Конкуренция. Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
1.1.Роль конкуренции в экономической жизни
1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции
1.3. Конкуренция и право
1.4. Развитие антимонопольного законодательства
1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
2.2. Функции конкуренции.
2.3. Виды конкуренции
Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Правовое регулирование конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в РФ.
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ

 

1.1.Роль конкуренции  в экономической жизни

6

1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции

8

1.3. Конкуренция и право

10

1.4. Развитие антимонопольного  законодательства

12

1.5. Законодательство  о недобросовестной конкуренции

14

Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.

 

2.1. Понятие и  условия возникновения конкуренции.

20

2.2. Функции конкуренции.

21

2.3. Виды конкуренции

24

Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

26

3.1. Правовое регулирование конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в РФ.

27

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА  НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

37

Глава 5. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ.

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРУРЫ

65


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция - это  состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем  случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки  сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство  в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который  решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она  превратилась в главный рычаг  рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны.

Позитивное  влияние конкуренции на экономику  заключается в следующем:

1. она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения; 

3. ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция  не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало  важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

 

1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ

 

1.1.Роль конкуренции в экономической жизни

 

В Плане действий Правительства  РФ по реализации в 2005 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в первом же разделе "Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития" первым пунктом стоит поручение к ноябрю 2005 года внести в Правительство, а в январе 2005 года в Государственную Думу федеральный закон, направленный на совершенствование антимонопольного законодательства и переориентирование системы антимонопольного регулирования на товарных рынках с предупреждения возникновения или усиления доминирования на повышение эффективности пресечения злоупотреблений доминирующим положением, а также соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

До декабря 2004 года заинтересованным федеральным органам исполнительной власти поручено также подготовить  Правительству доклад, в котором  проанализировать ведомственные акты, а также соглашения, заключенные  с иными органами власти и организациями, с целью выявления в них положений, не соответствующих антимонопольному законодательству, для последующей их отмены.

Чем продиктованы эти  шаги Правительства и как сейчас обстоит в нашей стране дело с  правовым регулированием конкуренции?

Ответ на этот вопрос требует прежде всего разобраться с проблемой, какова роль конкуренции в экономической жизни и, вообще, что это такое?

Конкуренция - неотъемлемая часть рыночной экономики. Как известно, рынок обеспечивает:

  • наилучшую координацию планов производителей и потребителей;
  • наиболее рентабельное использование ресурсов;
  • распределение доходов от производства в соответствии с достигнутыми результатами.

Однако это не происходит автоматически, а возможно лишь тогда, когда производители конкурируют  между собой. Мировой опыт свидетельствует, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики.

Понятие конкуренции  многозначно и не охватывается универсальным  определением. Конкуренция, соперничество, соревнования между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли1.

Конкуренция - это и  способ хозяйствования, и такая форма  существования капитала, при которой  один индивидуальный капитал соперничает с другим, являясь атрибутом рынка. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития. Конкуренция является основным стимулом для модернизации, которая дает четкий сигнал - или ты лучший, или ты банкрот. Последние пятнадцать лет нашей истории мы пытались по многим направлениям сдерживать рыночные силы, оправдывая это переходным периодом, неготовностью многих предприятий вступить в жесткую конкуренцию. Прошло пятнадцать лет, и больше нельзя позволять нерадивым предпринимателям, нерадивым управленцам паразитировать на людях. Можешь конкурировать - плати работникам высокую зарплату, производи востребованный рынком качественный продукт. Не можешь - освободи дорогу тем, кто хочет и умеет работать.

 

1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции 

Основные инструменты, имеющиеся в руках государства  и позволяющие ему стимулировать  модернизацию производств, - это механизмы  антимонопольной политики, таможенно-тарифные инструменты и регулируемые тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Все они должны использоваться с целью повышения конкуренции.

Что касается антимонопольной  политики, то здесь важнейшей задачей  Правительства является активизация  деятельности не только в рамках внутреннего  рынка в целом, но и в отношении местных монополий.

Другой инструмент стимулирования конкуренции - таможенно-тарифная политика. Создавая для своих производителей тепличные условия, мы тем самым  снижаем стимулы для их эффективной  работы. Время показало, что искусственная  защита лишь консервирует отсталость. В России сегодня средняя эффективная ставка по импортным пошлинам составляет 10-11% против 3-4% в странах Евросоюза и США. Что, в этих странax предприниматели платят меньшую зарплату работникам? Или они меньше средств расходуют на газ и электричество? Конечно же нет. Просто они знают, что если не будут оптимизировать менеджмент, если не будут вводить инновации, если не будут создавать новые рынки, то завтра на их место придут другие. Обязательно придут.

Речь, конечно, не идет о том, чтобы убрать все таможенные ограничения и бросить отечественные предприятия на произвол судьбы. К вопросу снижения таможенных барьеров нужно подходить очень аккуратно. Это наш ресурс, который мы можем и должны эффективно использовать для переговоров по снятию барьеров, возникающих перед российскими товарами на мировых рынках. Процесс пересмотра таможенных и тарифных ограничений обязательно должен быть дорогой с двусторонним движением. Но нам по ней необходимо двигаться.

Третий инструмент стимулирования конкуренции и модернизации производств, имеющийся в распоряжении государства, - регулирование деятельности инфраструктурных монополий. На сегодняшний день государство прямо или косвенно регулирует цены на продукцию и услуги железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой монополии, предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость этих товаров и услуг на сегодняшний день в разы ниже мировой.

Все это приводит к  довольно печальным последствиям. С  одной стороны, ресурсы зачастую используются крайне неэффективно - стоит лишь вспомнить парящие коллекторы коммунальных теплотрасс или бесцельно сжигаемый на предприятиях дешевый газ. С другой стороны, предприятие лишается дополнительных стимулов к применению энергосберегающего, как правило, высокотехнологичного оборудования2.

Принципиально важно  в этой ситуации активизировать проведение реструктуризации инфраструктурных монополий. Проводимый курс на выделение из монополий  конкурентных составляющих и организацию  жесткого контроля над монопольной  частью абсолютно верен.

В настоящее время  в России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных  городах и особо затрагивает  следующие сферы деятельности:

  • сборка и продажа персональных компьютеров;
  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • платные медицинские услуги;
  • транспортные услуги;
  • издательская деятельность и некоторые другие.

Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три  основные составляющие конкуренции:

  • между отечественными компаниями на отечественном рынке;
  • между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;
  • между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

Особое место в развитии добросовестной конкуренции занимает право. 

1.3. Конкуренция и право

 

Существование и развитие конкуренции в экономике России обусловили необходимость ее правовой регламентации. Правовое определение понятия "конкуренция" содержится в Федеральном законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с указанным законом под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Данное определение характеризует конкуренцию как экономическую категорию, существом которой являются особого рода экономические отношения. Последние заключаются в экономическом состязании между конкретными хозяйствующими субъектами (конкурентами) при осуществлении ими предпринимательской деятельности путем совершения в собственных интересах самостоятельных (конкурентных) действий, привлекающих покупательский (потребительский) спрос, с целью получения наибольшей прибыли (конкурентные отношения).

Информация о работе Конкуренция. Виды конкуренции