Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
В соответствии с указанной целью в работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прогнозирования и планирования
- изучить систему прогнозирования и планирования на примере Чувашской Республики
- выявить основные направления совершенствования системы планирования и прогнозирования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов
1.1 Сущность прогнозирования и планирования…………………………....…….5
1.2 Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования регионов....7
1.3 Специфика региональных комплексных программ……………………...……8
Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской Республике
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Чувашской Республики …………………………………………………………………………11
2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2020 года…...17
2.3 Анализ программ, реализующихся в Чувашской Республике…………...….20
Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования………………………………………………………………..……25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая региональная....docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов

1.1 Сущность прогнозирования  и планирования…………………………....…….5

1.2 Цели и задачи регионального  планирования и прогнозирования  регионов....7

1.3 Специфика региональных  комплексных программ……………………...……8

Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской Республике

2.1 Прогнозирование социально-экономического  развития Чувашской Республики  …………………………………………………………………………11

2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2020 года…...17

2.3 Анализ программ, реализующихся в Чувашской Республике…………...….20

Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования………………………………………………………………..……25

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………….. 32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы – это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности и территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионы.

Региональные средне- и долгосрочные проектировки в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных сил, схемах экономического и социального развития и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.

Государственные прогнозы проходят законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т.д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т.п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.

При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.

В соответствии с указанной целью в работы поставлены следующие задачи:

- изучить сущность прогнозирования  и планирования

- изучить систему прогнозирования  и планирования на примере  Чувашской Республики

- выявить основные направления  совершенствования системы планирования  и прогнозирования

 

 

 

Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов

1.1 Сущность прогнозирования и  планирования 

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются:

а) программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ;

б) балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов;

 в) нормативный метод, основанный  на активном применении в качестве  целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;

г) метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;

д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;

е) методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.

Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.

 

1.2 Цели и задачи регионального  планирования и прогнозирования  регионов

Многовекторный характер регионального прогнозирования и планирования предопределяет широкие требования к его целям и задачам, которые обычно ранжируются по степени важности, срокам выполнения и другим критериям.                                                                     Основной целью регионального прогнозирования и планирования является обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия управленческих решений.                            Ставится задача по сокращению разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов. Особое внимание уделяется депрессивным районам с низким экономическим потенциалом, высоким уровнем безработицы, поддержке "точек роста" в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, технопарков, технополисов, свободных экономических зон.            

 Таким образом, предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики, как комплекса стратегических управленческих решений, — и есть назначение территориального планирования в новых условиях. При этом усиливается его вероятностный, прогнозный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.

 

1.3 Специфика региональных  комплексных программ

К настоящему времени в России накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности, их разработка должна проводится на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составления должны быть обусловлены учетом специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправданно использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надёжно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно- территориального деления РФ(республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объёмами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политики России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ вписывается в комплекс хозяйственно – рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской республике.

2.1 Прогноз  социально  – экономического развития Чувашской  Республики

Изменение экономического положения республики на макроуровне характеризуется динамикой и структурой валового регионального продукта. Рост ВРП в прогнозируемом периоде (2014-2016 гг.) будет обеспечиваться расширением производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство), а также сферы услуг.  В структуре экономики доля обрабатывающих производств в 2012 году по оценке составляет 25,7% от общего объема ВРП в основных ценах. Кроме обрабатывающих производств, значительный вклад в формирование валового регионального продукта вносят оптовая и розничная торговля – 14,5%, строительство – 9,2%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 8,2%. Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 57,6%. По прогнозу в 2016 году индекс физического ВРП составит 106,4-117,0% к 2012 году.

Увеличение ВРП в прогнозируемом периоде будет во многом определяться реализацией крупных инвестиционных проектов, таких как: создание и развитие производства тонкопленочных солнечных модулей (ООО «Хевел»), реконструкция биологических очистных сооружений г. Новочебоксарска (ГУП «БОС» Минстроя Чувашии), строительство полигона твердых бытовых отходов в г.Новочебоксарске (2-й участок складирования мощностью 100 тыс.тн. в год) и мусоросортировочного комплекса мощностью 200 тыс.тн. в год (ООО «Одис»), модернизация птицеводческого комплекса (ООО «Агрохолдинг «Юрма» Чебоксарского района), строительство механосборочного цеха  по производству   комплектующих   изделий, металлоконструкций для шкафов микропроцессорной релейной  защиты (ООО «НПП «ЭКРА»), создание нового производства перекиси водорода антрахиноновым способом  (ЗАО «Группа Оргсинтез»),  разработка и организация производства семейства промышленных бульдозеров и кранов-трубоукладчиков (ОАО «Промтрактор»), техническое перевооружение и модернизация литейного производства (ООО «Промтрактор-Промлит»), реализация инвестиционного проекта «Новый город», комплексная   застройка   жилого района по ул. Б. Хмельницкого города Чебоксары и других.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования