Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью данной работы является выявление моделей развития сельского хозяйства в России и США.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать историю становления сельского хозяйства в России и США;
Выявить характерные черты сельского хозяйства в России и США;
Выявить различия в моделях сельского хозяйства в России и США;
Сравнить основные показатели уровня развития сельского хозяйства в России и США.
Оглавление:
Ситуация в сельском хозяйстве России далека от идеала, несмотря на огромные ресурсы и возможности страны. Аналитики отмечают, что господдержка российского АПК оказывается недостаточно эффективной. Они призывают перенимать опыт Европы и США, где властям и сельхозпроизводителям удалось добиться относительной независимости отрасли от финансовых рынков. Необходимость развития сельского хозяйства и исследования возможности использования эффективных методов организации сельского хозяйства, применяющихся в развитых странах, таких как США, обусловили актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявление моделей развития сельского хозяйства в России и США.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является модели организации сельского хозяйства России и США.
Предметом исследования являются методы организации сельского хозяйства.
В то время, когда США была еще английской колонией, сельское хозяйство развивалось в южных колониях. Это объясняется наличием значительной площади плодовитых земель, теплым климатом, что позволяло выращивать продукты, которые имели значительный спрос на мировом рынке. Позже, природные климатические условия, привели к становлению плантационного хозяйства с использованием труда рабов-негров. В конце XVIII века, приблизительно 90-95% населения США, занимались сельским хозяйством. Для молодого независимого государства аграрный вопрос был чрезвычайно важным, тем более, что в конце XVIII века — первой половине ХІХ века, границы США быстро расширялись. 1
Основой сельского хозяйства в Америке стали небольшие наделы фригольдеров, «семейные фермы». Арендаторство получило относительно неширокое распространение. За исключением нескольких густозаселенных районов, американские фермы обычно были изрядно разбросаны и отдалены друг от друга, а не группировались в деревне. Это способствовало росту индивидуализма и чувства самостоятельности американского фермера.
Обилие земель имело не только позитивные, но и негативные аспекты. Поскольку, истощив надел, американские фермеры всегда могли взять другой, они часто распахивали куда больше земли, чем могли обработать. Они «минировали» землю, разрушая плодородный слой и не восстанавливая его с помощью удобрений. Пашню вели небрежно, часто вдоль склонов холмов, и когда приходили неизбежные дожди, вода прорывала в ней глубокие борозды. Беспечный фермер мало беспокоился о последствиях — он ведь всегда мог податься на запад, на юг или, в худшем случае, еще куда-нибудь. 2
Одним из способов конкурентной
борьбы служило повышение
Вскоре после завоевания Америкой независимости в стране принялись и широко распространились такие приемы, как чередование культур и внесение извести в поля (для снижения кислотности). Их распространению способствовали и рост сельскохозяйственных обществ, и создание фермерских журналов. На местном уровне ежегодные ярмарки предоставляли фермерским семьям возможность обмениваться опытом и демонстрировать достижения (оспаривались призы за лучшее сено, лучшую живность, лучшую стряпню). Знакомились фермеры и с новинками сельскохозяйственной техники. Техника играла ключевую роль в быстром росте сельскохозяйственной продукции в Соединенных Штатах. На протяжении 19 века новые изобретения и орудия труда появлялись одно за другим. Сначала серп при жатве сменила коса, а затем — уже с начала 40-х годов 19 века — механические косилки Сайруса Маккормика. На смену деревянной сохе пришел чугунный, а затем (к 1845 году) и стальной плуг. К времени гражданской войны (1861-1865) машинами уже убирали сено, молотили, снимали урожай, пахали и сеяли. В регионе, известном как Средний Запад, сложилась мощная промышленность сельскохозяйственного машиностроения с центром в Чикаго, штат Иллинойс.
Во второй половине 19 века американское сельское хозяйство развивалось с головокружительной быстротой, чему, помимо прочих факторов, способствовал и мощный приток колонистов на территории к западу от Миссисипи, «открывавших» там новые земли или заменявших коренных земледельцев («индейцев») пришлыми. Федеральное правительство разнообразными способами стимулировало этот бросок на запад. В частности, заключало с индейскими племенами договоры либо прибегало к силе оружия, загоняя их в резервации (районы, отведенные исключительно для проживания индейцев). Также федеральное правительство предоставляло поселенцам бесплатные земельные наделы и отводило земли железнодорожным компаниям, стимулируя расширение сети железных дорог.
Закон о гомстедах укрепил
Производительность
На протяжении сотен лет российское село претерпело множество перемен. Их анализ свидетельствует о том, что большинство из них, прежде всего, затрагивало систему управления отрасли. Каждый раз успех реформ определялся тем, насколько позитивными были предусмотренные ими изменения.
Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе.4
Начиная с середины 16 века реформы царского периода в большинстве
своем приводили к ужесточению административно-репрессивных
методов управления крестьянством. В результате,
сельская экономика постоянно находилась
в состоянии угнетения. Первые же меры по демократизации
управления деревней, принятые в начале
19 века Александром 1, дали положительные
результаты. Особенно наглядно это проявилось
после отмены крепостного права, когда
государство стало применять экономические
методы в сочетании с демократизацией собственности
и управления (передачей земли в собственность
крестьянам, развитием общинного самоуправления).
Продразверстка (1919-1921 гг.) привела к разорению
деревни (методы управления — административно-репрессивные).
Продналог (1921-1929 гг.) существенно оживил
сельскую экономику: в 1922-1928 гг. среднегодовой
прирост производства в сопоставимых ценах
составил около 13, 4 %. Это самые высокие
темпы развития сельского хозяйства в истории
России (методы управления — экономические).Коллективизация
(1929-1940 гг.), несмотря на рост уровня механизации,
ухудшила положение дел в сельской экономике.
За указанные годы среднегодовой объем
производства сельхозпродукции в сопоставимых
ценах составил всего 60,0 млрд. рублей, что
на 9,1 % ниже, чем в 1926-1928 гг. (методы управления
— административные и административно-
Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно — экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.
По всем параметрам сельское хозяйство Соединенных Штатов являет собой крупный бизнес. Сложился даже специальный термин — «агробизнес», — отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике. Под этим термином подразумевается весь агропромышленный комплекс от отдельного фермера до мультинационального концерна-производителя химикатов. Агробизнес включает фермерские кооперативы, сельские банки, транспортировщиков сельскохозяйственной продукции, торговцев потребительскими товарами, производителей сельскохозяйственного оборудования, пищеперерабатывающую промышленность, сети продовольственных магазинов и многие иные предприятия. От низкой себестоимости продукции американского фермера выигрывает и отечественный, и зарубежный потребитель. Американцам продовольствие обходится дешевле, чем жителям многих других развитых стран. Более того, одна треть посевных площадей Соединенных Штатов засеивается специально на экспорт — в Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку.
Американские фермеры подошли к XXI веку отчасти с теми же проблемами, с которыми они сталкивались в XX веке. Наиболее важной из них остается перепроизводство. С момента возникновения страны непрерывные улучшения сельскохозяйственной техники, семян, удобрений, орошения и средств борьбы с вредителями повышали эффективность работы фермеров (но не их доходы). И если фермеры одобряли идею уменьшения общего количества производимой сельскохозяйственной продукции для поддержания цен, то они отказывались сокращать собственное производство. Подобно тому, как промышленное предприятие может добиваться повышения прибылей путем увеличения своих размеров и эффективности производства, многие американские фермы становились все больше и больше, а также консолидировали свою деятельность для повышения эффективности.
Сегодня, как и прежде, сельское хозяйство обеспечивает возможность удовлетворения основных потребностей людей. Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли промышленности создают большую часть валового национального продукта США, чем любая иная сфера деятельности.
Сельскохозяйственную политику правительства Соединенных Штатов определяет целая система законодательных актов. Каждые четыре года Конгресс обсуждает и принимает основной «Закон о фермерстве». В дополнение к нему многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Законы о налогообложении, например, способствуют привлечению средств частных вкладчиков в развитие тех или иных областей сельского хозяйства.
Ограничение угодий. Исходя из теории, что перепроизводство служит основной причиной снижения цен на продукцию сельского хозяйства, правительство поощряет фермеров ограничивать количество распахиваемой земли. Этот подход был введен с принятием в 1933 году Закона о регулировании сельскохозяйственного производства, одного из основных законодательных актов Нового курса, предусматривавшего специальные субсидии фермерам, согласившимся законсервировать часть своих земель.
Обеспечение уровня цен. Определенные основные товары подпадают под практику обеспечения стабильных цен с помощью государственных субсидий. Верхних пределов на суммы субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.
Компенсационные выплаты. Еще более важную роль, чем стабилизирующие цены займа, играют компенсационные выплаты, являющиеся формой прямого вклада в повышение доходов фермеров. Конгресс устанавливает «плановые цены» на различные культуры. Опять же, для получения льгот фермеры должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных выплат ограничиваются 50000 долларов в год.
Политика обеспечение уровня цен и компенсационных выплат распространяется лишь на такие основные товары, как зерновые, мясомолочные продукты и хлопок. Производство многих других продуктов государственному субсидированию не подлежит. Несмотря на искушение 20 миллиардами долларов субсидий (ассигнованных в один из недавних годов), многие фермеры предпочли не обращаться к государству за помощью. Предоставляемыми субсидиями пользуется лишь одна ферма из пяти.
Рыночные квоты. На торговлю рядом культур, в том числе, апельсинами и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов производителей данного штата или региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным предложениям тех фермеров, которых они непосредственно касаются, и обретают юридическую силу после утверждения их министром сельского хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.