Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа
Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции.
Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции. Постоянно разрабатывая и внедряя новые стандарты и систематически пересматривая действующие можно планомерно повышать качество продукции. В нашей стране действуют системы управления качеством, основанные на стандартизации. Дисциплина построена на методологическом подходе метрологии, стандартизации и сертификации к объектам отрасли, как вида деятельности, которую можно исследовать, а ее основами овладеть в процессе обучения.
Раздел 1 ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Тема 1.1 Система стандартизации
Сущность стандартизации. Стандартизация—это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых. Она должна обеспечивать право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда
Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Цели стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и узкие.. К общим целям
относятся разработка норм, требований, правил. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, производство, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Областью (сферой) стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, приборостроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в приборостроении могут быть качество, техническое состояние, производство, отнесенные к объектам приборостроения.
Цель ГСС. Главная цель ГСС—с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, а также требованиям народного хозяйства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей промышленности.
.Задачи стандартизации.
Основными задачами стандартизации являются:
-обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;
-установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции;
-установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.) и взаимозаменяемости;
-установление метрологических норм, правил, положений и требований;
-унификация на основе установления и применения параметрических и типо размерных рядов;
-создание и ведение систем классификации, кодирования и каталогизации;
-нормативно-техническое обеспечение контроля к технологическим процессам;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально -экономических и научно-технических программ.
Формы (уровни) стандартизации. Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.
Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-
Виды стандартизации. Комплексная стандартизация (КС) - это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основным составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.
Опережающая стандартизация (ОС) - это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее планируемое время. Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его качества
Параметрическая стандартизация - обеспечивающая регламентирование значений параметров до целесообразного минимума. Ее основная цель- сокращение и оптимизация номенклатуры изделий при обеспечении потребности в них. По числу стандартизуемых параметров стандарты бывают однопараметрические, многопараметрические (таблицы, сетки параметров). По видам параметров стандарты делятся на основные технические параметры, конструктивные параметры, характеризующие качество и надежность и т.д. По уровню охвата групп продукции могут быть изделия всей отрасли (ряды напряжений, токов, частот, ряды габаритных, установочных, присоединительных размеров, показателей качества и т.д.); на несколько классов изделий (резисторы и конденсаторы и т.д.); один класс изделий (резисторы); несколько типов изделий; один тип изделий.
Виды нормативных документов (НД) по стандартизации.
Документы рекомендательного характера:
Стандарт-это НД, разработанный на основе соглашения, утвержденного признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области . Стандарты бывают международные (ИСО), региональные (ГОСТ), национальные (ГОСТ Р) ,административно-
Документ технических условий (ТУ)-устанавливает технические требования к продукции, услуге ,процессу.
Использование электронных технологий для автоматизации систем управления связано с переводом информации на язык цифровых кодов. В России создано более 30 взаимосвязанных классификаторов: ОКП- общероссийский классификатор продукции; ОКС- общероссийский классификатор стандартов; ОКПО- общероссийский классификатор предприятий и организаций; ОКСО- общероссийский классификатор специальностей по образованию; ОКЕИ- общероссийский классификатор единиц измерения и т.д.
ПР-свод правил- разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов.
Р- рекомендации.
. Документы обязательного характера: Регламент -это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации как в случае других нормативных документов. Разновидность регламентов — технический регламент — содержит технические требования к объекту стандартизации.
Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа :Непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.),введение его в другой нормативный документ.
НД содержат следующий характер требований: обязательные требования, альтернативные требования и положения. Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены. Альтернативные требований представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Положение — обобщающее понятие, оно излагается в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.
Виды стандартов. Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов:
основополагающий стандарт; терминологический стандарт; стандарт на методы испытании; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; положения; методические положения; описательное положение; стандарт с открытыми значениями.
Тема 1.2 Стандартизация в различных сферах
Стандартизация систем управления качеством. Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000. Международные стандарты по управлению (менеджменту) качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000.На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 и совмещенные с ними стандарты ИСО серии 14 000 признаны всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. Семейство основополагающих стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества.
Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показывает, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте «петля качества» — начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом.
Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс деятельности фирмы.
Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. В современных условиях метрологическое обеспечение - это комплекс научных и технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений в соответствии с требованиями стандартов. Метрологическое обеспечение наиболее эффективно решает стоящие перед ней задачи в тесной взаимосвязи. Развитие общественного
производства невозможно без достоверных и сопоставимых данных о характеристиках стандартизуемых объектов, а получение таких характеристик, в свою очередь, не может быть достигнуто без обеспечения единства и требуемой точности измерений. Стандартизация пронизывает все основные виды деятельности в сфере метрологического обеспечения. Она создает основную предпосылку для обеспечения единства и требуемой точности измерении. Более того, общие правила и нормы метрологического обеспечения устанавливаются стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Утверждено и действует более 350 государственных стандартов данной системы.
Метрологическое обеспечение наиболее тесно связано с такими объектами стандартизации, как методы контроля и испытаний продукции. Стандартизация типовых технологических процессов изготовления и контроля продукции требует необходимого метрологического обслуживания применяемых средств измерений. О наличии тесной связи между метрологическим обеспечением и стандартизацией свидетельствуете такая область деятельности, как государственный надзор и ведомственный контроль за соблюдением требований стандартов. Госстандарт утвердил и включил в комплекс основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации регламентирующие основные положения метрологического обеспечения во всех отраслях народного хозяйства России. Рассмотрим эти положения.
Общее понятие. Под метрологическим обеспечением и соответствии с ГОСТ 1.25—76 понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность производства и высокое качество продукции. К измерительной информации в современных условиях предъявляются следующие требования: результаты измерении должны быть выражены в узаконенных единицах, должна быть достаточно точно известна погрешность выполняемых измерении, и эта погрешность не должна превышать пределов допускаемых значений. Научной основой метрологического обеспечения является метрология.