Особенности управления внешними и внутренними проектами различных социально-экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

Управление проектами в сфере публичного менеджмента.
Управление проектами в частном секторе экономики:
- особенности управление внутренним проектом;
- особенности управления внешним проектом.

Вложенные файлы: 1 файл

Osobennosti_upravlenia_vneshnimi_i_vnutrennimi_p.docx

— 52.21 Кб (Скачать файл)

Особенности управления внешними и внутренними проектами  различных социально-экономических  систем

  1. Управление проектами в сфере публичного менеджмента.
  2. Управление проектами в частном секторе экономики:

- особенности управление  внутренним проектом;

- особенности управления  внешним проектом.

 

Управление проектами  в сфере публичного менеджмента

Исторически первые проекты  представляли собой грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям государственные программы.

Проекты в сфере государственного и муниципального управления имеют  особое значение в связи с тем, что их воздействие на экономику  и другие сферы жизнедеятельности, как правило, имеют более широкий  масштаб, чем проекты в бизнес-среде.

Проекты в сфере публичного менеджмента являются частью системы государственного регулирования.

Проекты в сфере публичного менеджмента играют роль мегапроектов — целевых программ развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов, т.е. мегапроект может быть охарактеризован как программа проектов — комплекс проектов, объединенных общей целью.

Проекты в сфере публичного управления имеют более широкий  спектр критериев эффективности, нежели проекты в бизнес-среде. Как правило, государственные проекты не обязательно преследуют цель получения прибыли, а рассчитаны на синергетический эффект развития (повышение уровня и качества жизни, создание новых рабочих мест, экономический рост в стране, регионе и т.п.).

Государственные и международные проекты составляют 18% в общей численности реализуемых проектов.

Классификация моделей проектов, в которую вошли и государственные  проекты:

 • модель PMI (Институт менеджмента проектов), издающий широко востребованное в международной практике управления проектами Руководство к Своду знаний об управлении проектами;

 • изначально разработанный для реализации государственных информационных и телекоммуникационных проектов в Великобритании стандарт PRINCE;

 • системную модель СОВНЕТ, основанную на разработках ученых советской и российской школы;

 • компетентностные модели и их эволюцию – глобальный стандарт компетенции, основанный на выполнении;

 • модели «третьей волны», рассматривающие менеджмент проектов как стратегический ресурс организации и др.

Указанные модели не являются единственным применимыми к управлению проектами примерами использования научно-методологического аппарата.

Необходимо также упомянуть  смежные модели и методы, как раз лежащие в сфере оценки различных сторон проектов на их основных стадиях. Прежде всего, это сбалансированная система показателей (СБС), использующая при оценке целевые (соответствие выбранной стратегии), временные, стоимостные и качественные критерии.

 

Результаты изучения опыта  управления проектами в России, накопление знаний и формирование методологии УП позволяют выделить три основных этапа процесса развития УП:

  1. Дореволюционный - зарождение элементов, понятий, норм расчетов, моделей отображения производственных процессов и т. д. в области знаний по Управлению проектами и их применение на практике;
  2. Советский – создание системы централизованного планирования, программно-целевого подхода, структур управления и комплекса документов, систем сетевого планирования и автоматизированного управления, других элементов методологии управления проектами;
  3. Современный – этап развития профессионального управления проектами на основе современных представлений и новых прогрессивных технологий. Комплексный системный подход к методам управления проектами. Широкое внедрение проектно–ориентированного подхода к осуществлению проектов и программ в различных сферах целенаправленной деятельности по всей стране.

Пример:

1920 – 1921 Утверждение плана  ГОЭЛРО Первый перспективный  (стратегический) план развития страны. Применен системный подход к планированию.

План  Государственной комиссии по электрификации России был первым программным документом советского времени. В тяжелых условиях военной интервенции и гражданской войны, в обстановке жестокой хозяйственной разрухи, был разработан план, призванный обеспечить создание промышленной базы, на основе электрификации всей страны.

План ГОЭЛРО внедрялся  не только как план строительства  и реконструкции электростанций и электросетей, это был первый план изменений хозяйственного механизма  в области промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, т. е. план развития всего народного хозяйства страны в послереволюционные годы. План ГОЭЛРО имел практические программы коренного  преобразования во всех отраслях экономики. Это были проекты и программы  новой системы управления хозяйственного развития страны.

Управление данным проектом осуществляли комитеты по электрификации, которые были созданы в Москве, а затем и в Донбассе, при поддержки партии и правительства страны. На них возлагались все функции по руководству, организации работ и контролю. Для улучшения организации труда при реализации проекта разрабатывались долгосрочные и оперативные планы, рассчитывались затраты как на пятилетний срок, так и на весь период проекта, изыскивались дополнительные источники финансирования. Это значит, что план ГОЭЛРО включал «управление временем», а также материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Управление это было административным и жестким. Официально план ГОЭЛРО был утвержден на восьмом съезде Советов в декабре 1920 года, и начало его осуществления считается 1921 год.

Однако уже 1918 году начались работы по проектированию гидроэлектростанций на реках Днепр, Волга, Свирь и др. Одновременно комитеты проводили ряд мероприятий, обеспечивающих нормальную работу существующих электростанций, и создавали необходимые условия для их расширения. Реализация плана по проекту рассчитывалась от 10-ти до 20-ти лет в зависимости от общего хода развития народного хозяйства. В итоге запланированные мероприятия завершились досрочно, для этого понадобилось 14 лет. При этом производство электроэнергии увеличилось в 2,3 раза по сравнению с планируемой мощностью. К конечному сроку (1935 г.) план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен по всем основным показателям развития народного хозяйства. За годы реализации плана было сооружено 40 районных электростанций вместо 30 намеченных планом.

И все же, в послереволюционный восстановительный период план ГОЭЛРО имел огромное значение для экономики  всей страны. Это был первый опыт перспективного научного планирования и реализации Программы, включающей различные проекты плана ГОЭЛРО, которые послужили основой для дальнейшей работы в области планирования и разработки проектов для народного хозяйства страны.

С 1928 года страна переходит  на пятилетнее планирование развития народного хозяйства. Всего их за период Советской власти было разработано 13. Первый пятилетний план (1928-1932 гг.) был утвержден V съездом Советов СССР (май 1929 г.). При этом капитальные вложения в строительство осуществлялись с учетом строжайшего режима экономии на основе управления финансовыми ресурсами страны.

1928 – 1932 - Первый пятилетний план заложил основы пятилетнего развития страны и управления по перспективным планам, программам и финансовыми ресурсами.

Годы первых пятилеток  явились и годами подъема, периодом зарождения индустриальных, прогрессивных поточных методов строительства. В научно-исследовательских работах этого периода были сформулированы принципы формирования и даны формулы расчета основных параметров непрерывного потока в стандартном строительстве.

В 1957-1961 разрабатывались и выполнялись крупные государственные проекты и программы (запущен первый спутник Земли, осуществлен первый пилотируемый космический полет).

 

В конце 50-х и начале 60-х годов в России зародились системы организационного управления проектами. При выполнении крупных проектов организовывались штабы, назначались кураторы, и появились «команды» проектов.

Для реализации крупных проектов, особенно на завершающем этапе, стали  организовываться так называемые «штабы». Это были группы людей, включающие представителей власти, проектировщиков, специалистов по выполнению проектов и эксплуатации. Члены таких штабов решали, в основном, оперативные задачи и отвечали каждый по своему направлению перед своим руководством. За общий процесс нес ответственность «куратор», назначаемый обычно конкретным министерством, проект которого осуществлялся. Таким образом, зарождалась в России система организационного управления проектами, которая в современном управлении называется – «командой проекта».

70-е – 80-е годы осуществлено строительство железнодорожной магистрали – БАМ, таким образом, выполнен второй после ГОЭЛРО грандиозный проект века.

В 1980-х годах  появляется программно-целевое планирование. По всей стране разрабатывались региональные целевые программы. Эти программы подразделялись на: социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экономические и организационно-хозяйственные. Дальнейшие исследования в этой области привели к применению проектного подхода при разработке целевых, комплексных программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Необходимым условием разработки программ являлся программно-целевой метод планирования, как метод повышения научной обоснованности планов и усиления их направленности на решение ключевых экономических и социальных задач.

Если рассматривать программу  как мегапроект в смысле управления программами, то программно-целевой метод – это системный комплексный подход, применяемый на уровне территориального (регионального) планирования. Итак, к началу 90-х годов в России появилась система разработки целевых программ (мегапроектов), различного назначения.

Период «перестройки» позволил внедрить в сферу планирования развития страны и её регионов программно-целевой метод разработки программ. Сложилась определённая научно-методическая система формирования целевых программ различного назначения. Дальнейшие исследования привели к применению проектного подхода при разработке программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Проектный подход разработки и реализации программ позволяет  трансформировать бюджетный и инвестиционный процессы, т.е. перейти от финансирования по объектам к финансированию по проектам и программам. Такой метод финансирования и инвестирования достаточно прозрачен, легко подвергается мониторингу и контролю, что послужит полному исключению «не целевого использования средств» в органах управления.

В последнее время проектный  подход и проектное управление стали  объектом внимания в органах государственной  власти для их применения в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении государства.

При их разработке предусматривается:

  • решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
  • согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
  • комплексность разрабатываемых мероприятий и их экономическая безопасность;
  • взаимоувязанность решений общегосударственных и региональных задач;
  • достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Процесс подготовки и реализации целевых программ включает следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы; ее формирование; экспертиза и оценка; утверждение; управление реализацией и контроль за ходом ее выполнения.

Федеральные целевые программы  являлись одной из форм государственного управления и относятся к программно-ориентирующим  средствам регулирования, в их применение достаточно распространено.

Существенным преимуществом  ФЦП по отношению к другим программно-ориентирующим  средствам регулирования, например, планам действия, программам развития и т.п., являлось более выраженное структурирование содержания по следующим разделам:

 • состояние проблемы и необходимость ее решения программными методами;

 • основные цели, задачи, сроки и этапы реализации ФЦП;

 • система программных мероприятий;

 • ресурсное обеспечение;

Информация о работе Особенности управления внешними и внутренними проектами различных социально-экономических систем