Конкурентные структуры в экономике.их проявление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Сущность социальной защиты населения 5
2.2. Принципы и функции социальной защиты населения 7
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ 10
2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения 10
2.2. Направления социальной политики Российской Федерации 14
2.3. Основные проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая%20по%20экономике-Cоц.%20защита[1].doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

      Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

      Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

      Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. Всё вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы

      Цель  курсовой работы заключается в рассмотрении и анализе рыночной экономике  и системы социальной защиты населения.

      Задачи  работы:

      Рассмотреть особенности формирования и механизм действия системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики;

      Рассмотреть причины появления механизма  социальной защиты населения.

      Работа  состоит из двух глав.

      В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной политики государства в условиях рыночной экономики.

      Вторая  глава раскрывает особенности формирования и функционирования системы социальной защиты в России, как государства с рыночной экономикой.

      В работе использована научно-методическая литература и периодические издания. 

 

      

      ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

      1.1. Сущность социальной защиты населения

 

      Как известно, внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.

      В условиях рыночных отношений человек  может обеспечить удовлетворение своих  потребностей лишь путем получения  дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

      Однако  в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет  собственности и не в состоянии  трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений, последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. [3,C.65]

      Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения  по нескольким причинам:

      1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

      2) всякое государство заинтересовано  в расширенном воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы;

      3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.[5,C.30]

      Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением  социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.[14,C.12]

      Взаимодействие  рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

      Главная цель социальной защиты состоит в  том, чтобы оказать необходимую  помощь конкретному человеку в сложной  жизненной ситуации.

      Экономическая политика государства - это часть  его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. [16,C.49]

      Социальная  ориентация экономики выражается в  подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

      Если  говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего  воспроизводство человеческого  фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.

      2.2. Принципы и функции социальной защиты населения

 

      Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и  методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.[12,C.103]

      Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

    • социальное обеспечение;
    • социальное страхование;
    • социальную поддержку (помощь).

      Основными принципами социальной защиты населения  являются:

    • гуманность,
    • социальная справедливость,
    • адресность,
    • комплексность,
    • обеспечение прав и свобод личности.

      Основные  цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

      1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

      2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;

      3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики.[13,C.87]

     В целом социальная политика государства  может быть представлена в виде двух основных моделей:

     Первая  включает в себя поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП. Такая система представлена в США.

     Вторая  модель характеризуется высокой степенью удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП. Эта система действует в Швеции.[4,C.120]

     При проведении социальной политики необходимо помнить о следующих возможных  последствий:

  • опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
  • общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
  • перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
  • гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ

      2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения

 

      В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена  социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

      Социальная  политика – это сфера практического  осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.[10,C.24]

      Правовую  основу государственной системы социальной защиты составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «Об общественных объединениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах обязательного социального страхования», «О прожиточном минимуме в РФ», «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в РФ».

      Указанные законы и некоторые другие несут  на себе основную нагрузку по регулированию  отношений в социальной сфере, поскольку  единого кодифицированного закона применительно к данной области  не существует. Правительство РФ и правительства субъектов Федерации своими многочисленными постановлениями по самым различным вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Среди них, например, постановление «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка», «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска».

      Осуществляется  социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, формируемых на основе поступления налоговых платежей, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

      Социальная  помощь носит характер периодических  и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.[10,C.30]

Информация о работе Конкурентные структуры в экономике.их проявление в современной России