Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью дипломной работы является оценка путей совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления предприятием, рассмотреть ее виды, выявить преимущества и недостатки, а также рассмотреть основные вопросы проектирования организационных структур.
2. Дать общую характеристику исследуемого предприятия, рассчитать эффективность системы управления, провести анализ трудовых ресурсов, а также финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теория создания организационных структур управления предприятием
1.1. Характеристика организационной структуры управления предприятием
1.2. Виды организационных структур управления, их преимущества и не-достатки
1.3. Основы проектирования организационной структуры предприятия
Выводы
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Нортос»
2.1. Организационная структура предприятия ЗАО «Нортос»
2.2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Нортос»
Выводы
3. Совершенствование организационной структуры управления предприятием ЗАО «Нортос»
3.1. Основы моделирования организационной структуры управления предприятием в современных условиях
3.2. Разработка организационной структуры управления ЗАО «Нортос»
3.3. Рекомендации по обеспечению деятельности в соответствии с предла-гаемой структурой управления
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. Теория создания организационных структур управления предприятием
1.1. Характеристика организационной структуры управления предприятием
1.2. Виды организационных структур управления, их преимущества и недостатки
1.3. Основы проектирования организационной структуры предприятия
Выводы
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Нортос»
2.1. Организационная
структура предприятия ЗАО «
2.2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Нортос»
Выводы
3. Совершенствование организационной структуры управления предприятием ЗАО «Нортос»
3.1. Основы
моделирования организационной
структуры управления предприят
3.2. Разработка
организационной структуры
3.3. Рекомендации по обеспечению деятельности в соответствии с предлагаемой структурой управления
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход Российской Федерации на новую систему хозяйствования в период социальных экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений, сопровождается усилением роли производственного сектора экономики в хозяйственных процессах территорий. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной деятельности.
С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятия не могут полагаться только на существующие ныне способы хозяйствования, предстоит поиск новых способов хозяйствования и структур управления промышленными предприятиями.
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Анализ состояния систем управления предприятиями показывает, что многие проблемы, возникающие при их функционировании, порождаются несовершенством структур, которое, в свою очередь, является следствием несовершенства методов их проектирования. Рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формулирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.
Необходимость
совершенствования структуры
Упрощенно структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений организации.
Проблема
совершенствования структуры
Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
В современных
условиях успех предприятия
В настоящее время в связи с высоким уровнем динамики политической и экономической жизни нашего общества с особой остротой встают вопросы адаптивной и эффективной перестройки систем управления организаций различного уровня и класса независимо от масштабов и технологической сложности их деятельности. Для многих организаций своевременная перестройка системы управления вообще становится вопросом их «жизни». С этой точки зрения знание принципов и методов оценки эффективности систем управления является необходимым требованием к структуре профессиональной деятельности управленческих работников.
Таким образом, актуальность тема дипломной работы является актуальной.
Целью дипломной работы является оценка путей совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Теоретической и методологической основой исследований явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления, организационного проектирования и экономики.
Методы научного исследования, использованные при подготовке дипломной работы, следующие: системный анализ; метод наблюдения; традиционный или классический анализ документов; графический метод и финансовый анализ деятельности организации.
Много внимания
уделено организационным
В учебнике Мишина В.М. «Исследование систем управления»3 дается характеристика систем управления как объектов исследования. Рассматриваются основы методологии, методики и практики их исследования, включающие базовые методологические подходы и положения, принципы, методы, вопросы планирования, организации, методики и практики проведения исследования систем управления; уделяется внимание решению исследовательских проблем в ряде подсистем систем управления.
Основы экономического анализа, финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия нашли свое отражение в работах ряда авторов, среди которых И.В. Афонин «Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены»4, А.С. Пелих «Экономика предприятия (фирмы)»5, Г.В. Савицкая «Теория анализа хозяйственной деятельности»6, Л.Е Романова «Анализ хозяйственной деятельности»7, Ю. Бригхем «Финансовый менеджмент»8, А.П. Градова «Экономическая стратегия фирмы»9 и ряд других.
Структура и объем дипломного проекта определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, определяются цели, задачи исследования, определяются методы исследования, а также приводится краткий обзор источников, литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организационных структур управления предприятием. Здесь определяется сущность организационной структуры управления предприятием, рассматриваются виды организационных структур управления, их преимущества и недостатки, изучаются принципы проектирования организационных структур.
Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Нортос» и проводится экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Третья глава
посвящена совершенствованию
В заключении делаются основные выводы по результатам исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1.
Сущность организационной
Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям.
Организационная структура управления предприятия – это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого.10 Она формируется из двух взаимосвязанных составных частей:
Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием.
Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.
Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними11.
Кабушкин Н.И. дает определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого»12.
Управлять структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи13.
К звеньям управления относятся отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т.е. звено управления – самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Ступень управления – это единство звеньев определенного уровня, в иерархии управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).
В теории и практике управления важное место имеет так называемый диапазон контроля, т.е. предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять14 или, как его еще называют, норма управляемости – число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации15.
Средняя величина диапазона контроля составляет 7-10. На высших этажах управления он равен 4-5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20-30 и даже значительно больше.
Узкий диапазон контроля ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения. При широком диапазоне контроля руководитель может оказаться перегруженным координацией текущей работы подчиненных и потерять из виду стратегические задачи.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием