Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.
Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы. Монополия и конкуренция являются одними из главных вопросов экономики. В любой сфере человеческой деятельности каждый сталкивался как минимум один раз с данными понятиями.
В рыночной экономике в
условиях частной собственности, свободы
выбора деятельности, проявления инициативы
и предпринимательской
Конкуренция является выражением
экономических отношений в
Монополии представляют собой прямую противоположность свободной конкуренции. Первенство монополий не только не устраняет конкуренции, а, наоборот, делает конкурентную борьбу более ожесточенной и затруднительной. Конкуренция приобретает разносторонние, запутанные, сложные формы, она достигает небывалой остроты.
Конкуренция и монополия существуют как отдельно друг от друга, так и во взаимосвязи. Каждое понятие по-своему сложное, разностороннее с общими и с разными сторонами их существования.
Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.
Необходимо решить три главные проблемы: определить объективную неизбежность сочетания конкуренции и монополии; провести синтез конкуренции и монополии; изучить антимонопольную политику в России.
Задачи курсовой работы:
Данная курсовая работа состоит из страниц машинного текста, содержит 2 таблицы и иллюстраций.
Проблемы монополии и конкуренции занимают важное место в экономической теории и отражены в трудах многих экономистов. Фундаментальные исследования сущности монополизма и монополий были проведены Э. Чемберленом, Дж. Робинсон, Й. Шумпетером, Дж. Гэлбрейтом и другими.
Вопросы антимонопольного регулирования, а также проблемы взаимоотношений общества, государства и конкуренции занимают значительное место в трудах таких зарубежных авторов, как: М. Портер, Ф. Хайек, Дж. Стиглер, В. Ойкен и др.
Изучение вопросов, связанных
с деятельностью предприятий
в условиях монополии, имеет сегодня
не только теоретическое, но и огромное
практическое значение. Для России
проблема чистой монополии занимает
одно из центральных мест в экономическом
анализе. Поэтому изучение проблем
микроэкономического характера, вызываемых
деятельностью предприятий-
В экономической жизни
монополия выступает как
Важным в данной теме так же является анализ чистой монополии, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и более процентов валового национального (внутреннего) продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии [4].
Абсолютная, или чистая монополия
возникает в том случае, когда
одна фирма становится единственным
производителем продукта, у которого
нет близких заменителей, или
субститутов. Чистая монополия характеризуется
целым рядом специфических
Предприятие - монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции [4].
Продукт монополии уникален
в том смысле, что не существует
адекватных или близких заменителей
монополизированного продукта. Перед
покупателем не стоит проблема выбора.
Он вынужден либо покупать продукт
у монополиста, либо обходиться без
него. В отличие от предприятий, действующих
в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист
осуществляет значительный контроль над
ценой. При нисходящей кривой спроса
монополист может изменять цены на
продукт путем манипуляции
Появление и длительное функционирование
предприятий-монополистов обусловлено
наличием целого ряда экономических, технических,
юридических и других барьеров, препятствующих
вступлению других товаропроизводителей
в отрасль. Однако в долговременном
периоде абсолютно
Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как [4]:
Отдельные предприятия при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий.
Так же в экономической теории выделяют и другие виды монополии [11]:
Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену [11].
Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. Монопольная цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию [4].
Важное экономическое
последствие монополизма
Фирма имеет монопольную
власть в случае, если она может
влиять на цену своего товара, изменяя
объемы его предложения. Степень
этой власти зависит от наличия товаров-заменителей,
доли в общих продажах на рынке.
В экономической науке существуют различные
подходы к определению сущности монопольной
власти. Одни определяют ее как возможность
индивидуального (коллективного) производителя
(продавца) контролировать рыночную цену
на свой товар. Другие связывают монопольную
власть со способностью фирмы устанавливать
цену выше предельных издержек.
В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу. Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами [11].
Выделяют следующие формы монополии [4]:
Низшие формы - временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта.
Высшими формами монополий являются [11]: