Основы теории спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 07:17, контрольная работа

Краткое описание

Под спросом понимается количество товара, которое желают и могут приобрести покупатели в единицу времени в конкретной рыночной ситуации. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т. е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Спрос и факторы, его определяющие…………………………………….4
Кривая спроса. Закон спроса……………………………………………...9
Тесты……………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Копия контрольная.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово экономический институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение……………………………………………………………………3

Спрос и факторы, его определяющие…………………………………….4

Кривая спроса. Закон спроса……………………………………………...9

Тесты……………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

Спрос - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Под спросом понимается количество товара, которое желают и могут приобрести покупатели в единицу времени в конкретной рыночной ситуации.   Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т. е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов.

Цена товара и количество спроса на этот товар - обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный – спрос отдельного покупателя, характеризуется ценой спроса и величиной (объемом) спроса. Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель еще способен приобрести данный товар. Объем спроса - это максимальное количество конкретного товара, которое покупатель готов приобрести в рассматриваемом периоде при данных условиях.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского – demand – спрос). Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q

где Р – цена, а Q – количество товаров и услуг.

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный спрос. Рынок находится  в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает  товар и согласна даже на  определенные издержки, лишь бы  избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных

2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.

3. Скрытый спрос. Многие потребители  могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить  с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

4. Падающий спрос. Рано или поздно  любая организация столкнется  с падением спроса на один  или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры.

5. Нерегулярный спрос. У многих  организаций сбыт колеблется  на сезонной, ежедневной и даже  почасовой основе, что вызывает  проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.

6. Полноценный спрос. О полноценном  спросе говорят, когда организация  удовлетворена своим торговым оборотом.

7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций  уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

8. Нерациональный спрос. Противодействие  спросу на товары, вредные для  здоровья, требует целеустремленных  усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.

9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.

Разновидности спроса:

1) Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.

2) Реальный спрос - дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.

Факторы спроса (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. 
Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара.  
           К неценовым факторам относят:

Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.

Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

К другим неценовым факторам спроса относят:

Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары.

Уровень влияния различных неценовых факторов на спрос сильно зависит от типа товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИВАЯ СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА.

График спроса – график, показывающий зависимость величины спроса от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса. Эту зависимость можно выразить графически, в виде кривой спроса (линии спроса) на графике спроса. По оси абсцисс принято откладывать цену (Р), а по оси ординат – количество (Q).

Кривая спроса – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

P


 

 

 

 

 

                                                                  Q

Рис.1. Кривая спроса.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.

При изменении неценовых факторов спроса изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса

кривая смещается вправо (вверх), при уменьшении – влево (вниз).

P


 

 

 

 

 

                                                                  Q

Рис. 2. Смещение кривой спроса.

Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса на них. Снижение цены на один товар, при неизменности цен на другие, делает его относительно дешевле. Этот товар покупатели намерены приобретать в большем объеме, замещая им другие товары, ставшие относительно более дорогими. Эффект дохода представляет изменение объема потребления товара, цена которого изменилась, как если бы изменился доход покупателей. Он показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Так, например, снижение цены товара делает покупателя реально богаче, позволяет увеличить объем спроса, как вроде бы вырос доход.

Информация о работе Основы теории спроса