Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:39, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение…………………………………………………………………...…2
1 Теоретика - методологические сведения…………………………………5
Термин монополия………………………………………………………..5
Виды монополий………………………………………………………….6
История возникновения и развития монополии в России……………..7
1.4 Причины существования монополии…………………………….....10
2 Крупные корпорации в России и в Красноярском крае………………..11
2.1 Крупные корпорации…………………………………………………...11
2.2 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………………...14
2.3 Монополисты Красноярского Края…………………………………...16
3 Антимонопольный контроль Красноярского края………………….…19
3.1 Как у нас регулируют монополии…………………………………......19
3.2
Контроль над деятельностью естественных монополий..............21
3.3 Антимонопольный контроль…………………………………………...21
3.4 Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»...................................................................................................23
Список использованной литературы..........................................................25
КУРСОВАЯ РАБОТА
Монополии в экономике России: особенности, значения
Формы регулирования
Содержание
Введение…………………………………………………………
2 Крупные корпорации в России и в Красноярском крае………………..11
2.1 Крупные корпорации………………………………………………….
2.2 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………………...14
2.3 Монополисты Красноярского Края…………………………………...16
3 Антимонопольный контроль Красноярского края………………….…19
3.1 Как у нас регулируют монополии…………………………………......19
3.2
3.3 Антимонопольный контроль…………………………………………...21
3.4 Практика выявления и пресечения нарушений
Закона «О защите конкуренции»..................
Сейчас невозможно представить себе мир без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы и попробуем заострить внимание в моей работе.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
1 Теоретика - методологические сведения
1.1Термин монополия
Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта .
Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу. Это дает возможность монополистам регулировать общий объем предложений, ограничивать количество выпускаемой продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а поэтому и устойчивую экономическую прибыль. Цены, зачастую превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителя, интересам общества, которое не в состоянии воздействовать на монополиста так, как оно может влиять на частного продавца. В итоге монополия заменяет конкуренцию, цены на продаваемые товары и услуги полностью зависят от интересов монополистов, от их экономической выгоды. Поэтому все ресурсы распределяются в интересах монополистических производителей, добивающихся высоких прибылей, а не в интересах всего общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. От них зависит положение в обществе, так как настроение людей напрямую связано с их материальным обеспечением – зарплатой, выплатой пособий, предоставлением услуг, а все это может быть только при хорошо работающей экономике, составной частью которой являются крупные монополии, дающие основную часть доходов. Бюджет любой страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной частью экономики, ее стержнем. Основные монополии объединяются в корпорации, в которых форма бизнеса исключает участие в нем конкретных лиц, им владеющих. Это " юридические" лица, которые могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и передавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, выполнять другие функции, как всякое другое предприятие.
Естественная монополия— вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии— это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Государственная монополия— монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия— ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Конгломерат (Концерн) (в юридической практике— группа лиц)— несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
1.3 История возникновения и развития монополии в России.
Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые
монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и
др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве
государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях,
обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение
в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная
промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-
монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных
союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.
Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее
воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно
охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в
виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении
их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и
объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и
др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих
порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование
против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность
монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых
монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой
поддержке правительства ( «Продпаравоз», военнопромышленные монополии).
Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и
юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации,
используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные
синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь»,
«Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями,
действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными
контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали
одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-
14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных
картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на
транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки,
проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и
комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов,
концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»,
«Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-
Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий
был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия,
транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство)
монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти
безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и
пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда
локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь.
Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.
Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным
производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе
сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат,
Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по
инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева,
Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были
ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации
промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные
и распределительные органы монополий при создании органов управления народным
хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы
связанные с ними.
1.4 Причины существования монополии
Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий.
Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая: “естественная монополия”. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьем; фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Информация о работе Монополии в экономике России: особенности, значения Формы регулирования