История возникновения и развития национального счетоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:11, доклад

Краткое описание

Система национальных счетов возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х — первой половине 1940-х годов. Основоположником, теоретическим «отцом» национального счетоводства считается Дж. Кейнс. Необходимо отметить, что в разработку концепции макроэкономического анализа крупный вклад внесли его предшественники - такие крупнейшие ученые XVIII - XIX вв., как У. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Поводом к созданию макростатистической модели рыночной экономики была «великая депрессия» 1929-1933 гг. Для оценки последующего развития экономики и разработки необходимых экономических и политических мероприятий требовалась оценка экономической деятельности на основе показателей, взаимосвязанных между собой. Так возникла идея национального счетоводства, создания системы макроэкономических показателей, отображающих все основные стороны функционирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по эт.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

    История возникновения и  развития национального  счетоводства

    Система национальных счетов возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х —  первой половине 1940-х годов. Основоположником, теоретическим «отцом» национального счетоводства считается Дж. Кейнс. Необходимо отметить, что в разработку концепции макроэкономического анализа крупный вклад внесли его предшественники - такие крупнейшие ученые XVIII - XIX вв., как У. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Поводом к созданию макростатистической модели рыночной экономики была «великая депрессия» 1929-1933 гг. Для оценки последующего развития экономики и разработки необходимых экономических и политических мероприятий требовалась оценка экономической деятельности на основе показателей, взаимосвязанных между собой. Так возникла идея национального счетоводства, создания системы макроэкономических показателей, отображающих все основные стороны функционирования экономики.

      В начале XX в. американские, английские, немецкие статистики делали попытки  исчислить национальный доход  путем применения балансового  метода. К таким попыткам можно  отнести ряд работ (С.Кузнец «Национальный  доход  и  капитальные  вложения  США  за 1919 - 1935гг.», А.Боули и Дж.Стэмп «Национальный доход» (1929 г.); К.Кларк «Национальный доход и расходы» (1937 г.), довоенные германские публикации). Большой вклад внёс А.Маршалл. Из отечественных исследований известны публикации Прокоповича. В 1918 г. была опубликована его работа по исчислению национального дохода Европейской части России.

     Второй этап начался после Второй мировой войны. Завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых, послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшей особенностью второго этапа в развитии СНС стал процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координации их со сформированным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были интегрированы: блок данных о национальном богатстве; блок данных о движении финансовых ресурсов; блок данных о внешнеэкономических связях; блок межотраслевого баланса и др. Эти блоки экономической статистики существовали ранее сами по себе, без какой-либо увязки с блоком данных о национальном доходе, что обедняло и ограничивало возможности экономического анализа, так как не позволяло сопоставлять данные, характеризующие различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.

Другая важная особенность послевоенного этапа  в развитии СНС состояла в том, что международные экономические  организации (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.) стали играть активную роль в развитии методологии и в практике разработки национальных счетов. Эти организации, и прежде всего ООН, начинают разрабатывать международные стандарты в области национальных счетов с двумя целями: во-первых, для оказания содействия заинтересованным странам (главным образом, развивающимся в развитии статистики; во-вторых, для обеспечения единой основы для сбора и систематизации сравнимых в международном плане данных о важнейших макроэкономических показателях.1

Первая версия СНС ООН (разработана в 1952 г., официальный  документ опубликован в 1953 г.) — это  взаимоувязанная система из шести  счетов (три сводных и три секторных  счета с субсчетами), характеризующих  результаты и ряд основных процессов  в экономике:

    I. Наиболее сводные агрегаты: внутренний  продукт, национальный доход,  отечественные вложения в основной  капитал.

    II. Сводные счета: домашние хозяйства  (текущий субсчет, счет операций  с капиталом), государственное управление (текущий субсчет, счет операций  с капиталом).

    В СНС 1953 г не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, целесообразность которых обосновывалась в докладе Стоуна в 1947 году Второй стандарт ООН в области национального  счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г Документ, ставший известным позднее среди  специалистов как «голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен  Стоуном в сотрудничестве с американским экономистом Н Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН. СНС ООН 1968 г была значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации. Ещё одна важная особенность СНС ООН 1968 г состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета.

    Следует отметить, что СНС ООН 1968 г сыграла  большую положительную роль в  развитии национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран мира предприняли меры по внедрению положений СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую практику. На базе СНС ООН 1968 г Европейское Сообщество в начале 1970 г разработало Европейский вариант СНС, представляющий адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.2

    С 1993 г. действует новая версия международной стандартной системы национальных счетов, соединившая в себе последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. Следует отметить некоторые из них.

    Наиболее  развитым СНС характерны высокая степень интегрированности и универсальности системы макроэкономических показателей. Это проявляется, в частности, в методологической согласованности счетов потоков, показателей запасов (балансов национальной экономики - счетов активов и пассивов), счетов согласования.

    Интеграция  выходит за рамки собственно системы  национальных счетов и захватывает  платежный баланс, статистику государственных  финансов, статистику денежного обращения  и банковскую статистику. Для гармонизации центральной системы макроэкономической статистики и так называемых родственных  ей разделов предусматривается система  сателлитных счетов, увязывающих с СНС блоки социальных показателей, показателей окружающей среды и др.

