Монополия, её виды и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие и виды монополий…………………………………………………6
Сущность монополий…………………………………………………………6
Виды монополий………………………………………………………….....11
Монополистическая деятельность субъектов конкуренции, ее формы……………………………………………………………………………….16
Монополистическая деятельность субъектов конкуренции………...16
Формы монополистической деятельности………………………………..18
Антимонопольные органы………………………………………………….24
Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение…………………………………………………………………………..29
Антимонопольное законодательство……………………………………...29
Виды правонарушений антимонопольного законодательства и санкции за его нарушение………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..…...44
Список источников и литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОН. ТЕОРИЯ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский экономический  институт»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на  тему: «Монополия, её виды и антимонопольное регулирование»

 

 

 

 

 

                          Выполнил:

                                                                Кузнецова И.Е., дог. № 5062/10-3 

                                                                   Проверил: к.э.н., доцент Склярова

 

 

 

 

 

 

2011 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Понятие и виды монополий…………………………………………………6
    1. Сущность монополий…………………………………………………………6
    2. Виды монополий………………………………………………………….....11
  2. Монополистическая   деятельность   субъектов   конкуренции, ее формы……………………………………………………………………………….16
    1. Монополистическая   деятельность   субъектов   конкуренции………...16
    2. Формы монополистической деятельности………………………………..18
  3. Антимонопольные органы………………………………………………….24
  4. Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение…………………………………………………………………………..29
    1. Антимонопольное законодательство……………………………………...29
    2. Виды правонарушений антимонопольного законодательства и санкции за его нарушение………………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………..…...44

Список  источников и литературы…………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В период обострившегося торгово-экономического соперничества  на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров  современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.).

На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж. Росса, экономического советника группы членов лейбористкой партии британского парламента, «российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе. Более того, надежды правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными». Действительно, тотальная приватизация имущества хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках. Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности. «Кавалерийские» темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.

Конечно, в сфере  конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов  наблюдается определенный прорыв.

Считается, что  наиболее конкурентными (прежде всего  на внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок. Это легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов. Вместе с тем пока не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.

Развитие     антимонопольного     регулирования  очень актуально для развития   российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Антимонопольное регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического  развития   России.

В связи с  этим, цель настоящей работы состоит  в том, чтобы на основе изучения антимонопольного законодательства и научной литературы исследовать монополию и антимонопольное регулирование.

Для достижения указанной цели поставлены следующие  задачи:

  1. дать понятие монополии, раскрыть ее виды;
  2. исследовать антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение;
  3. изучить монополистическую   деятельность   субъектов   конкуренции и ее формы;
  4. знать антимонопольные органы.

 При написании работы были использованы различная нормативно-правовая литература и литература, посвященная антимонопольному регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды монополий
    1. Сущность монополий

Слово «монополия»  имеет греческое происхождение (monos - один, единственный; poleo - продавец). Дословно монополия означает «один продавец».

В литературе, преимущественно  экономической, существуют различные  точки зрения по поводу монополии как экономической категории.

Представители системного (структурного) подхода  считают монополией исключительное (монопольное) положение, в котором  находится хозяйствующий субъект  на товарном рынке. Исключительность положения  состоит в том, что данный субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. В конечном итоге это позволяет ему (субъекту) осуществлять диктат над потребителями и другими участниками рыночных отношений1.

Сторонники поведенческого подхода рассматривают монополию в качестве особого поведения господствующего на рынке субъекта в целях использования своего положения в собственных интересах.

Сторонники  ролевого (функционального) подхода  подчеркивают отрицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяйствования. По их мнению, монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. Ярким представителем этого подхода был и остается ученый-экономист А. Смит.

В антимонопольном  законодательстве отсутствует определение  понятия «монополия». Однако в законодательстве существуют близкие понятия: «доминирующее  положение», «монополистическая деятельность»,  «естественная монополия».

В силу ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ) «О естественных монополиях» естественная монополия  характеризуется как состояние  товарного рынка. Поскольку естественная монополия есть вид монополии, постольку последняя представляет собой состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным.

Состояние товарного  рынка – это, прежде всего качественная характеристика рынка, а потому для рынка свойственны соответствующие показатели (признаки). Так, исходя из нормативного определения понятия «естественная монополия», укажем на следующие ее признаки:

а)   удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

б)   товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в  потреблении другими товарами;

в)  спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, нежели спрос на другие виды товаров.

Эти признаки - предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее  они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий.

Монополия (равно  и естественная монополия) есть экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое  по содержанию, но правовое по форме. В  этом качественном состоянии монополия  характеризуется, во-первых, доминирующим положением хозяйствующего субъекта на определенном сегменте рынка, во-вторых, особыми (исключительными) правами хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка2.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, доминирующее положение - это характеристика прежде всего хозяйствующего субъекта, а затем (косвенно) - характеристика монополии как состояния товарного рынка. Далее, принципиальным в определении понятия «доминирующее положение» является указание на решающее влияние со стороны хозяйствующих субъектов на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Закон о защите конкуренции раскрывает смысл словосочетания «решающее влияние» и группирует монопольное положение хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций) с  учетом  количественных и   качественных показателей.

Первый показатель - доля хозяйствующего субъекта на рынке  определенного товара - либо превышает 50%, либо составляет менее, чем 50%. Однако в этих случаях Закон о защите конкуренции (п. 1,2 ст. 5) вводит дополнительные показатели (критерии). Так, в первом случае (когда указанная доля превышает 50%) положение хозяйствующего субъекта не признается доминирующим, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, нет доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Во втором случае (когда указанная доля не превышает 50%) доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта может быть установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Как видно, магическая цифра «50» применяется и в антимонопольном законодательстве (контрольный пакет акций определяется как 50% плюс одна акция).

Второй показатель - доля хозяйствующего субъекта на рынке  определенного товара не превышает 35% в случаях, предусмотренных в п. 3 и 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции. По общему правилу не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%   (п.   2 ст.   5).

В соответствии с п. 3. ст. 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение  каждого хозяйствующего субъекта   из   нескольких   хозяйствующих   субъектов   (за   исключением  финансовой организации), применительно  к которому выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная  доля не более чем трех хозяйствующих  субъектов, доля каждого из  которых больше долей других  хозяйствующих субъектов на соответствующем  товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из  указанных хозяйствующих субъектов   менее   чем   8%);

- в течение  длительного периода (не менее  чем одного года или, если  такой срок составляет менее  чем один год, в течение срока  существования соответствующего  товарного рынка) относительные  размеры долей хозяйствующих  субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный  рынок новых конкурентов затруднен;

Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование