Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция

Краткое описание

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_sessia.docx

— 974.58 Кб (Скачать файл)

1.Основные этапы развития  экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления  и развития. Вначале экономические  знания формировались как отдельные  элементы общей науки. Самостоятельное  развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма  в середине второго тысячелетия  н. э. Исследователи различают множество  этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис. и таблицу.

 

 

 

 

 

Вывод: Ни одна теория не может  претендовать на абсолютную и вечную истинность.

Каждая школа в той  или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает  с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться  в плену отдельных теорий. Его  развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.

 

2.Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете  экономической теории

Любая наука должна иметь  свой предмет (что исследуется) и  метод исследования (как исследуется). Предмет экономической теории как  науки в современном понимании  определился далеко не сразу и  являлся результатом длительного  исторического развития.

В ходе развития экономической  теории как науки менялись и взгляды  на ее предмет, причем здесь с известной  степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

  • экономия – как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;
  • политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
  • экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать  начальные стадии формирования экономической  науки (древний мир, средневековый  период), то о сколько-нибудь внятном  определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические  проблемы еще не вычленялись в  самостоятельную область для  исследований. Этому периоду соответствует  термин «экономия».

Разложение феодализма и  становление капитализма обусловили возникновение самостоятельной  науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась  первая школа в экономической  науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных  научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

  • Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.
  • Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
  • Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.
  • Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.
  • Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А.Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.
  • Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в ходе исторического  развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию  ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической  науки происходила соответствующая  смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество  подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное  единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение  этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю.

  • «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества»1.
  • «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей»2.

Таким образом, в целом  предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях  удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, экономическая теория – это наука, изучающая поведение  людей с позиции соотношения  между целями и ограниченными  средствами (ресурсами) для их достижения, которые могут иметь различное (альтернативное) употребление.

 
3. ПОЗИТИВНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Долгое время экономическая  мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего, и конструирование должного, и  выработку экономической политики. Лишь в конце XIX в. с формированием  чистой экономической теории произошло  обособление каждого из' этих направлений. "Положительная (positive) наука, ≈ писал Дж. Н. Кейнс, ≈ может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука ≈ как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство ≈ как система правил для достижения данной цели".18

Положительная наука, полагал  Кейнс, занимается изучением "единообразий" (uniformities ≈англ.), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная ≈ определением идеалов, искусство ≈ формулированием предписаний. Он подчеркивал, что "и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)".19

Различие между ними можно  показать на уже знакомом примере  форсированной индустриализации Швамбрании. Нормативный подход предполагает ответ  на вопрос: "Должнали Швам-брания проводить форсированную индустриализацию?". Позитивный≈ ответ на вопросы: "Какими могут быть и, скорее всего, будут последствия такой индустриализации?Какова будет └цена" индустриализации для общества?".

Экономическая наука является позитивной наукой,20 исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена в некоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий в ценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно, иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала в другом.

Как человек, швамбранский экономист  может согласиться с К.Марксом, что "производство ради производства есть не что иное, как... развитие богатства человеческой природы как самоцель. Если противопоставить этой цели благо отдельных индивидов... ≈ может продолжить он вслед за К.Марксом,≈ то это значит утверждать, что развитие всего человеческого рода должно быть задержано ради обеспечения блага отдельных индивидов... что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивидуумы приносятся в жертву".21 Или же, наоборот, он может согласиться с Иваном Карамазовым, что нельзя ни построить, ни принять счастья, оплаченного слезой ребенка.

Но как специалист экономист  должен определить, во-первых, с помощью  каких средств можно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие  следствия будет иметь применение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. "Затем мы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будет соотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиями своего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой └ценой" будет достигнута поставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям... Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это уже составляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний; он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят совесть и его мировоззрение".22

И споры между экономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени  выбора, но могут до определенной степени  облегчить его, сделать выбор  более ответственным.

Правда, их возможности могут  остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены  без внимания. Дело в том, что важнейшие  решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

4. МЕТОДОЛОГИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.

В экономической теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними. Заметим, что к знаковым моделям относятся также слова и предложения в некотором естественном (например, русском или китайском) или искусственном языке.

Экономические модели должны в принципе отвечать ряду требований ≈ содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений, предсказательная способность, возможность информационного  обеспечения и верификации, общность и ряд других. Среди экономистов  нет единого мнения о том, какие  из этих требований "главнее". Одни считают главным требованием, которому должна удовлетворять модель, ее предсказательную способность, другие в роли такого критерия видят реалистичность принятых допущений  и способность объяснить посредством  модели поведение экономических  агентов. Большинство же связывают  предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой  она предназначена.

Предсказательная способность  важна для моделей, имеющих целью  предвидеть результаты влияния одних  экономических параметров на другие (например, влияние введения налогов  на объем продаж какого-то товара). Реалистичность допущений и объясняющая способность  важны для моделей, цель которых  в объяснении поведения экономических  агентов.

Объясняющей способностью в  большей степени обладают графические  модели, почему они и используются широко в педагогических целях. Вот  как писал о ценности графических  моделей (не только в экономике) английский математик Я. Стюарт: "Некоторые  математики, может быть 10 из 100, мыслят формулами. Такова их интуиция. Но остальные  мыслят образами; их интуиция геометрическая. Картинки несут гораздо больше информации, чем слова. В течение многих лет  школьников отучали пользоваться картинками, потому что └они не строгие". Это  печальное недоразумение. Да, они  не строгие, но они помогают думать, а такого рода помощью никогда  не следует пренебрегать".24

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории