещью) стала особенно актуальной с обострением экологических проблем. Она обусловила необходимость запрещения вредного использования вещи. Эти и другие правомочия (например, ответственность в виде взыскания вещи в уплату долга, так называемый остаточный характер неучтенных правомочий) составляют сейчас полное определение права собственности'. В реальной действительности возможны их самые различные сочетания.
Англосаксонская
правовая традиция (в отличие от
правовых систем континентальной Европы)
рассматривает право
Информация о работе Институциональные аспекты рыночного хозяйства