Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей безработицы в России и государственной политики занятости населения и выяснение дополнительных возможностей повышения, а также способов регулирования занятости в России.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотрение понятий «рынок труда» и «занятость»;
анализ функционирования рынка труда, спроса и предложения на рынке труда;
систематизация направлений теоретических исследований занятости населения;
анализ имеющихся в литературе подходов к понятию занятости населения;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.2. Безработица как социальный феномен и его изучение в экономике
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Современное состояние рынка труда в России
2.2. Анализ состояния рынка труда Московской области
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.2. Безработица как социальный феномен и его изучение в экономике
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Современное состояние рынка труда в России
2.2. Анализ состояния рынка труда Московской области
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что перед Россией все острее встает проблема выработки по существу новой политики регулирования занятости, адекватной выбранному курсу реформ. Рынок труда в России претерпел существенные изменения с начала девяностых годов, в связи с чем многие более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили актуальность.
Осуществление эффективной и продуманной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом приобретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация в этой области. Необходимо также глубокое осмысление практики регулирования рынка труда на региональном уровне с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране с целью выработки рекомендаций по осуществлению политики занятости.
Названные выше аспекты теории и практики регулирования занятости населения нашли свое отражение в концепциях отечественных и зарубежных авторов. Эти концепции можно разделить на ряд направлений. Одно – либерально-консервативное, определяющее занятость населения как саморегулирующийся рыночный процесс. Его приверженцами были А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Маршалл, А.Пигу, Дж.Б.Кларк, М.Фридмен. В центре внимания другого направления - государственное регулирование занятости, отразившееся в трудах Дж.М.Кейнса, Д.Норта, Дж.Бьюкенена. Теория А.Оукена отличалась от консервативно-либеральной, кейнсианской и посткейнсианской, рассматривала в качестве регулятора занятости взаимодействие всех экономических субъектов. Дж.Аткинсон и С.Вуд выдвинули концепцию «гибкой занятости» населения путем регулирования в области микроэкономики. Создатели современных теорий человеческого капитала Т.Шульц и Г.Беккер рассматривали регулирование рынка труда через использование и развитие способностей людей.
Российские исследователи лишь недавно начали осваивать отмеченную выше проблематику, так как советским ученым приходилось рассматривать занятость исходя из реальностей советской системы. Проблемы регулирования рынка труда отражены в работах Ананьева А.А., Богомоловой И.П., Воронина В.П., Гимпельсона В.В., Егоршина А.П., Капелюшникова Р.М., Карелиной М.И., Котляра А.Э., Магуна В.Н., Семенова А.В., Тамошиной Г.И., Хохловой О.В., Хореева А.И. и других авторов.
Несмотря на многочисленные публикации, посвященные проблемам регулирования рынка труда, остается нерешенным ряд теоретических проблем. В частности к ним относятся: определение понятия «занятость», позволяющее в полной мере учесть ее основные аспекты; разработка механизма более тесной интеграции деятельности всех субъектов регулирования занятости; уточнение их места в нем, функций, инструментария и способов его применения.
Целью работы является изучение особенностей безработицы в России и государственной политики занятости населения и выяснение дополнительных возможностей повышения, а также способов регулирования занятости в России.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотрение понятий «рынок труда» и «занятость»;
анализ функционирования рынка труда, спроса и предложения на рынке труда;
систематизация направлений теоретических исследований занятости населения;
анализ имеющихся в литературе подходов к понятию занятости населения;
выяснение особенностей современного состояния российского рынка труда;
обоснование рекомендаций в области регулирования рынка труда в России.
Объектом исследования является рынок труда.
Предмет исследования - повышение уровня занятости путем совершенствования регулирования рынка труда.
Методологической базой исследования являются труды классиков мировой экономической мысли, современных отечественных и зарубежных экономистов, законы, правовые и нормативные акты органов управления РФ по вопросам регулирования трудовых отношений и занятости.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Госкомстата РФ по вопросам занятости населения и рынка труда.
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
Рыночные трансформации, произошедшие в экономике России в течение последних лет, были связаны со становлением структур рынков труда и капитала, возникновением многоукладной экономики, изменением отраслевой структуры производства. Появление открытых форм безработицы и преобразование трудовых отношений являются их естественным следствием. Если в советский период россияне не знали, что такое безработица и были обязаны трудоустроиться на существующие рабочие места, то в современный период формы и способы трудоустройства, объем спроса на труд и недостаточная профессиональная подготовка работников способствуют возникновению массовой безработицы и периодическому повышению ее уровня. Формирование и совершенствование функционирования рынка труда, достижение полной занятости населения превратились в важную общегосударственную задачу.
Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда. [1]
А.Э. Котляр считает, что рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия двух этих составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-
Основные проблемы развития рынка труда и занятости представлены в положениях различных научных школ и видных экономистов, в том числе, А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, К. Маркса, А. Маршалла, А. Пигу, Дж.Б. Кларка, Дж.М. Кейнса, А. Оукена, П. Самуэльсона, А. Филипса, М. Фридмена и др. Каждая школа по-своему характеризует рынок труда и обосновывает особые методы его регулирования.
Классическая политическая экономия основывала свои выводы на трудовой теории стоимости, принципе свободы предпринимательства и ограничивалась указанием на естественные методы регулирования занятости населения. Так, К. Маркс связывал появление промышленной резервной армии труда и динамику уровня занятости, прежде всего, с ростом органического строения капитала.
