Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа
Задача модернизации экономики и общества в настоящее время входит в число приоритетных для России. Это объясняется не только известным замедлением экономического развития страны в период кризиса конца 2000-х годов и не только призывами к модернизации, содержащимися в статьях и выступлениях Президента, его посланиях Федеральному Собранию. Основная причина активизации модернизационных процессов связана с особенностями переживаемого страной кризисного периода. Таким образом,мы, как будущие менеджеры, заинтересованы данной проблемой, и задача нашей курсовой работы- ответить на такие вопросы как - что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу и какая модернизация нужна России?
Введение
Тема курсовой работы – модернизация инфраструктуры российской экономики. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день. Модернизация в экономике влияет на важные сферы жизни. Она актуальна так же, потому что на данный момент перед государством стоят вопросы о том, как при помощи модернизации сделать нашу экономику конкурентоспособной по отношению к другим крупнейшим экономикам мира?
Задача модернизации экономики и общества в настоящее время входит в число приоритетных для России. Это объясняется не только известным замедлением экономического развития страны в период кризиса конца 2000-х годов и не только призывами к модернизации, содержащимися в статьях и выступлениях Президента, его посланиях Федеральному Собранию. Основная причина активизации модернизационных процессов связана с особенностями переживаемого страной кризисного периода.
Таким образом,мы, как будущие менеджеры, заинтересованы данной проблемой, и задача нашей курсовой работы- ответить на такие вопросы как - что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу и какая модернизация нужна России?
Глава 1
Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов infra - ниже и structura- строение, расположение.
Инфраструктура — это комплекс основных сооружений, которые поддерживают повседневную жизнь и экономическую активность в обществе.1
Что же к ней относится ? А это - информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.
В основе
выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики
лежит различие между особенными и общими
условиями производства. К особенным условиям
относятся конкретные формы технологического
процесса, присущие в отдельности каждому
виду производства, будь оно промышленным
или сельскохозяйственным. К общим условиям
относятся те, без которых не может эффективно
функционировать ни одно производство
и нормально проживать население. Они
не связаны с конкретными видами производства
и как бы создают фундамент для
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно
рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум- и макроуровне.
На микроуровне инфрастуктура представляет
собой совокупность инженерно-технических
сооружений, необходимых для функционирования
любой фирмы независимо от индивидуального
технологического процесса: будь это шоколадная
фабрика или автомобильный завод.
На медиум-уровне (нередко говорят: «мезо
уровень») инфраструктура представляет
собой совокупность объектов или сооружений,
обслуживающих определенную территорию:
республику, край, область, город, поселок,
село. Это местные системы обеспечения
электроэнергией, водой, теплом, связью,
профессиональным и народным образованием,
здравоохранением и т.д.
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность обще-экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
Инфраструктура
на макроуровне подразделяется на производственную,
социально-бытовую и
Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т. д.
Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.
Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов, необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.
В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:
• опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;
• одновременный, или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики
• запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.
Каковы специфические признаки инфраструктуры?
Во-первых, инфраструктура это сектор экономики общего назначения.
Во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления. В-третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требует крупных первоначальных инвестиций. В связи с этим нельзя ожидать их одновременного развития. В-четвертых, отрасли инфраструктуры это долго окупаемые отрасли. Продукция инфраструктурных отраслей выступает или в виде недвижимости, например, дорога, или в виде услуг, например, информация, электроэнергия.
Дорогу нельзя
продать как, скажем, автомобиль. Издержки
на ее строительство окупаются
Круг инфраструктурных отраслей изменяется. Например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и т. д. «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электороэнергетика (ленинский лозунг «Советская власть плюс Электрификация всей страны- это Коммунизм») и дороги решают все экономические проблемы, а информация. А все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.
Роль инфраструктуры в современной экономике
Инфраструктура
связывает воедино все отрасли экономики, способствуя ее
стабилизации, сбалансированному развитию.
Недостатки в работе предприятий и объектов
инфраструктуры сказываются обычно на
всей экономике. Например, слабо развитая
дорожная сеть в стране или на определенной
территории, недостатки в работе транспорта
вызывают разрыв цепи производство потребление.
Или при перебое в снабжении электроэнергией
производственные предприятия не смогут
функционировать непрерывно, как этого
требует технологический процесс. Развитие
инфраструктуры служит обязательным условием
вовлечения в хозяйственный оборот новых
природных ресурсов, рационального их
использования, улучшения размещения
производительных сил страны. В связи
с этим большое значение придается инфраструктуре
в формировании и развитии территориально-
Значительна роль инфраструктуры в решении современных проблем сельского хозяйства.
Трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве в целом в агропромышленном комплексе России наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства и в том, чтобы устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.
Экономисты предлагают инвестиции, направляемые на развитие инфраструктуры, сопоставлять не с увеличением производства, а с уменьшением потерь, которых можно избежать за счет этих инвестиций.
Эффективность функционирования инфраструктуры четко проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и физическом росте ВНП. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, уровень технического состояния инфраструктуры может способствовать экономическому росту, а может, наоборот, сдерживать его. Например, дорога, автозаправочная станция и тому подобное должны быть таким же совершенным, как автомобиль. Если это не так, то грош цена автомобильному производству. Зачем автомобиль, если нет дорог? Следовательно, инфраструктура - это фактор производства, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны.
Глава 2. Современное состояние инфраструктуры России
Проблемы с инфраструктурой в России существуют с давних пор: афоризм о низком качестве российских дорог был придуман еще до появления автомобилей; и он не потерял своей актуальности до сих пор. Но это не означает, что такая ситуация будет сохраняться – с некоторыми традициями все-таки лучше уметь расставаться. В эпоху развития технологий и появления разнообразных возможностей финансирования у России появляются возможности использовать новые способы для решения старых проблем. От СССР Россия унаследовала инфраструктуру более-менее соответствующую уровню развития страны, и в предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу. С начала 90-х годов среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась. Об этом свидетельствуют, например, данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия опустилась с 52 места в 2005 году на 56 место в 2009 году, с поправкой на количество стран в выборке. По качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71 месте, а по качеству дорог – аж на 118.
В 2010 году инвестиции в инфраструктуру
составят лишь около 2,5% ВВП. Восстановление
экономики после кризиса
«Состояние инфраструктуры
Самая очевидная проблема России —
это то, что объекты инфраструктуры,
сохранившиеся с советских
До того, как кризис отправил экономику в нокдаун, спрос на электроэнергию отвечал возможностям её производства, однако дальнейший экономический рост привёл бы к недостаче электричества, что, в свою очередь, резко затормозило бы самый рост. Кризис позволил Кремлю выиграть ещё немного времени, но в ближайшие несколько лет экономика восстановится, и тогда эта проблема возникнет вновь.
К счастью, в Кремле это хорошо понимают и уже проделали немалую подготовительную работу. Монополист энергетического сектора «Объединённые энергетические системы» был раздроблен, сектор — успешно приватизирован, что дало гораздо большую прибыль, чем та, которую надеялся получить Кремль. Следующий шаг расширения мощностей был осложнён из-за кризиса, потому что у всех кончились деньги, но как только произойдёт восстановление экономики и вновь начнётся давление на предложение электроэнергии, тот же самый экономический рост удешевит кредиты.
Аналогичный прорыв в области транспорта тоже уже намечался. Министерство железных дорог, которое когда-то возглавлял Троцкий (у них в главном здании до сих пор на стене висит его портрет), было преобразовано в акционерное общество, и только за 2009 год государство вложило в него громадную сумму в 800 миллиардов рублей (27 млрд. долларов). Были запланированы такие же проекты для портов и аэропортов — государство намеревается превратить все свои холдинги в акционерные общества и либо вкладываться в них самостоятельно, либо привлекать средства через совместные с частным сектором партнёрские программы.
О чём умалчивает Кремль — это
о том, что, хотя на энергетику и железнодорожный
транспорт выделяется много денег,
совершенно без внимания остаётся крайне
нуждающаяся в средствах
Информация о работе Модернизация инфраструктуры российской экономики