    Разработка  сателлитных счетов - это серьезный поворот СНС наряду с финансово-экономическим и технолого-экономическим подходами к изучению социальных процессов. Если до последнего времени процесс производства рассматривался, прежде всего, с технологической точки зрения, то в развитии современной СНС более отчетливо проявляется тенденция усиления роли в макроэкономической статистике таких разделов, как статистика занятости, распределения и перераспределения доходов. Имеется ряд концептуальных нововведений, вносящих серьезные изменения в перспективу развития национального счетоводства. Они касаются, в частности, определения границ экономикой деятельности (сферы производства). Теоретически признается правильным расширить сферу производства за счет подключения нелегальных, юридически запрещенных видов деятельности, и «теневая экономика» может рассматриваться как сектор национальной экономики. К изменениям концептуального характера относятся также:

  • введение категории «смешанный доход»
  • проведение различия между расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением
  • расширение понятия «валовое накопление»
  • дальнейшее развитие индустриальной классификации экономических единиц.

    К другой группе теоретико-методологических новаций относится более четкое разграничение экономических операций на денежные и другие.3 

 

    Система Национальных счетов в России

    Основные  идеи, заложенные в международных  стандартах по национальному счетоводству, в отечественной статистике начали внедряться с конца 80-х годов. Хотя переход на систему национальных счетов труднейшая задача отечественной  статистики, работы осуществляются далеко не на пустом месте. Еще в 20-х годах  государственными статистическими  органами СССР был разработан первый в мировой статистике баланс народного  хозяйства, оказавший влияние на развитие системы макроэкономических показателей. Некоторые таблицы  первого баланса народного хозяйства (БНХ) содержали черты межотраслевого баланса. В разработку методологии  его составления большой вклад  внёс позднее В.Леонтьев. Многие идеи и подходы, реализованные в БНХ как системе взаимно согласованных макроэкономических показателей, были позднее подхвачены и развиты в балансовых построениях, ориентированных на рыночную экономику.

    Начиная с 70-х годов все более отчетливо  ощущалась потребность в кардинальной перестройке системы макроэкономических показателей — статистической модели воспроизводства типа БНX и в формировании новой системы учета по стране в целом (национального счетоводства).

    По мере экономического роста и возрастанию роли услуг в народном хозяйстве, что находило отражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в этом секторе экономики. для нашей страны, потребовала более широкого (чем это принято в БНХ) подхода к интерпретации экономической сферы или сферы производства и эффективности, роли отдельных факторов производства, изменений в уровне и качестве жизни.

    В 80-е годы потребность в более  глубоком и комплексном анализе  макроэкономики стала ощущаться  все более ясно. Еще бывшим Госкомстатом Союза в дополнение к БНХ в  его традиционном виде была начата разработка ряда новых таблиц, содержащих данные о некоторых аспектах социально-экономического развития, не охваченных схемой БНХ. Например, в 80-е годы была начата разработка баланса  нематериальных услуг, затрат на их оказание и использование различными группами потребителей. Другой пример в этой области - введение органами государственной  статистики в практику макроэкономических расчетов показателя общего объема потребления, включавшего наряду с потреблением материальных благ также стоимость  нематериальных услуг, поступивших  населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т. п.).

    Следующим важным шагом в совершенствовании  макроэкономической статистики в Российской Федерации стало внедрение в  регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта. Исчисление ВВП и валового национального дохода не только облегчает международные сопоставления уровней и темпов экономического развития структуры народного хозяйства, но и содействует нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, позволяет в принципе углубить экономический анализ на макроэкономическом уровне, позволяет рассмотреть экономический процесс через призму расширенной концепции сферы производства национального продукта (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.

    Некоторое время данные о размерах и динамике ВВП публиковались официальными статистическими органами, однако следует  отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, т.е. они  получились вне скоординированной  системы макроэкономических показателей  и на основе действовавшей устаревшей системы учет. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованностъ разных уровней формирования новых макропоказателей и др. Выход может быть только один создание принципиально новой системы учета в масштабах страны (системы национальных счетов как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели). Эта система даст возможность отобразить многообразие экономических явлений и процессов на уровне народного хозяйства в концентрированном виде.

    Особенностью  первоначального внедрения СНС  в статистическую практику являлось использование БНХ в качестве исходной информационной базы и составление  счетов практически только на верхнем  уровне, а не формирование их на нижнем уровне (как это должно быть в  эксперименте). Слабостью экспериментальных  расчетов стало использование ОКОНХ (бывшего общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства), заметно  отличающегося от Международной  стандартной отраслевой классификации (МСОК), несоответствие первичной документированной  информационной базы (бухгалтерского учета, первичной финансовой и банковской статистики) международным стандартам и др.

    Одной из важнейших отечественных особенностей СНС в ближайшем будущем станет акцент на центральный блок показателей, отражающих движение доходов и расходов по институциональным секторам и  региональную, разработку по крайней мере важнейших ее фрагментов, что вызывается необходимостью отслеживания развития социально-экономических параметров регионов, финансово-экономических взаимосвязей между ними и центром.

Информация о работе История возникновения и развития национального счетоводства