Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие конкуренции в экономической науке………………….5
1.1. Функции конкуренции………………………………………………8
1.2. Виды конкуренции………………………………………………….11
Глава 2. Социально-экономические последствия конкуренции………14
2.1 Экономика Российской Федерации и конкуренция. ……..………14
2.2. Последствия конкуренции …………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………35
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Конкуренция: сущность и социально-экономические
последствия» № 21
Выполнил студент:
группы: ЭК-112
номер зачетной книжки:1148
Эльзетинова В.Б.
Научный руководитель:
д.э.н. Чеботарев Г.А.
Ростов-на-Дону, 2011 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие конкуренции в экономической науке………………….5
1.1. Функции
конкуренции………………………………………………
1.2. Виды конкуренции…………………………………………………
Глава 2. Социально-экономические
последствия конкуренции………14
2.1 Экономика Российской Федерации
и конкуренция. ……..………14
2.2. Последствия конкуренции …………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Данная тема актуальна, так как конкуренция – движущая сила экономики.
Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без нее невозможно представить прогресс в технике, а она создает в нем заинтересованность у производителей. Каждый стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.
Конкуренция незаменимый атрибут механизма выгоды.
1. Понятие конкуренции в экономической науке
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной
данной проблеме, присутствует три
подхода к определению
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает
конкуренцию как элемент
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается
на повседневном понимании конкуренции
как соперничества за достижение
лучших результатов на каком-
либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной
интерпретации, все же 1определяется как соперничество
экономических субъектов. Вот наиболее
типичные определения:
Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».
В рамках классической экономической
теории конкуренция рассматривается
как неотъемлемый элемент рыночного
механизма. А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
Конкуренция выступает в
качестве силы, обеспечивающей взаимодействие
спроса и предложения, уравновешивающей
рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается 2каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
1.1. Функции конкуренции
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует
установлению равновесной цены, уравнению
спроса и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Во-вторых, конкуренция поддерживает
общественно нормальные условия
производства и реализации товаров
и услуг. Она как бы подсказывает
товаропроизводителям, сколько капитала
они должны вложить в производство
того или иного товара. Предположим,
что один продавец затратил на производство
какого-нибудь товара больше средств,
чем другой. При такой ситуации,
когда на рынке установится равновесная
цена на данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия