Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть роль конкуренции в современной экономической системе, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкуренции и её виды 5
2. Формы и методы конкурентной борьбы 14
3. Пути совершенствования конкурентных отношений в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-конкуренция и ее виды.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Формирование рыночных цен – это процесс взаимодействия производителей и потребителей, преследующих диаметрально противоположные цели.

     Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?

     Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о котором писал А.Смит.

     Конкуренция – сердцевина современного рыночного механизма, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление – чёткий индикатор явного неблагополучия

     Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение важно и актуально.

     Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолён. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшим из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм.

     Целью работы является рассмотреть роль конкуренции в современной экономической системе, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под редакцией Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А.

     Предметом исследования является конкуренция, объектом – современная экономическая система.

     Задачи, решаемые в работе:

     - охарактеризовать сущность конкуренции и её роль в современной экономической системе;

     - проанализировать виды и формы конкуренции в российской экономике;

     - охарактеризовать пути совершенствования конкурентных отношений в России.

 

  1. Сущность конкуренции и её виды 

     Р

ассматривая эволюцию категории «конкуренция», следует обратить внимание на то, что до появления в экономике, эта категория получила широкое распространение в биологии. Там под конкуренцией понимается борьба особей за существование, то есть это - совокупность процессов, ведущих к избирательному уничтожению менее приспособленных, вследствие чего сохраняются и оставляют потомство более приспособленные к среде обитания организмы. Понятие «борьбы за существование» ввел Ч.Дарвин [2, c. 45].

     Многие экономисты прошлого и настоящего искали и продолжают искать аналогии между теорией Ч.Дарвина и экономическими отношениями. Примечателен комментарий Дж.Фостера. По его мнению, эволюционная теория Ч.Дарвина с экономических позиций может быть представлена как экономическая модель конкуренции за ограниченные ресурсы, в которой отбор осуществляется на индивидуальном уровне.

     Итак, конкуренция (от лат. concurre) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелёк» потребителя. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Она служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за существование, это сильнейший способ стимулирования работников и трудовых коллективов. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений. Возможность самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространённой практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Первой с идеей внутренней конкуренции выступила более 60 лет назад «Дженерал моторс», сегодня её используют все крупные передовые корпорации.

     Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП [3, c. 78].

     Первым шагом на пути осмысления конкуренции следует считать классическую политическую экономию, которая заложила основу теории совершенной конкуренции. Целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились в середине XV в. Следовательно, в экономической лексике термин «конкуренция» появился сравнительно недавно. Основоположниками классической политической экономии являются А.Смит и Д.Рикардо, которые сформулировали теоретические основы совершенной конкуренции. Координирующим элементом конкуренции, по мнению А.Смита, выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике. Для А.Смита конкуренция - фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов.

     Д.Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, рассматривая функционирование экономической системы в долгосрочной перспективе. Классическая политическая экономия получила развитие в трудах Дж.С.Милля и К.Маркса. Для Дж. С.Милля конкуренция – регулировщик цен, заработной платы, ренты; она сама по себе закон, который устанавливает правила этого регулирования. По мнению автора, конкуренция - обязательное условие прогресса [11, c. 145].

     Рыночная конкуренция, по мнению К.Маркса, внутри одной отрасли производства выравнивает индивидуальные стоимости товаров, приводя их к средней рыночной стоимости, одновременно дифференцируя нормы прибыли производителей.

     Таким образом, представителями классической политической экономии и их приверженцами были сформулированы теоретические основы совершенной конкуренции. Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Совершенная конкуренция – это лишь формальная модель, как теория она имеет много недостатков.

     Маршалл под конкуренцией понимал состязание, особенно при продаже или покупке чего-либо, и считал, что термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла. Автор полагал, что проблему конкуренции не может осветить ни одна из существующих теорий.

     В период конца 19 и начала 20 веков происходят изменения устоявшихся взглядов на конкуренцию, ее роль в экономике. Й. Шумпетер считал, что конкуренция – это хищническая борьба не на жизнь, а на смерть, состязание за контроль над финансовой сферой [13, c. 189].

     Ф.Хайек под конкуренцией понимал стимул, процесс открытия, процесс, в котором люди получают и передают информацию.

     Э.Чемберлин конкуренцию понимал как отсутствие контроля, подчеркивая, что не следует отождествлять чистую и совершенную конкуренцию. В то же время Д.Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции и полагала, что существование конкуренции гарантирует существование несовершенного рынка. Ф.М.Шерер, Д.Росс рассматривали конкуренцию как активное соперничество и отмечали, что «процесс естественного отбора является строгим хозяином конкурентной среды»

     Современными зарубежными представителями теории конкурентной борьбы принято считать М.Портера, И.Кирцнера, Д.Дэя, Э.Дж.Долана, Д.Линдсея, П.Самуэльсона, В.Нордгауза, Л.Т.Гайгера, Р.Уотермена.

     Так, М.Портер рассмотрел основные концепции конкуренции, ввел понятия «конкурентные силы», «конкурентные преимущества», рассмотрел конкурентоспособность регионов, страны. Согласно М.Портеру, конкуренция на рынке – результирующая пяти сил [16, c. 111].

     Э.Дж.Долан и Д.Линдсей под конкуренцией понимали соперничество предпринимателей, борьбу за лидерство.

     И.Кирцнер доказывает, что движущей силой конкурентно-предпринимательского рыночного процесса является стремление предпринимателя получить прибыль (в противоположность ее максимизации).

     Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, которые выразились в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Четыре модели конкуренции – это четыре этапа развития экономической мысли. Условия хозяйствования усложнялись, следовательно, менялись условия конкуренции.

     Нельзя не отметить, что несколько десятилетий в советской экономике постановка вопроса о конкуренции казалась невероятной. В массовом сознании конкуренция ассоциировалась с безработицей, инфляцией, кризисами, массовым банкротством честных тружеников, их разорением, гибелью и другими «язвами» загнивающего капиталистического строя [13, c. 67].

     К современным представителям теории конкурентной борьбы относят Г.Л.Азоева, А.Ю.Юданова, Р.А.Фатхутдинова.

     А.Ю.Юданов считает, что конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей и служит основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий в экономике.

     Г.Л.Азоев полагает, что с помощью четырех моделей конкуренции нельзя описать все многообразие сложного и противоречивого состояния реальных рынков. Конкуренция, по мнению автора, - это соперничество. Целью соперничества с точки зрения предприятия является максимизация прибыли.

     Конкуренция – очень сложное понятие, которое Р.А.Фатхутдинов рассматривает как «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [13, c. 89].

     Конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет, производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам, Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нем только производителей с низкими издержками.

     Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы-конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках. Конкуренция также важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.

     Говоря о конкуренции необходимо показать её виды. Существует семь видов конкуренции [11, c. 234]:

  1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному, возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Если Ваш товар наряду с товарами других фирм удовлетворяет конкретную потребность, то говорят о функциональной конкуренции, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами. (Это могут быть, например, автомашина, мотоцикл, велосипед как средства транспорта; гантели, штанги как спортивные товары.)

Информация о работе Конкуренция и ее виды