Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.
Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС Мустафина реферат на тему Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

КАРАГНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории Казахстана и СПД

 

 

 

СРС

По дисциплине: Основы экономической  теории

на тему: «Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг»

 

 

 

 

 

                                                                                

 

                                                                                           

Выполнила: ст.гр.169 ОМ

Мустафина Ф.Г.

Проверила: Рысбекова  Б.Б.

 

 

Караганда 2012

Конкуренция и  монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг.

1. Конкуренция  как механизм регулирования рыночной  экономики.

Рынок - это совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос  и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или выхода, движения товаров, обмена информацией и другие. Различные условия существования рынков, породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъектов экономических отношений.

Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные  ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию  между большим числом продавцов - совершенная конкуренция, конкуренцию  между малым числом продавцов - олигополия и ситуацию, когда присутствовал  лишь один продавец.

Таблица: Формы конкуренции и их краткая характеристика.

 

Количество

 и размер

Характер продукции

 

Условия выхода и входа

Доступность информации

     

 

   

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

 

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

 

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

 

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

     

 

   

Монополия

Одна фирма

Уникальная

 

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


Совершенная конкуренция 

Конкуренция - свойство товарного  производства, способ его развития. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке  за предпочтение потребителей в целях  получения наибольшей  прибыли. В  докапиталистический период конкуренция  не играла определяющей роли на становление  экономических отношений. В период феодализма этот процесс сдерживался  различного рода внеэкономическими  ограничениями, монополиями, наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического хозяйства, в которым товарные отношения стали господствующими, были сняты ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

Исторически конкуренция  сформировалась и выступает в  двух формах -внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция  выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким  техническим уровнем и более  высокой производительностью труда  получают дополнительную прибыль и  вытесняют, таким образом, с рынка  неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями  различных отраслей за получение  наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более  низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция  объективно создает условия для  динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где  он вложен.

Существование рынка совершенной  конкуренции характеризуется следующими условиями:

> Атомизацией рынка.  На уровне как спроса, так и предложения существует большое число экономических единиц, и ни одна из них не обладает на рынке достаточными размерами мощностью, чтобы оказывать какое-либо влияние на производство и цены рассматриваемой отрасли.

> Однородностью продукции.  В пределах отрасли все фирмы  поставляют такую продукцию, которую  покупатели считают идентичной  или однородной; у них нет причин  предпочитать продукт какой-либо  одной фирмы продукту другой.

> Свободным доступом  в сферу данной отрасли. Если  кто-либо захочет наладить какое-то   производство,   он   имеет   возможность   безотлагательно   и беспрепятственно сделать это.  Фирмы, составляющие данную отрасль,  не могут противиться появлению  конкурентов. Последние легко  могут получить необходимые им  факторы производства.

> Полной прозрачностью  рынка. Все участники рынка  располагают полной информацией  о всех существенных сторонах положения на рынке.

> Совершенной подвижностью  факторов производства от одной  отрасли к другой.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует  с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а  только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение  желаний потребителей сообщается производителю  посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование  факторов  производства:  последние  подвижны  и  перемещаются  из  сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею.

Несовершенная конкуренция

Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с быстрым ростом   капиталоемких   отраслей   тяжелой   промышленности,   огромным железнодорожным строительством, переходом от века пара в век электричества, привело к образованию крупных и сверх крупных предприятий, переходу от индивидуальной собственности к акционерной. Именно в это время крупные предприятия концентрируют свои ресурсы, захватывая для себя все большие доли рынка.

В течение длительного  времени монополия была вместе с  конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая  теория несовершенной конкуренции  Дж.Робинсон и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.

Чистым монополистом можно  было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все производители  вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов потребителя. В конце  концов все товары конкурируют между собой, и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех благ в обществе. Поэтому монополия в чистом - это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение.

В реальности монополистом может называться та фирма, которая  контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда  перекрестная эластичность спроса между  ее товаром и всеми другими  товарами очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и другое одновременно. Так  же как и один продавец может контролировать предложение какого-то товара, так  и один покупатель может контролировать спрос на какой-то товар. В этом случае используют термин - монопсония.

Монополистическая конкуренция

Представление о конкуренции  модифицируется под влиянием современных  нам тенденций экономической  жизни.  Конкуренция и монополия  не исключают друг друга, как это  было принято считать раньше. В  реальной экономической жизни конкуренция  и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход входит понятие монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция  получила наибольшее распространение  на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается  не только посредством массового  производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие  на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом  деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными особенностями  продукта(его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.

Рынок монополистической  конкуренции в целом характеризуется  высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической  конкуренции на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 - 50% рынка. Вход на рынок  достаточно свободен и определяется размерами капитала.

Долгосрочным девизом  фирм, действующих в условиях монополистической  конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли  лишает новые фирмы стимула для  вступления в отрасль, а старые для  выхода из нее. Однако стремление к  безубыточности является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни  фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это  связано в первую очередь с  дифференциацией продукции.

В этом случае высокие прибыли  монополистов делают привлекательным  их сегмент или рыночную нишу для  конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна она ведется  не только через цены, в виде например, механизма скидок, но также посредством выбора методов производства, выбора продукции, сбытовой тактики, политики в отношении факторов производства.  Она предполагает проведение  как     агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не только к потребителям, но также затрагивает посредников, которые продают товары конечным потребителям.

Монополистическая конкуренция  способствует трансформации ценовых  факторов конкуренции, которые впрочем остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие качеств своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения, и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке.

Эффективная конкуренция  развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает  к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и  видов продукции, появлению новых  товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем  повышения их оплаты.

Олигополия

Критерий олигополии состоит  не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько  в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет  воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение  других фирм и какова будет их реакция. Таким образом олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудно доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.

Олигополия способна оказывать  сдерживающее влияние на развитие   научно-технического прогресса. На рынке  складывается ситуация, когда для  всех сторон не выгодно прибегать  к крупномасштабным изменениям, так  как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны скорее всего постараются договориться о ценах и объемах производства.

Информация о работе Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг