Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.
Введение
3
Глава 1.
Экономические функции государства
5
1.1.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
5
1.2.
Антимонопольное регулирование
7
1.3.
Макроэкономическая стабилизация
9
1.4.
Размещение ресурсов и перераспределение доходов
10
1.5.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
11
Глава 2.
Финансовая политика государства
13
2.1.
Фискальная политика
13
2.2.
Налоги и их функции
17
2.3.
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
19
2.4.
Государственный бюджет
23
Глава 3.
Кредитно-денежная политика государства
26
3.1.
Инструментарий кредитно-денежной политики
26
3.2.
Макроэкономические последствия монетарной политики
28
Глава 4.
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ
29
4.1.
Последние тенденции и перспективы экономического развития
29
4.2.
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
31
4.3.
Денежно-кредитная политика и кредитование
33
4.4
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита
35
4.5.
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
37
Заключение
40
Список используемой литературы
Экономическая теория
Вариант 6
Методы государственного влияния на процессы в экономике
Содержание
Введение |
3 | |
Глава 1. |
Экономические функции государства |
5 |
1.1. |
Создание и регулирование |
5 |
1.2. |
Антимонопольное регулирование |
7 |
1.3. |
Макроэкономическая |
9 |
1.4. |
Размещение ресурсов и перераспределение доходов |
10 |
1.5. |
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений |
11 |
Глава 2. |
Финансовая политика государства |
13 |
2.1. |
Фискальная политика |
13 |
2.2. |
Налоги и их функции |
17 |
2.3. |
Основные налоговые теории и их современные интерпретации |
19 |
2.4. |
Государственный бюджет |
23 |
Глава 3. |
Кредитно-денежная политика государства |
26 |
3.1. |
Инструментарий кредитно- |
26 |
3.2. |
Макроэкономические |
28 |
Глава 4. |
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ |
29 |
4.1. |
Последние тенденции и перспективы экономического развития |
29 |
4.2. |
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала |
31 |
4.3. |
Денежно-кредитная политика и кредитование |
33 |
4.4 |
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита |
35 |
4.5. |
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг. |
37 |
Заключение |
40 | |
Список используемой литературы |
41 |
Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Глава 1. Экономические функции государства
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:
-фискальная и денежная политика;
-социальная политика и политика регулирования доходов;
-внешнеэкономическая политика и др.
К фискальной политике относят
деятельность государства по распоряжению
бюджетными средствами. Одна сторона
этой деятельности связана со сбором
средств через систему
Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Любое государство проводит
определенную социальную политику. Функцию
перераспределения доходов
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:2
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.
К важнейшим законодательным
актам, регулирующим экономическую
сферу, выполняющим функцию защиты
конкуренции, следует отнести
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.3
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.4
Информация о работе Методы государственного влияния на процессы в экономике