Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей инфляционных процессов в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности, виды инфляции, причины и последствия инфляции;
2) изучить издержки инфляции;
3) выявить теоретические аспекты антиинфляционной политики России.
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ИЗДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
1.1. Инфляция: сущность, виды и причины, последствия 4
1.2. Издержки инфляции 8
1.3. Антиинфляционная политика 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ 13
2.1. Современные тенденции инфляции 13
2.2. Факторы инфляции и их регулирование 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
3
3
Оглавление
3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ИЗДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
1.1. Инфляция: сущность, виды и причины, последствия 4
1.2. Издержки инфляции 8
1.3. Антиинфляционная политика 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ 13
2.1. Современные тенденции инфляции 13
2.2. Факторы инфляции и их регулирование 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
3
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день каждый ежедневно интересуется опубликованными цифрами официальной инфляции в средствах массовой информации в связи со сложившемся положением в отношении кризиса и экономической ситуацией в мире. У людей инфляция ассоциируется только с чем-то очень плохим и ужасающим, хотя есть те, кому влияние цены инфляции выгодно и приносит доход.
Россия по темпам инфляции в прошлом году значительно опередила Евросоюз: потребительские цены за 2011 год в РФ выросли на 8,8%, тогда как в среднем по ЕС - на 2,6%, за декабрь это соотношение составило 1,1% против 0,5%, свидетельствует обзор Росстата, подготовленный на основе данных общеевропейского статистического агентства Евростат и национальных статистических данных.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей инфляционных процессов в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности, виды инфляции, причины и последствия инфляции;
2) изучить издержки инфляции;
3) выявить теоретические аспекты антиинфляционной политики России.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Инфляция — устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен, выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег. В определение инфляции входит понятие уровень инфляции, который определяется по формуле: где Р — средний уровень цен в текущем году; Р-1 — средний уровень цен в предшествующем году.
Причем средний уровень цен измеряется индекс: Уровень цен при открытой и скрытой инфляции оделяется по-разному. В первом случае — темпом прироста уровня цен (индексом цен), во втором — соотношением государственных цен с ценами свободного (легального или теневого) рынка, объемом вынужденных сбережений и др.
Процесс, противоположный инфляции, называется дефляцией, а замедление темпов инфляции — дезинфляцией. Уровень цен в будущем, с позиции экономических агентов, называется инфляционными ожиданиями.
Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса — вид инфляции, вызванный избытком совокупного спроса, за которым не успевает производство, т. е. спрос превышает предложение.
Избыточный спрос ведет к взлету цен. Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса. Инфляция спроса в коротком периоде иллюстрируется на рис. 1.
При инфляции спроса кривая AD смещается вправо. Цены и выпуск продукции изменяются в одном направлении — они растут: цены с Ро до Р1; выпуск с Y0 до Y1.
Монетаристы считают, что главным фактором инфляции спроса является предложение денег, поскольку увеличение предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, который вызывает рост цен.
Рис. 1. Инфляция спроса[1]
Инфляция издержек — вид инфляции - возникающий вследствие увеличения средних издержек на единицу продукции, это инфляция со стороны предложения, когда предложение отстает от спроса. Она означает рост издержек производства, опережающий рост реального дохода и производительности труда.
Рост издержек производства обусловлен тремя причинами:
а) повышением заработной платы;
б) удорожанием сырья, топлива;
в) увеличением косвенных налогов, акцизов.
Графическое изображение инфляции издержек в коротком периоде показано на рис. 2.
Рис. 2. Инфляция издержек[2]
При инфляции издержек кривая AS0 смещается влево. Цены и выпуск продукции изменяются в противоположном направлении — цены растут с Ро до Р1, а объем производства сокращается с Yo до Y1.
Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль. В этом процессе ключевую роль играют инфляционные ожидания экономических агентов. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса, представлена на рис. 3.
Рис. 3. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса[3]
Предположим, что экономика находится в равновесии в точке Ео при полной занятости. Допустим, государство стимулирует экономику через бюджетно-налоговую или кредитно-денежную политику (смещение AD из положения AD1 в положение AD2. Новое равновесие установится в точке E1).
Экономические агенты будут корректировать свое поведение в соответствии с инфляционными ожиданиями. При увеличении ставок номинальной заработной платы увеличатся средние издержки. Кривая AS2 будет сдвигаться вверх. Новое равновесие установится в точке Е2 (при первоначальном уровне производства и возросшем уровне цен). Новая попытка стимулирования экономики вызовет новый рост цен, образуя инфляционную спираль.
Выделяют внутренние и внешние причины инфляции.
К внутренним причинам относятся:
а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства (тяжелой промышленности, особенно военного машиностроения);
б) дефицит государственного бюджета, связанный с увеличением государственных расходов;
в) диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики;
г) монополия государства на внешнюю торговлю;
д) монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен на рынках;
е) высокие налоги, процентные ставки за кредит и др.
К внешним причинам относятся[4]:
а) структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный, экологический сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть, и т. д. Их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы своих стран, экспортируют в то же время в другие страны и инфляцию;
б) обмен банками национальной валюты на иностранную. Он вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции и др.
Россия пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от планово-централизованной экономики к рыночной. Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год повысились в среднем на 2508%, в 1993 г. — на 884%. Гиперинфляция потребовала знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10, 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 г. продолжался рост потребительских цен, составивший, соответственно, 215,0% и 131,3%. И только в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9%, а в 1997 - до 11%. В 1998 г. уровень инфляции поднялся до 84,4%. С 1999 г. наметилось снижение инфляции до 36,5%, в 2000 г. - до 20,2%, в 2001 г. -18,6%, в 2003 г. (по плану) - 14%, в 2004 г. (по прогнозу) -13%, в среднем за период 2006-2011 гг. - 6%.
Различают два вида инфляции:
а) прогнозируемую (ожидаемую);
б) непрогнозируемую (неожидаемую) инфляцию. Каждая из них имеет особенные социально-экономические последствия.
Прогнозируемая (ожидаемая) — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении людей до своей реализации, т. е. это инфляция, к которой население в определенной мере уже подготовлено.
Непрогнозируемая (неожидаемая) — это инфляция, которая становится для людей неожиданностью или, по крайней мере, возникает тогда, когда население еще не успело полностью приспособиться к ней.
Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
Инфляция представляет собой разновидность налога на владельцев денег. Сам по себе налог не приводит к дополнительным издержкам для общества: он просто переводит средства от домашних хозяйств к государству. Однако большинство налогов создают стимулы для изменения поведения граждан, которые желали бы уклониться от их уплаты. Искажение же поведенческих мотивов ведет к безвозвратным потерям для общества в целом. Подобно другим налогам, инфляционный налог также сопровождается безвозвратными потерями, так как население попусту растрачивает свои ограниченные ресурсы, стремясь избежать его уплаты.
Возможно, ли уклониться от инфляционного налога? Так как инфляция снижает реальную стоимость содержимого вашего бумажника, вы можете попытаться минимизировать потери, имея при себе меньше денег. Один из способов решения этой задачи состоит в том, чтобы постараться чаще снимать деньги со своего банковского счета. Регулярные посещения банка позволят вам держать большую часть денег на приносящих доход банковских счетах, вместо того чтобы хранить их в бумажнике, где их стоимость под воздействием инфляции ежедневно снижается.[5]
Издержки, связанные с уменьшением количества денег, имеющихся у вас на руках, называются издержками «стоптанных башмаков», так как частые посещения банка означают быстрый износ обуви его клиентов. Разумеется, не следует понимать это определение буквально: действительные издержки снижения количества имеющихся у вас на руках денег заключаются в возникающих при этом потерях времени и дополнительных неудобствах. [6]
Издержки «стоптанных башмаков» могут показаться несущественными. Тем не менее, они присутствуют и в американской экономике, темпы инфляции которой в последние годы были весьма незначительными. В странах же, экономика которых находится в состоянии гиперинфляции, издержки «стоптанных башмаков» проявляются гораздо сильнее.
Итак, издержки «стоптанных башмаков» могут быть весьма серьезными. При высоких темпах инфляции господин Миранда не может позволить себе роскошь хранить деньги в национальной валюте. Напротив, он должен быстро тратить их на покупку товаров или конвертировать в американские доллары, которые представляют собой более надежное средство сбережения. Время и усилия, потраченные господином Мирандой на снижение находящегося у него на руках количества денег, представляют собой напрасную растрату его индивидуальных ресурсов. Если бы денежно-кредитная политика Центрального банка обеспечивала низкую инфляцию, господин Миранда хранил бы зарплату в песо и расходовал свои силы и время с большей пользой для себя и своей семьи. В заключение следует отметить, что фактически сразу же после написания этой статьи благодаря жесткой финансовой политике государства инфляция в Боливии значительно снизилась.
Большинство фирм меняют цены на свою продукцию далеко не каждый день. Напротив, они нередко заранее объявляют о ценах на товары и поддерживают их неизменными в течение нескольких недель, месяцев или даже лет. Исследования показали, что средняя американская фирма изменяет цены раз в год. Такая политика связана с тем, что изменение цен на продукцию фирм требует дополнительных затрат, которые называются издержками «меню». Этот термин пришел в экономику из ресторанной практики, так как необходимость напечатать новое меню приводит к дополнительным расходам. Издержки «меню» включают в себя стоимость изготовления новых прейскурантов и каталогов, рассылки их дилерам и покупателям, затраты, связанные с принятием решения о повышении цен, и затраты времени и сил на объяснения с раздраженными покупателями.
Инфляция увеличивает издержки «меню», которые вынуждены нести фирмы. В современной американской экономике, характеризующейся низкими темпам инфляции, вопрос о ежегодном повышении цен — обычный элемент деловой стратегии многих компаний. Однако такой подход неприменим в условиях высокой инфляции. Например, во время гиперинфляции фирмы должны менять свои цены один или даже несколько раз в день.
Антиинфляционная политика состоит из двух частей:
а) регулирование совокупного спроса;
б) регулирование совокупного предложения.
Первое направление кейнсианское, второе — монетаристское. Кейнс утверждал, что уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры приводят к сокращению спада, сокращению безработицы.
Усиление совокупного предложения, созданное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.
Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к усилению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в будущем. Эта политика дает эффект по истечении долгового времени.
Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, — монетаризм, основателем которого был М. Фридмен.