Региональные программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Содержание

Введение
Глава I
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Региональная политика России.
Экономические районы и их принципы.
1.3. Основные направления деятельности региональной политики России.
2. Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ.
2.1. Перечень региональных целевых программ ленинградской области.
2.2. Кураторы программ и мероприятий.
2.3. Информация о ходе реализации региональных целевых программ Ленинградской области в январе-декабре 2007 года
2.4. "Информация о финансировании региональных целевых программ Ленинградской области за счет средств областного бюджета в январе-июне 2007 года"

Заключение
Литература и Интернет источники

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик для андрея.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

       «Ленинградский государственный  университет 

                                   имени А.С. Пушкина»

 

 

 

Кафедра государственное  и муниципальное управление

 

 

 

 

Курсовая работа по региональной экономике и управление

 

                    Тема « Региональные программы» 

 

 

 

 

 

 

 

                           Выполнил:

Фролов Андрей

               студент 3 курса

                                                                             специальность: « Государственное и муниципальное управление»

                                                 

                                    Проверила:

           Ким Ольга Леонидовна

 

 

 

 

 

Подпорожье, 2011г

Содержание:

Введение

    1. Глава I

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

    1. Региональная политика России.
    2. Экономические районы и их принципы.

             1.3. Основные направления деятельности региональной политики России.

2. Глава II

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ.

2.1. Перечень региональных целевых программ ленинградской области.

2.2. Кураторы программ и мероприятий.

2.3. Информация о ходе реализации региональных целевых программ Ленинградской области в январе-декабре 2007 года

2.4. "Информация о финансировании региональных целевых программ  Ленинградской области за  счет средств областного бюджета в январе-июне 2007 года" 

 

Заключение

Литература  и Интернет источники 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.

Приходится констатировать, что  в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом  проблемы и методами ее решения, между  разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Нестабильность обстановки не оставляет  места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает  государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная  политика, но именно она, временно приглушая  внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Указанные механизмы реализуются  в различных формах государственной  селективной поддержки субъектов  федерации и муниципальных образований.

Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

1.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

В условиях становления и развития рыночных отношений, суверенизации  субъектов федерации необходимо выбрать четкую и действенную региональную политику в проведении экономических реформ в России. В основе региональной политики должен быть учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных проблем, проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

В то же время при условии региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных региональных программ должно быть ограничено, они могут  быть разработаны для программно-целевых  территориально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами должны быть созданы специальные государственные органы. При этом в управлении программами должны участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ предусматривает  создание специальных фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов; предоставление налоговых скидок « на истощение недр « в связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов ; установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство предприятий; введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами  особенно важно разграничение компетенции  между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решение социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

Для решения задач научного прогнозирования  и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года, который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России. Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов; развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать единый рынок. Причем основными принципами функционирования единого рынка должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями: свободное движение товаров и капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей разных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ И ИХ ПРИНЦИПЫ.

Экономические районы могут объединятся в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хо-зяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические  зоны -Западная (европейская часть  России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района -Север и Центр европейской части России, Урало - Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических  района (региона): Северный, Северо- Западный, Ценральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, уральский, Заподно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Вследствии огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главным ориентиром будут:

- учет специфики работы регионов  в осуществлении общероссийской  структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

- перенос ряда направлений реформы  в основном на региональный  уровень, особенно в малом предпринимательстве,  социальной сфере, охране природы  и использовании природных ресурсов;

- децентрализация процессов управления  реформой, активизация экономической деятельности на местах;

- необходимость разработки специальных  программ проведения реформ в  регионах с особо всеобразными  условиями.

В экономических реформах большое  внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся слздание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаризма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере- обеспечение  достойного уровня благосостояния в  каждом регионе.

Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере- это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические программы(задачи) регионального развития сводятся к  следующим:

1. Реконсрукция экономики старопромышленных  регионов и крупных городских  агломераций путем конверсии  оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки.

2. Преодоление кризисного состояния  агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего  Востока, возраждение малых городов  и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

3. Стабилизация социально-экономического  положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4. Продолжение формирования территориально-производственных  комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет неценрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

6. Переспециализация новых приграничных  регионов, создание в них рабочих  мест и ускоренное развитие  социальной инфраструктуры с  учетом потенциальных переселенцев  и передислокации военных частей.

7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем- транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

Информация о работе Региональные программы