Искусство как эстетическое творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 00:07, контрольная работа

Краткое описание

Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1.Эстетическое творчество……………………………………………………….4
2.Виды искусства……………………………………………………………...…..8
2. 1 Живопись как вид искусства………………………………………….….9
2.2. Вид изобразительного искусства – графика………………………….....9
2.3 Скульптура - один из самых древних видов искусства………………..11
2.4. Архитектура - искусство проектировать и строить…………………....12
2.5. Основные направления и приемы современного искусства…………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………...………………21

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТетика.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина:Эстетика

По теме: «Искусство как эстетическое творчество»

 

 

 

 

                                                     

                   

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1.Эстетическое творчество……………………………………………………….4

2.Виды искусства……………………………………………………………...…..8

     2. 1 Живопись как вид искусства………………………………………….….9

     2.2. Вид изобразительного искусства – графика………………………….....9

     2.3 Скульптура - один из самых древних видов искусства………………..11

    2.4. Архитектура - искусство проектировать и строить…………………....12

    2.5. Основные направления и приемы современного искусства…………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………...………………21

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Введение

Тяга к эстетике у людей  — это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких  мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным. «Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство — одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.

Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой  сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под  искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в  специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.

Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я».  

1.Эстетическое творчество

 Каждый культурный  человек стремится использовать  свой досуг для того, чтобы  прочитать книгу, пойти в кино  или театр, послушать музыку. Почему  же именно искусству отдаем  мы свой досуг? Не потому  ли, что оно дает нам возможность  получить эстетическое наслаждение?

 Однако ни нарочитая назидательность, ни пустое развлекательство не способны доставить нам подлинного, глубокого эстетического наслаждения. Его мы испытываем лишь при восприятии тех произведений, содержание которых идейно значительно и вместе с тем художественно. В этом случае от произведения искусства мы получаем такие познания и впечатления, которые обогащают наш собственный духовный мир, пашу человеческую личность. А эти впечатления необычайно многообразны и многоплановы. Их совокупность мы называем эстетическим переживанием.

Эстетическое переживание  — явление сложное по своей  природе. Во-первых, сложен сам его  предмет, т. е. художественное произведение, воспринимаемое человеком. В нем  отражается целый ряд явлений: правдивые  картины человеческой жизни, нравственность и психология личности определенной эпохи, разные моменты идеологического  порядка (идеи, представления, идеалы и т. д.). Бесполезно было бы, например, пытаться выделить какое-либо одно чувство, рождающееся при восприятии подлинно художественного творения. Разве спектакль дает нам удовлетворение только тем, что мы благодаря ему узнали многое о жизни? Или тем, что мы оказались очевидцами столкновения человеческих страстей, к которым невозможно остаться безучастным и которые потрясают? Или тем, что художник всегда воплощает в произведении свои сокровенные думы, чувства и идеалы, адресуя их нам? Или тем, что спектакль прекрасен по форме и поражает режиссерскими находками и актерским исполнением? Нет, эстетическое переживание, которое мы испытываем начиная с того момента, как погас свет и раздвинулся занавес, не однозначно, а многогранно, как и его предмет — данный спектакль.

 Во-вторых, впечатления  от произведения рождаются в  сознании, в воображении человека. Поэтому эстетическое переживание  связано с идейными, нравственными,  психологическими ассоциациями, обусловленными  жизненным опытом человека. Все  это обогащает воспринимаемый  художественный образ, дополняет  или дорисовывает его, подтверждает  или опровергает мысль художника,  выраженную в нем. Эстетическое  переживание зависит не только  от характера произведения, но  и от человека, его воспринимающего.  С этим связана огромная эмоциональная  убедительность и «заразительность»  искусства, его способность потрясти  человека, переубедить его, если  он занимает неверную позицию,  заставить его рассмеяться или  заплакать, поверить в то, что  рассказывает художник, верный принципу  художественной правды.

Целостное восприятие и воздействие  искусства обусловлены жизненностью художественных образов, воспринимаемых человеком как конкретные явления (будь это реальные предметы или  переживания). Неверно полагать, что  какая-то часть содержания искусства  воздействует на мировоззрение человека, другая — на нравственность, третья — на его вкус и что все эти  «части» механически отделены друг от друга. Нет, искусство воздействует всем своим содержанием на все  способности человека. И только в  теории мы можем и должны выделить разные способы, формы этого воздействия. Это помогает нам глубже, всестороннее понять эстетическую потребность человека в искусстве социально богатом, неизмеримо более содержательном, чем  простое развлечение.

Искусство — «вымысел»! Лишь сравнительно небольшое число произведений прямо заимствует свой материал в  жизни. Никогда не было реальной Анны Карениной, чеховского Дымова, не существовало именно того революционера, который  входит в комнату своих родных в репинской картине «Не ждали». И даже, когда художник использует для создания своих образов реальные прототипы, он их видоизменяет, по-иному  строит их судьбу. Огромной работы ума и сердца требует от художника глубокое проникновение в жизнь, сильное и концентрированное обобщение ее пестрого материала, интенсивное и до конца отчетливое выражение в произведении виденного, передуманного и пережитого. И большой душевной работы требует восприятие любого настоящего создания художника. Леность мысли и мелочная чувствительность непозволительны при встрече с художественным шедевром. Он всякому способен дать удивительно мощное наслаждение, порою граничащее с потрясением, но это требует от человека не только многое освоить, но многое и потратить; истинное искусство вознаграждает нас сторицей. Щедрость души, столь необходимая художнику, нужна и тому, кто хочет по-настоящему наслаждаться искусством.

 «Над вымыслом слезами  обольюсь», — говорил о поэзии  Пушкин. И это именно так, потому  что искусство на самом деле  совсем не «вымысел» в смысле  какой-то произвольной прихоти  творящего, а конденсация колоссальной  жизненной мудрости, огромного опыта  народа, поколений передовых людей  человечества. В этом секрет власти  настоящего искусства над людьми.             Оно подымает человека, укрепляет его дух, будит его мысль, является могущественным средством формирования в людях всего подлинно человеческого.

Люди видят в искусстве  мудрого и чуткого наставника. И когда этот наставник несет  человеку фальшивые мысли, будит  фальшивые чувства и стремления, не у всякого хватает проницательности сразу разглядеть оскорбительный обман. «Сладкозвучные» стихи талантливого Бальмонта нанесли большой вред многим легковерным головам и  неопытным душам. Они несли в  себе яд самовлюбленности и мелочного  эгоизма, убеждали, что настоящая  красота в вычурной жеманности, толкали  презирать все лучшие, веками выстраданные идеалы борющегося за счастье человечества.    Что дает нам настоящее искусство? Прекрасные художественные произведения потрясают нашу душу, вызывают слезы, восторг, негодование, оставляют глубокий след в сознании. Исчезает радость первого, непосредственного впечатления, но произведение не забывается! Благодаря ему мы узнали вдруг о тех сторонах жизни, которые, быть может, были до сих пор нам неизвестны, мы на многое посмотрели с иной точки зрения, «иными глазами». Искусство открывает путь к знанию о прошлом народов, об их быте и нравах, об общественных порядках, которые для нас являются давно пройденной историей, о национальных героях. По произведениям Пушкина, Руставели, Толстого, Шевченко, Репина, Сурикова, Мусоргского, Чайковского и других великих художников нашей Родины мы познаем историю и людей страны. Кинематограф переносит нас в отдаленнейшие страны, города и села, знакомит с пейзажами и архитектурными памятниками, а главное — с людьми. Чувства и мысли, характеры и поступки человека, решения жизненных проблем, а также многое другое открывает нам искусство. Оно, следовательно, имеет громадное познавательное значение. Противоречит ли это значение искусства его эстетическому воздействию на человека? Конечно, нет! Эстетическое наслаждение включает в себя радость открытия, обогащения сознания новыми впечатлениями. Поэтому механическое повторение старых, избитых сюжетов и образов в отдельных произведениях никогда не вызывает активного интереса в массах народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды искусства

Понятие «искусство» - это  художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и  другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения  действительности.

 В истории эстетики  сущность искусства истолковывалась  как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетика рассматривает  искусство как форму общественного  сознания, специфический род духовно-практического  усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого  общения, в узком смысле - изобразительное  искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

 Основные виды искусства:  живопись, графика, скульптура, архитектура,  литература, кино, театр. 

Рассмотрим основные понятия  некоторых видов, направлений и  приемов современного изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1 Живопись как вид искусства

Живопись очень древнее  искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в  ходе ее развития.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские  течения завоевывают себе право  на существование.

Появляется абстрактная  живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и  активное выражение личного отношения  художника к миру, эмоциональность  и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжался поиск  новых красок и технических средств  создания живописных произведений, что, несомненно, привело к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

 

2.2. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок  является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут  воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а  не копией произведения.

 Рисунок является основой  всех видов графики и других  видов изобразительного искусства.  Как правило, графическое изображение  выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень  простых средств - графитного  карандаша или шариковой ручки,  чтобы выполнить графический  рисунок. В других случаях он  использует для создания своих  произведений сложные приспособления  печатный станок, литографские камни,  резцы (штихели) для линолеума  или дерева и многое другое.

Термин "графика" первоначально  употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство  шрифта с давних времен было связано  с графикой. Новое значение и понимание  она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные  его выразительные средства - это  линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного  цвета. Именно поэтому графику часто  называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и  живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости  от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков  графики является особое отношение  изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый  изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть  в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с  текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные  достоинства графики заключаются  в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических  средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как  бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они  рассчитаны на активную работу воображения  зрителя.

Информация о работе Искусство как эстетическое творчество