Сторонники маржинализма, неоклассической политической экономии и институционалисты рассматривали регулирование труда и занятости на уровне микроэкономики. Появились концепции управления персоналом в рамках фирмы, ее бюрократической организации.
Создатель неоклассической теории Альфред Маршалл один из первых обратил внимание на влияние технического прогресса на рынок труда через предельную производительность труда, определяющую спрос на него, и предельную тягость труда, определяющую вкупе с реальной заработной платой его предложение.
Современные представители неоклассической теории, отвергая марксистскую трактовку переменного капитала, выдвинули теорию человеческого капитала, указав, что способности человека к труду в широком смысле являются фактором, приносящим доход фирме, что человеческий капитал неотделим от самого человека и требует инвестиций в форме образования, здравоохранения, ведения домашнего хозяйства. Практические выводы экономических теорий занятости можно свести к трем основным концепциям. Первая связана с классической экономической теорией и принимает за основополагающий принцип «Laissez faire». Эта концепция невмешательства в регулирование рынка со стороны государства, в том числе, в процессы занятости, предполагает лишь спонтанные формы разрешения возникающих здесь проблем.
Другая концепция предложена Дж. М. Кейнсом. [3] Он критически пересмотрел классическую теорию занятости и сделал вывод, что для экономики в условиях совершенной конкуренции состояние полной занятости нехарактерно. По Кейнсу, необходимо государственное регулирование занятости, прежде всего, через влияние на объем эффективного спроса. Теория: занятости, предложенная Дж. М. Кейнсом, основана на двух факторах: капиталовложениях и ожидаемых расходах на потребление. Главной компонентой в государственной политике занятости должна быть постоянная готовность инвестировать средства, сберегаемые в обществе, в создание новых рабочих мест. Для доказательства математической истинности своей идеи Дж. М. Кейнс вывел мультипликатор занятости.
Современные сторонники государственного регулирования занятости выступают за мягкие его варианты. Они отказались от идеи тотального вмешательства государства в макроэкономические процессы и соглашаются с необходимостью кредитно-денежного их регулирования.
В XX веке появились практические модели рынка труда, действующие в странах с развитой экономикой: либеральная (США) и социально ориентированная (Швеция, Австрия, Германия, Япония). Либеральная модель сводит к минимуму вмешательство государства в рыночные процессы на микроэкономическом уровне. Она концентрирует свои усилия преимущественно на поддержке обездоленных. Эта модель предполагает монетарные методы воздействия на активность предпринимателей и их политику в области занятости. Предприниматели и работники рассматриваются как противоборствующие партнеры.
Социально ориентированные модели в каждой стране имеют свои особенности. Общим для них является контроль и участие государства в экономических процессах не только на макро-, но и на микроуровне. Субъекты трудовых отношений являются партнерами, для которых необходим консенсус и солидарность для достижения общих целей.
Концепции регулирования занятости, существующие в настоящее время в трудах зарубежных ученых, классифицированы и обобщены в Таблице 1.1, где представлены основные подходы к исследованию и разработкам регулирования занятости.
Таблица 1.1. Концепции регулирования занятости населения [4]
Характер концепции | В области макроэкономики | В области микроэкономики | ||
С командно-административной точки зрения | С либерально-консервативной точки зрения | Как трудовой ресурс | Как совокупность личностей | |
Экономические | Как централизованно управляемого носителя рабочей силы и главного участника производственного процесса | Как партнера в рыночных процессах обмена рабочей силы между работником и работодателем | Управление трудовыми ресурсами | Управление персоналом |
Социальные | Концепция средства достижения целей бюрократической машины | Концепция: человеческого потенциала (обучение в течение всей трудовой деятельности) | Управление человеческими ресурсами | Концепция социального менеджмента |
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Под занятостью населения понимаются экономические отношения между субъектами рынка по поводу непосредственного включения работников в эффективную для них и общества кооперацию труда на адекватном компетентности работников месте, на условиях вознаграждения, достаточного для расширенного воспроизводства рабочей силы.
В международных документах понятие занятости остается недостаточно четким. Международная организация труда (МОТ) считает безработными тех, кто «не имеет работы», то есть оплачиваемой работы, и не является самозанятым, «ищет работу», то есть предпринимает конкретные шаги в поиске рабочего места или самозанятости через регистрацию на биржах труда, наведение справок, обращение к работодателям и пр., «готовы в данное время приступить к работе», то есть приступить к наемному труду или стать самозанятым в определенный период. Вместе с тем Международное бюро труда (МБТ) в своих стандартах занимает двойственную позицию по вопросу, являются ли работающие в личном подсобном хозяйстве занятыми, так как, с одной стороны, «лица, занятые производством экономических благ и услуг для собственного потребления и потребления членами своего домохозяйства, должны считаться самостоятельно занятыми, если это производство составляет существенную долю в общем потреблении домохозяйства»; с другой стороны, бюро согласно с тем, что «...в общем случае данные об экономически активном населении не включают... лиц, живущих исключительно за счет своих собственных средств».
Закон РФ «О занятости населения» определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящим, как правило, им заработок, трудовой доход. Документы Международной организации труда (МОТ) также не имеют точного определения категории «рынок труда», так как в международных конвенциях труд запрещено называть товаром. Поэтому зарубежные исследователи тоже стараются обойтись без четких дефиниций этой категории. Для их исследований характерен акцент на использовании экономико-математических моделей зависимости спроса и предложения на этом рынке от разных факторов.
Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.
Информация о работе Пути решения проблем рынка труда и занятости в России