Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретическую модель естественной монополии;
- определить роль естественной монополии в экономике;
- проанализировать естественные монополии в России;
- рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, газовой отрасли.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Теоретическая модель естественной монополии……………….…….5
1.1 Модель естественной монополии и причины ее возникновения….5
1.2 Роль естественной монополии в экономике……………….………....7
Глава 2. Анализ естественной монополии в России…………………………..11
2.1 Естественная монополия в России: история создания и перспективы развития……………………………………………………………………….….11
2.2 Ценовое регулирование естественных монополий …………...……18
Глава 3. Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России…………………………………....….…23
3.1 Реформа электроэнергетики…………………………………….……26
3.2 Реформирование газовой отрасли……………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы ………………………………………..…36

Вложенные файлы: 1 файл

Естественные монополии и их роль в экономике России курсовая.docx

— 99.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Теоретическая  модель естественной монополии……………….…….5

1.1 Модель естественной  монополии и причины  ее возникновения….5

1.2 Роль естественной монополии в экономике……………….………....7

Глава 2. Анализ естественной монополии в России…………………………..11

2.1 Естественная  монополия в России: история создания  и перспективы развития……………………………………………………………………….….11

2.2 Ценовое регулирование естественных монополий …………...……18

Глава 3. Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России…………………………………....….…23

3.1 Реформа  электроэнергетики…………………………………….……26

3.2 Реформирование  газовой отрасли……………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы ………………………………………..…36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность, сложность и многоплановость  проблемы регулирования деятельности естественных монополий требует  адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. В  передовых промышленных странах  по данной проблеме в настоящее время  имеются определенные теоретические  и практические наработки. В России решение этой проблемы, в том числе  и научное познание ее сути, находится  на стадии становления. Отсутствие в  российских условиях должного механизма  регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях и имеющих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что  необходимость  осуществления теоретических исследований по данной проблеме очевидна. Все вышеуказанное  определило актуальность, выбор темы, цели, задачи, методические и практические разработки, положенные в основу данной работы.

В независимости  от того, является ли предприятие –  монополист естественной или искусственной, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, то есть способностью регулировать цену на производимый товар  через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют  ущерб потребителям. Такое явление  называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия монополисты злоупотребляют своим особым положениям, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены

Особое  место в проблеме демонополизации  экономики принадлежит вопросу  о реформировании естественной монополии  национального значения: РАО “ЕЭС”, “Газпром” и МПС. Общая концепция  реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий монополистов.

Объектом  исследования являются естественные монополии  в России в переходный период.

Предметом изучения является реформирование естественных монополий в РФ. В процессе работы проводилось изучение основной и  периодической литературы, законодательно-нормативных  актов по теме исследования.

Целью данной курсовой работы – исследование явления  естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере  крупнейших монополистов России.

Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретическую модель естественной монополии;

 - определить роль естественной монополии в экономике;

- проанализировать естественные монополии в России;

- рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, газовой отрасли.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая модель естественной монополии

 

1.1 Модель естественной монополии и причины ее возникновения

 

Прежде  чем приступить к рассмотрению обозначенной темы, необходимо выяснить, что такое  естественная монополия. Для этого  рассмотрим модель чистой монополии.

Монополия существует, когда одна фирма  является единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей. Чистый монополист – это  отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является производителем данного  товара либо поставщиком услуги и  обладает исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара, он «диктует цену». При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя  количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цель фирмы  – максимизировать прибыль –  достигается при условии МС=MR.  Из рис. 1 видно, что MC>P.

Также из рис. 1 видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе).

В некоторых  отраслях современная технология такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это явление принято звать эффектом масштаба. Там, где он значителен, средние и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на 1ед. продукции означает понижение цены для потребителей. Это возможно при небольшом количестве крупных фирм и, в конце концов, одной фирмы.1

Монополия, возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной монополией.

Отличительная черта естественной монополии - использование  сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы, воплощенные  в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах  и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы  на другие рынки. Это определяет эффективность  сосредоточения выпуска у единственного  производителя.

В случае рынка электрической  и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются  в следующем:

  • как уже сказано выше, эффект масштаба выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;
  • неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно  проиллюстрировать на следующем  примере: При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители  могут использовать заменитель этого  товара - масло растительное. Это  приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители  могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено  тем, что электроэнергия является практически  безальтернативным источником энергии.

 

1.2 Роль естественной монополии  в экономике

 

В силу своего огромного значения для экономики  в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии  – «Газпром», «ЕЭС России» и МПС (Министерство путей сообщения).

На деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских  ведомств, а МПС и сейчас еще  таковым является, и включают, поэтому  множество бизнесов (предприятий), которые  могли бы нормально действовать  на рынке в конкурентной среде. Кроме  того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 1.

 

Таблица 1.

Крупнейшие естественные монополии  в экономике России

в 2010 г.*

Показатели

Ед. изм.

«Газпром»

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика

 

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Количество занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

681

1,1

1605

2,5

2592

4,0

64300

Валовой выпуск

Млрд. руб.

647,9

5,2

351,6

2,8

246,8

2,0

1240

10,0

12420

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб.

497,3

7,0

232,1

3,3

226,4

3,2

956

13,5

70634,4

Основные средства

Млрд. руб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. руб.

99,7

8,6

39,2

3,4

100,8

8,7

240

20,6

1165,2

Прибыль (сальдирован финансовый результат  по РФ)

Млрд. руб.

125,2

10,5

22,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

Налоги

Млрд. руб.

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,6

1707,6

Экспорт

Млрд. руб.

16,1

15,6

0,3

0,2

-

-

16

15,9

103,0


 

Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти  три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2010 г. примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70%.

 В  настоящее время часть ренты  перераспределяется через заниженные  цены в другие отрасли, прежде  всего в электроэнергетику, позволяя  поддерживать заниженные тарифы  на энергию и тепло, а также  населению, через удешевленные  коммунальные услуги. При этом  удерживается низкая заработная  плата бюджетников и пенсии, усиливая  дифференциацию населения по  денежным доходам. Роль «Газпрома»  в современной российской экономике,  таким образом, уникальна, особенно  в искажении относительных цен,  подающих неверные сигналы агентам  рынка. 

Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии  завышают цены, пользуясь своим монопольным  положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены  их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в  энергетике до 2006 года, а в МПС – на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.

Учитывая  огромную роль естественных монополий  в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и  утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным  бюджетом, а текущих издержек - в  правительстве с выдачей соответствующих  директив представителям государства  в этих компаниях.

Вместе  с тем рассмотрение их положения  должно быть непредвзятым, освобожденным  от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные  перевозки. Это означает существование  значительного нерыночного сектора  в российской экономике, искажение  относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически  ничего не выигрывают на этом, поскольку  дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в  свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или  лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.

Информация о работе Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России