Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия (сокращенный вариант).docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
    1. Теория монополии……………………………………………………...5
    2. Монополистическая конкуренция……………………………………11
    3. Олигополии…………………………………………………………….17
  2. Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
    1. Антимонопольное законодательство………………………………...24
    2. Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
  3. Антимонопольная политика в России…………………………………...31

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы …………………………………………..36

Приложение А……………………………………………………………………37

Приложение Б…………………………………………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы. Монополия и конкуренция являются одними из главных вопросов экономики. В любой сфере человеческой деятельности каждый сталкивался как минимум один раз с данными понятиями.

В рыночной экономике в  условиях частной собственности, свободы  выбора деятельности, проявления инициативы и предпринимательской деятельности главным элементом является конкуренция, которая обеспечивает взаимоотношение  и координацию действий всех участников общественного производства, частной  предпринимательской деятельности, посредством спроса и предложения, цены, затрат на производства и т.д.

Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики, между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями товаров и услуг. Данные отношения затрагивают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они играют важную роль в экономической сфере, образуя соединительную систему, благодаря которой рыночная экономика функционирует и развивается как сложная многоуровневая и многозвенная система.

Монополии представляют собой  прямую противоположность свободной конкуренции. Первенство монополий не только не устраняет конкуренции, а, наоборот, делает конкурентную борьбу более ожесточенной и затруднительной. Конкуренция приобретает разносторонние, запутанные, сложные формы, она достигает небывалой остроты.

Конкуренция и монополия  существуют как отдельно друг от друга, так и во взаимосвязи. Каждое понятие  по-своему сложное, разностороннее с  общими и с разными сторонами  их существования.

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и  монополии.

Необходимо решить три  главные проблемы: определить объективную неизбежность сочетания конкуренции и монополии; провести синтез конкуренции и монополии; изучить антимонопольную политику в России.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть теорию монополии.
  2. Изучить монополистическую конкуренцию.
  3. Рассмотреть олигополии.
  4. Изучить антимонопольное законодательство.
  5. Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Данная курсовая работа состоит  из страниц машинного текста, содержит 2 таблицы и иллюстраций.

Проблемы монополии и конкуренции занимают важное место в экономической теории и отражены в трудах многих экономистов. Фундаментальные исследования сущности монополизма и монополий были проведены Э. Чемберленом, Дж. Робинсон, Й. Шумпетером, Дж. Гэлбрейтом и другими.

Вопросы антимонопольного регулирования, а также проблемы взаимоотношений  общества, государства и конкуренции  занимают значительное место в трудах таких зарубежных авторов, как: М. Портер, Ф. Хайек, Дж. Стиглер, В. Ойкен и др.

 

 

 

  1. Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии

 

    1. Теория монополии

Изучение вопросов, связанных  с деятельностью предприятий  в условиях монополии, имеет сегодня  не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом  анализе. Поэтому изучение проблем  микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра  и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве [10].

В экономической жизни  монополия выступает как крупное  предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определенными  экономическими преимуществами. Монополия  — рыночная структура, при которой  одна фирма является поставщиком  продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом  товара называется чистой монополией. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает «единственный продавец товара». В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода [10].

Важным в данной теме так  же является анализ чистой монополии, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора  приходится от трех и более процентов  валового национального (внутреннего) продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии [4].

Абсолютная, или чистая монополия  возникает в том случае, когда  одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или  субститутов. Чистая монополия характеризуется  целым рядом специфических черт.

Предприятие - монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции [4].

Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей  монополизированного продукта. Перед  покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт  у монополиста, либо обходиться без  него. В отличие от предприятий, действующих  в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над  ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством  его предложения [4].

Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено  наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых  барьеров для вступления в отрасль  не существует [4].

Исходя из принципа различной  степени ограниченности доступа  на рынок, монополии могут быть классифицированы как [4]:

  1. Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит, прежде всего, патентное право, институт авторских прав.
  2. Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом.
  3. Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта не в результате каких-либо мер по защите от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги.

Отдельные предприятия при  стечении благоприятных для них  обстоятельств могут обладать чертами  сразу нескольких видов монополий.

Так же в экономической  теории выделяют и другие виды монополии [11]:

  1. Организационная монополия - объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).
  2. Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.
  3. Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

 

    Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену [11].

Монополии устанавливают  монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. Монопольная  цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем  в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы  устанавливают разные цены для различных  покупателей, т. е. проводят ценовую  дискриминацию [4].

Важное экономическое  последствие монополизма состоит  в том, что монополист считает  более выгодным продавать меньший  объем продукции по более высоким  ценам. Это означает, что монополия  использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Фирма имеет монопольную  власть в случае, если она может  влиять на цену своего товара, изменяя  объемы его предложения. Степень  этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке. 
В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

В современных условиях получить монопольную власть можно не столько  путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря  обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу. Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами [11].

Выделяют следующие формы  монополии [4]:

    • высшие;
    • низшие.

Низшие формы - временные  союзы и соглашения, возникающие  с целью достижения конкретного  проекта.

Высшими формами монополий  являются [11]:

  1. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
  2. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
  3. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
  4. Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Информация о работе Конкуренция и монополия