Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.

Содержание

Введение
1. Конкуренция и ее виды
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Конкурентность на рынке
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
1.4. Виды конкуренции
1.4.1. Совершенная конкуренции
1.4.2. Монополистическая конкуренция 1
1.4.3. Олигополия
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
2.1. Сущность монополии
2.2. Международные монополии
2.3. Монополизация экономики
2.4. Монополизм и конкуренции
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"
2.4.2 Монополистическая практика
3. Экономические последствия монополии
3.1. Антимонопольное регулирование
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Конкуренция и ее  виды 

1.1. Сущность конкуренции 

1.2. Конкурентность на рынке

1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке

1.4. Виды конкуренции 

1.4.1. Совершенная конкуренции

1.4.2. Монополистическая конкуренция 1

1.4.3. Олигополия

2. Монополия: экономическая  природа, причины возникновения, формы

2.1. Сущность монополии 

2.2. Международные монополии 

2.3. Монополизация экономики 

2.4. Монополизм и конкуренции 

2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"

2.4.2 Монополистическая практика

3. Экономические последствия монополии

3.1. Антимонопольное регулирование

3.2. Антимонопольная и  конкурентная политика в Российской Федерации

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она  выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Как свидетельствуют общие  и специальные энциклопедические  словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция  древнее. Ее глубинные корни состоят  в необходимости постоянного  ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно  считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономическая и иная, это и  история конкурентной борьбы, история  изменения ее форм и методов сообразно  меняющимся условиям общественного  бытия. Создание древних и средневековых  империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, "пугачевщина" и "ежовщина", погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

Конкуренции на базе коллективизма  и планомерности не бывает. Конкуренция  не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным  методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству  предприятий, которое неизбежно  повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность  социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции  и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной  экономики. Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические  модели рыночного хозяйства описывают  экономику какой-либо достаточно локальной  области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех  пор, пока существуют мировые экономические  гиганты, прочно занимающие монополистическое  место в производстве. Поэтому  она и была выбрана для написания  курсовой работы.

К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

В России за годы экономических  преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с  этим действие конкурентных закономерностей  хаотично и имеет свои особые формы.

1. Конкуренция  и ее виды

1.1. Сущность конкуренции

Что такое конкуренция  и что надлежит знать о ней  тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Напротив, преобладание рынка  продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.

Обычно разделяют понятия "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка  любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых  товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

1.2. Конкурентность рынка

Определение Конкурентности рынка заложено такими пределами, в рамках которых отдельные фирмы могут воздействовать на рынок, другими словами оказывать влияние на условия реализации продукции или, прежде всего на цены.

Чем меньше отдельные фирмы  оказывают влияние на рынок, где  они реализуют свою продукцию, тем  более конкуретным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается в следствии того, как отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния.

В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что  каждая из них в отдельности никак  не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой  рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

Если отдельные фирмы  в состоянии воздействовать на условия  продажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между  собой конкурентную борьбу, но рынок  уже не считается совершенно конкурентным.

Когда группа фирм выпускает  и продает одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы  образуют отрасль.

Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос  покупатели при каждой цене товара, называемой кривой индивидуального  спроса фирмы. Если бы отдельная фирма  знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход. Если бы при этом были известны и издержки фирмы, то она смогла бы найти соответствующий  объем производства и максимизировать  прибыль.

Но в реальной жизни  можно установить рыночный спрос  всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого  товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут  себя другие фирмы отрасли (поскольку  их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т. е. знать  структуру рынка. В курсе "экономике" рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при  этом считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия; 

3) монополистическая конкуренция; 

4) олигополия.

Прежде чем перейти  к анализу функционирования отдельной  фирмы в указанных рыночных структурах, остановимся на принципах, присущих всем этим структурам.

1.3. Общие принципы  поведения фирмы на рынке

Введем необходимую в  дальнейших исследованиях категорию  предельного дохода (MR), под которым  понимают изменение суммарного дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной  дополнительной единицы товара, иными  словами:

MR = TR / q

Стремящаяся максимизировать  прибыль фирма должна решать два  принципиально важных вопроса: 1) стоит  ли ей продолжать свою деятельность; 2) если стоит, до каких пределов. Фирме  имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход  от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) – правило 1.

До какого уровня должна фирма расширять объемы выпуска? Здравый смысл подсказывает, что  если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий  издержки, связанные с изготовлением  этой единицы товара, то фирме можно  увеличивать объем продукции. Фирме  нет необходимости расширять  производство, если доход от продажи  последней единицы продукции  станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое  количество продукции, при котором  предельный доход равен предельным издержкам – правило 2.

Эти два правила носят  универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.

1.4. Виды конкуренции

1.4.1. Совершенная  конкуренция

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара и  поэтому ни один из них не в состоянии  повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения в  соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка  называют "рынок свободной конкуренции".

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка  Свобода "рыночного" перемещения  создает условия для того, что  на рынке всегда происходит изменении  количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов  по-прежнему отсутствует возможность  контролировать рынок, поскольку они  представляют мелкое производство и  их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной  конкуренции:

- большое количество мелких  продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт  однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать  любого продавца товара для  осуществления покупки,

- невозможность контроля  над ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры, - полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная  конкуренция существует скорее как  абстрактная идея, к которой реально  существующие рынки могут лишь в  большей или меньшей степени  стремиться. Но все- таки в экономической  практике имеются рынки некоторых  товаров, больше всего подходящие под  критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь  количество продавцов и покупателей  настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением  ни один человек или группа не в  состоянии контролировать рынок  по отдельным видам ценных бумаг  или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны  и последние владеют полной информацией  об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для  такого рынка особой – "биржевой" – формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции  на рынке производители с целью  получения максимальной прибыли  стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность  снижения цены, что увеличивает объем  продаж у производителя и его  доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование  научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение  научно-технических достижений позволяет  увеличить производительность труда, что как раз и ведет к  будущему снижению цены, приносящему, однако фирме – новатору больший  доход.

Конкуренция создает у  производителей стимулы к постоянному  разнообразию предлагаемых товаров  и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых  товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Информация о работе Конкуренция и монополия