Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:37, реферат
В повседневной жизни людей общение представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддерживание контакта, регулировку межличностных отношений.
В частности, в деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и ролевые отношения: "начальник" — "подчиненный", "специалист" — "специалист", "обратившийся" — "сотрудник клиентской службы".
Введение.
3
Основные понятия.
4
История эволюции обращений и делового общения.
6
Виды общения применяемые в системе ПФР.
11
Этикет делового общения.
11
Этикет деловой переписки.
14
Заключение.
18
Список литературы
19
Содержание
Введение. |
3 |
Основные понятия. |
4 |
История эволюции обращений и делового общения. |
6 |
Виды общения применяемые в системе ПФР. |
11 |
Этикет делового общения. |
11 |
Этикет деловой переписки. |
14 |
Заключение. |
18 |
Список литературы |
19 |
Введение
В повседневной жизни людей общение представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддерживание контакта, регулировку межличностных отношений.
В частности, в деловом общении межличностные отношения представляют
собой статусные и ролевые отношения:
"начальник" — "подчиненный",
"специалист" — "специалист",
"обратившийся" — "сотрудник клиентской
службы".
Социальный статус участников диалога
в деловом общении чрезвычайно важен.
Так как без учета социального статуса
участников общение носит искусственный
либо провокационный характер. Деловое
общение статусно ориентировано, потому?
что в социально-правовые отношения вступают
не абстрактные субъекты, а представители
определенных организаций, структур, занимающие
в них определенные должности. Социальный
статус складывается из индексных признаков
таких как пол, род занятий, семейное положение
и так далее.
В данной работе я хотел бы рассмотреть правила этикета которые необходимо соблюдать при деловом общении. Обратить внимание на правила этикета при написании деловых писем, особенно выделить тему обращения, так как это довольно проблемный вопрос, ведь именно с обращения начинается процесс общения как в устной, так и в письменном общении и очень важно расположить к себе собеседника с первой фразы, не оттолкнуть его от общения неправильным или обидным для него обращением.
Основные понятия
Адресат - Лицо, которому адресовано, почтовое отправление, обращение
Этикет — это установленный порядок поведения где-либо. Деловой этикет
— это порядок поведения в системе делового
общения.
Социальный статус - место или позиция
индивида, соотносимое с положением других
людей; это место индивида в иерархически
организованной общественной структуре,
его объективная позиция в нём; Каждый человек занимает целый ряд
позиций в обществе, каждая из которых
предполагает целый ряд прав и обязанностей.
Социальные статусы - это структурные
элементы социальной организации общества,
обеспечивающие социальные связи между
субъектами социальных отношений. Общество
не только создаёт социальные позиции
- статусы, но и обеспечивает социальные
механизмы распределения членов общества
по этим позициям.
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:
прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Индексами социального статуса являются служебное положение, материальное положение, личные заслуги и возраст. Все это учитывается при выборе обращения, именования, на интонационном и даже грамматическом уровне (вопросительная форма, сослагательное наклонение, вводные конструкции как выражение высокой степени почтительности.
История эволюции обращений и делового общения.
Поскольку деловое общение представляет официально-деловой стиль речи, совершенно необходимо рассмотреть ряд его специфических черт.
Официально-деловой стиль выделился прежде других стилей благодаря тому, что обслуживал важнейшие сферы государственной жизни: внешние отношения, закрепление частной собственности и торговлю. Необходимость письменного закрепления договоров, законов, записей долгов, оформления передачи наследства начала формировать особый "язык", который, претерпев множество изменений, сохраняет свои основные отличительные черты.
Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси "Русская правда" — оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. В языке "Русской правды" уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, наличие сложных конструкций с сочинительными союзами "а", "и", "да", "же", а также бессоюзных цепочек. Из всех видов сложноподчиненных предложений наиболее широко употребляются конструкции с придаточным условным (с союзом аще — если):
"Аще будет свободный человек убит 10 гривен серебра за голову". "Аще кто купець купцю даст в куплю куны, то купцю пред послухи кун не имати, послухи ему на надобе. Но ити ему самому роте, аще ся начнет запирати".
Перевод: "Если будет свободный человек убит, плата — 10 гривен за голову". "Если же купец купцу даст деньги для торговли, то ему для возвращения долга свидетели заключения сделки не нужны, а для получения долга, если должник начнет отпираться, достаточно принести клятву".
В "Русской правде" уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси: голова (убитый), головникь (убийца), послухь (свидетель), вира (штраф), добытьк (имущество), вено вотское (выкуп за невесту), куна (деньги). Юридические термины представляют важнейший лексический пласт языка древних документов.
После "Русской правды" древнейшим документом считается "Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года". Начальная формула этой грамоты "Се азъ" ... ("вот я") становится с этого времени обязательным элементом (реквизитом) древнерусских грамот:
"Се азъ князь великий Всеволод дал есмь святому Георгию (Юрьеву монастырю) Терпугский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на ловати..." (из "Грамоты великого князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю 1125-1137 годов").
Заканчиваются грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью:
"К сей даной аз Сава печать приложил. А послух (свидетель) даной мой духовный протопоп светлого Архангела Федор Фомин. А даную писал человек мой Игнат Мосеев" (Данная грамота С.Д. Сюзова Нижегородскому Благовещенскому монастырю).
С XV в. сведение о том, кто писал текст, становится нормой, а с XVII-XVIII вв. — обязательным реквизитом делового письма. Государственно-приказный язык XV-XVII вв. при всей лексической пестроте — это более нормированный, эталонный язык, чем живая разговорная речь. Он вводит в обиход ряд приказных формул, становящихся штампами и канцеляризмами (взять на поруки, сия дана в том, дать очную ставку, быть в опале, отдать под суд, учинить расправу и т.п.).
Документов становилось все больше. Обширное делопроизводство допетровской Руси потребовало выработки единых подходов к оформлению и обработке документов. Процесс унификации языка документов, начавшийся еще в Киевской Руси, получил свое дальнейшее развитие.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства).
Кроме того там же указывались формулировки обращений. Таблица 1
Таблица 1 Чины и обращения к ним по Петровскому Табелю о рангах
Класс |
Гражданский чин |
Военный чин |
Обращение |
1 |
Канцлер(Действительный тайный советник 1- го класса) |
Генерал- фельдмаршал |
Ваше высокопревосходительство |
2 |
Действительный тайный советник |
Генерал от инфантерии | |
3 |
Тайный советник |
Генерал- лейтенант |
Ваше превосходительство |
4 |
Действительный статский советник |
Генерал-майор | |
5 |
Статский советник |
Бригадир |
Ваше высокородие |
6 |
Коллежский советник |
Полковник |
Ваше высокоблагородие |
7 |
Надворный советник |
Подполковник | |
8 |
Коллежский асессор |
Капитан | |
9 |
Титулярный советник |
Штабс-капитан |
Ваше благородие |
10 |
Коллежский секретарь |
Поручик | |
11 |
Корабельный секретарь |
Корнет | |
12 |
Губернский секретарь |
Подпоручик | |
13 |
Провинциальный секретарь |
Прапорщик | |
14 |
Коллежский регистратор |
Фендрик |
А в "Генеральном регламенте" петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. "Генеральные формуляры", т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной, живой речи, в нее проникает огромное количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и т.п.) и терминов.
В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности — стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определенный набор реквизитов.
Принятие в 1811 г. "Общего учреждения министерств" закрепляет в качестве государственной формы процесс унификации языка деловых бумаг. Активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально-логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие (превалирование именительного и родительного падежей), стандартизация.
В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности.
В обыденной жизни тоже существовали правили обращения До 1917 г. в России существовали два общеупотребительных обращения. Одно из них — сударь — сударыня — было универсальным: в качестве разговорного обращения к свободному человеку оно известно в России с XVII в. По воспоминаниям иностранцев, посещавших Москву в те времена, говорили тогда на Москве "сударь такой-то", т.е. господин такой-то и относили ко всем взрослым людям независимо от их социального положения. Оно входило в систему универсальных обращений европейских стран: мистер — миссис, пан — пани, сеньор — сеньора и т.д.
После 1917 года были введены другие формы обращений: гражданин и гражданка, а так же товарищ, которые существуют и в наше время, но их использование уже ставится под вопросом.
Нужно быть чутким в выборе обращения, потому что сегодня в отсутствии единого общеупотребительного национального обращения может возникнуть масса непредвиденных ситуаций при употреблении уже ушедших "товарищи", "граждане" и возвращающегося "господа". Так, в армии еще сохраняются обращения товарищ генерал, товарищ майор, в юридическо-процессуальной сфере — гражданин — гражданка, в политике, культуре, официально-деловой сфере все большее употребление приобретает обращение господа.
Информация о работе История эволюции обращений и делового общения