Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. ………………………………………………………………..2
Виды нормативно-правовых актов. …………………………………………......5
Систематизация нормативно-правовых актов………………............................12
Информационно служба по законодательству………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………22
ТЕМА : НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Содержание:
Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. ………………………………………………………………..2
Виды нормативно-правовых актов. …………………………………………......5
Систематизация
нормативно-правовых актов………………...................
Информационно
служба по законодательству…………
Список литературы…………………………………
1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
АКТА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЕ
ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Нормативно-правовой
акт является одним из основных источников
права современного государства. В
нем выражается большинство правовых
норм, которые регулируют наиболее
важные с точки зрения личности,
ее интересов и потребностей общественные
отношения. Другие. источники права (правовые
обычаи, судебные и административные прецеденты)
общерегулятивной значимостью не обладают.
Они играют частичную, вспомогательную
или дополнительную роль в регулировании
общественных отношений.
В нормативно-правовых
актах закрепляются нормы, которые
учитывают интересы большинства
и меньшинства в цепом, координируют
их в зависимости от конкретных экономических,
социальных, национальных и международных
отношений в данный исторический
период.
Мировая юридическая
наука рассматривает источники
права в неразрывном единстве
с содержанием правовых норм. Выражение
юридических норм в обычае, прецеденте,
в судебной практике имеет казуистический
и не всегда определенный характер.
Эти нормы складываются постепенно,
по мере повторения частных случаев,
применения определенного правила
поведения. Поэтому юридические
нормы не могут в указанных
формах воплотить в себе общего и
достаточно определенной го выражения.
С развитием
общественной жизни, усложнением общественные
отношений эти обязательные установления
становятся тормозом общественного
прогресса. Как отмечал в свое время Н.
М. Коркунов, “государственная власть,
призванная поддерживать и охранять господство
права, не может помириться с таким положением
дела. Как только она достаточно окрепнет
и организуется, она везде стремится поставить
на место неопределенных начал обычного
права и судебной практики ею самой сформулированные
и по возможности общие положения или:
законы”(Коркунов Н.М. Лекции по общей
теории права. СПб., 1894. С. 299).
Переход к всеобщему
нормативному регулированию ocyществляется
эволюционно. Вначале нормативное регулирование
распространялось лишь на те сферы общественной
жизни, которые непосредственно касались
интересов государственной власти. Частные
имущественные и семейные отношения длительное
время оставались под воздействием обычного
права и судебной практики. Со временем
нормативно-правовое регулирование расширяется,
подчиняя себе другие области общественной
жизни, и становится, таким образом, преобладающей
формой правового регулирование общественных
отношений.
В отличие от
других источников (форм) права нормативно-правовой
акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой
акт создается в результате
правотворческой деятельности
Правотворчество
— это деятельность, направленная
на подготовку, издание и совершенствование
нормативно-правовых актов. Она имеет
две основные формы: непосредственное
правотворчество и
Непосредственное
правотворчество осуществляется в
результате проведения референдумов,
которые в конституционном
Государственное
правотворчество выражается в установлении,
изменении или отмене норм права
в определяемом законом порядке.
К нему примыкает также
2. В нормативно-правовых
актах содержатся только нормы
права, то есть правила общего
характера, обладающие
Индивидуальные
правовые акты являются важным и необходимым
средством реализации общих предписаний
правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых
актах. Они имеют обязательный государственный
характер, их осуществление обеспечивается
компетентными органами государства
(судом, мэрией, арбитражем), однако источниками
права они не являются, поскольку
норм права не содержат. В отличие
от правовых норм их подписания относятся
к персонифицированным лицам
и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового
акта как источника права
4. Нормативно-правовой
акт оформляется в виде официального государственного
документа, который имеет обязательные
атрибуты: название акта (закон, указ, постановление);
наименование органа, принявшего акт (парламент,
президент, правительство, местный орган
власти).
5. В нормативных
актах нормы права группируются по определенным
структурным образованиям: разделам, главам,
статьям (например, в Гражданском кодексе:
раздел “Обязательное право”, глава “Исполнение
обязательств”, статья “Досрочное исполнение
обязательства”).
Итак, нормативно-правовой
акт — это официальный акт
правотворчества, в котором содержатся
нормы права.
§ 2. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ
Классификация
нормативно-правовых актов производится
по различным основаниям: по юридической
силе; по содержанию; по объему и характеру
действия; субъектам, их издающим.
По юридической
силе все нормативно-правовые акты
подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правовых
актов является наиболее существенным
признаком их классификации. Она
определяет их место и значимость
в общей системе
В соответствии
с теорией и практикой
Нормативно-правовые
акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной
мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых
актах содержатся нормы однородного
содержания. Имеются акты, содержащие
нормы только одной отрасли права
(например, трудовое, семейное, уголовное
законодательство). Но наряду с отраслевыми
нормативными актами действуют и
акты, имеющие комплексный характер.
Они включают нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную
сферу общественной жизни. Хозяйственное,
торговое, военное, морское законодательство
— примеры комплексных
По объему и
характеру действия нормативно-правовые
акты подразделяются:
— на акты общего
действия, охватывающие всю совокупность
отношений определенного вида на
данной территории;
— на акты ограниченного
действия — распространяются только
на часть территории или на строго
определенный контингент лиц, находящихся
на данной территории;
— на акты исключительного
(чрезвычайного) действия. Их регулятивные
возможности реализуются лишь при
наступлении исключительных обстоятельств,
на которые рассчитан акт (военных
действий, стихийных бедствий).
По основным
субъектам государственного правотворчества
нормативно-правовые акты можно подразделить
на акты законодательной власти (законы);
акты исполнительной власти (подзаконные
акты); акты судебной власти (юрисдикционные
акты общего характера).
ЗАКОН. Это главный
и преимущественный нормативно-правовой
акт современного государства. Он содержит
правовые нормы, которые регламентируют
наиболее важные стороны общественной
и государственной жизни. Определение
закона можно сформулировать следующим
образом: это нормативно-правовой акт,
принимаемый высшим представительным
органом государства в особом
законодательном порядке, обладающий
высшей юридической силой и
Из данного
определения вытекают признаки закона
как основного источника права,
как нормативно-правового акта, обладающего
высшей юридической силой:
1) законы принимаются
высшими представительными
2) законы принимаются
по основным, наиболее существенным
вопросам общественной жизни,
которые требуют оптимального
удовлетворения интересов
3) законы принимаются
в особом законодательном
4) законы не
подлежат контролю или
5) законы представляют
собой ядро всей правовой
Ведущее и определяющее
положение законов в системе
нормативно-правовых актов государства
выражает одно из основных требований
законности — верховенство закона
в регулировании общественных отношений.
Ни один подзаконный акт не может
вторгаться в сферу законодательного
регулирования. Он должен быть приведен
в соответствие с законом или
немедленно отменен.
В свою очередь
законы подразделяются на конституционные
и обыкновенные. Конституционные законы
определяют основные начала государственного
и общественного строя, правовое положение
личности и организаций. На основе конституционных
законов строится и детализируется вся
система нормативно-правовых актов. Конституция
по отношению к другим нормативно-правовым
актам, в том числе и законам, обладает
высшей юридической силой. Обыкновенные
законы принимаются и действуют в строгом
соответствии с конституционными актами,
регламентируют определенные и ограниченные
сферы общественной жизни.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
Это правотворческие
акты компетентных органов, которые
основаны на законе и не противоречат
ему. Подзаконные акты обладают меньшей
юридической силой, чем законы, они
базируются на юридической силе законов
и не могут противостоять им. Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие интересы
согласуются с индивидуальными интересами.
Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать
основные, принципиальные положения законов
применительно к своеобразию различных
индивидуальных интересов.
Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация