Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:22, контрольная работа
Этикет (от франц. etiquette) означает манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.
Содержание
Введение……………………………………………………………..….….3
1. Этикет как историческое явление…………………………………...…5
2. Правила этикета…………………………………………….…….......…8
4. Правила вербального этикета………………………………………..…9
5. Правила общения по телефону..………………………………………13
6. Правила деловой переписки…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………….….….25
Список использованной литературы………………………………..........26
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Контрольная работа
по психологии делового общения
Понятие этикета и культуры поведения
Выполнил: студентка 804/ср-06 гр.
Глейм А.А.
Челябинск, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Этикет как историческое явление…………………………………...…5
2. Правила этикета…………………………………………….……...
4. Правила вербального этикета………………………………………..…9
5. Правила общения по телефону..………………………………………13
6. Правила деловой переписки…………………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………........
Введение
Этикет (от франц. etiquette) означает манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.
Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет». В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого означает «колышек», «шпенек», а первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение – «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее – «церемониал». Еще в начале 20 века слово «этикет» имело значение в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка». Слова «этика» и «этикет» воспринимаются нами как близкие по своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово «этика» заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно недавно. Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:
• речевой, или вербальный этикет. Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
• мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
• организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
• этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. В этой главе понятие "культура поведения" будем рассматривать как часть делового этикета, отлично понимая, что сам термин "культура" в широком смысле гораздо объемнее понятия "деловой этикет". Последний относится к категории "культура" как особенное к общему. Однако, знание культуры поведения и делового этикета - необходимое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Целью моей контрольной работы является рассмотрение вопроса – этикет и культура поведения.
1. Этикет как историческое явление
Весьма распространенной является точка зрения, что все утонченное, модное, изящное появилось во Франции, - но это не совсем так. Строго говоря, «родиной» этикета является Италия. Именно здесь, согласно историческим документам, в XIV веке началось постепенное облагораживание нравов, что повлекло возникновение целой эпохи, названной Ренессансом. Вместе с другими науками и искусствами этикет постепенно стал проникать в соседние европейские страны и прежде всего во Францию, имевшую наиболее тесные связи с итальянцами.
Но, как часто это бывает, ученик превзошел своего учителя. Французы, не удовлетворившись слепым следованием чужим правилам, постепенно начали изменять их в соответствии со своими национальными особенностями и духом времени: на дворе был уже XVI век. На смену кричащему великолепию приходила утонченная роскошь.
Высшего развития этот процесс достиг при Людовике XIV. Этот монарх, отличавшийся изящными манерами и изысканным вкусом, заботился о блеске и роскоши своего двора, не жалея на это денег. Описания роскоши убранства дворцов, балов и маскарадов времен царствования «Короля-Солнца» и сейчас потрясают воображение. На дворцовых приемах придворным вручали небольшие карточки («этикетки»), где были перечислены правила поведения, которых следовало придерживаться на данном месте. От названия этих карточек и произошло слово «Этикет», впоследствии вошедшее в языки стран.
Эти нововведения не могли остаться незамеченными при дворах других европейских стран, где постепенно стали распространяться французский язык, мода и обычаи. Таким образом, начиная с XVII века Франция стала законодательницей всемирного этикета и моды, а понятие «французский» и по сей день олицетворяет все красивое и утонченное.
История этикета в России делится на две эпохи: до Петра I и после. С приходом Петра Великого для России настала новая эра, за время просветительских идей и реформ. Предпринятое государем путешествие за границу произвело на него неизгладимое впечатления, одновременно раздосадовав разительным контрастом между цивилизованной Европой и дремучей Россией. Но главное, что понял Петр: прежде чем производить великие государственные изменения, необходимо преобразовать нравы и обычаи русского народа на европейский лад.
Преобразования эти он начал с внешнего вида своих подданных: обрезал бороды и длинные рукава ферязей (старинная русская одежда) у мужчин, а женщинам повелел вместо сарафанов носить немецкие декольтированные платья. Русские дамы и кавалеры начали обучаться европейским танцам (первыми их учителями были пленные шведские офицеры), впоследствии демонстрируя свои уменья на ассамблеях (так называли вечерние собрания царедворцев и чиновников). В облагораживании нравов необразованных подданных Петру I наиболее способствовали двое из его приближенных: граф Шереметьев и князь Меншиков. Праздники, устраиваемые последним в угоду государю, отличались особой роскошью и великолепием. Меню обедов включало до двухсот блюд; рекой лились лучшие венгерские, французские и немецкие вина; все блюда подавались на золотых сервизах.
Знание французского языка стало считаться главным признаком хорошего воспитания, поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали ученикам французские нравы и обычаи. Что же касается манер, то они были слепым (зачастую, весьма нелепым) подражанием французским. Но не смотря на негативные стороны этого процесса (старинные русские обычаи мало-помалу забывались и исчезали), французское влияние постепенно сглаживало невежество русского дворянства, делая его первым носителем этикета. С отменой крепостного права этикет стал проникать в нижние сословия – и постепенно становился достоянием общества.
К сожалению, это продолжалось не очень долго. Во второй половине XIX века воспитанности и соблюдению светских приличий, правилам хорошего тона вновь нанесли урон социальные идеи, проповедуемые теми, кого с легкой руки Тургенева стали называть «нигилистами». Эти люди считали, что ничто не должно стеснять свободу человека ни на физическом, ни в моральном отношении. По их понятиям, быть деликатным и вежливым человеком с хорошими манерами – значит соблюдать «китайские церемонии». Увы, это сомнительное учение пришлось по вкусу новому поколению – ведь новое и необычное всегда привлекает молодежь.
После Октябрьской революции это приняло масштабы стихийного бедствия, особенно если учесть негативное отношение к интеллигенции, которая в основном и являлась носительницей этикета. Более чем на семьдесят лет люди в России позабыли об изящных манерах…
Наступает XXI век…
Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, т.к. правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
Речевой этикет
Столовый этикет
Свадебный этикет
Траурный этикет
Этикет "выходного дня" (театральный, концертный и др.)
Дипломатический этикет
Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
Религиозный этикет
Служебный этикет
Телефонный этикет
2. Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные нормы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально – этической и эстетической. Морально – этическая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого – либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в том или ином коллективе, группе деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности. В практике деловых отношений всегда есть стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Это набор правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения. Правила помогают сближению финансовых и экономических интересов деловых людей. Предпринимателю необходимо помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна оказывать гипнотического влияния на делового партнера. Искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек.
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Это слова: "дамы", "господа", "судари" и "сударыни". Среди других социальных групп подобные обращения пока широко не прививаются, и часто люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться друг к другу: слово "товарищ" как бы принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. А с другой стороны, многие до "господ" явно не доросли из-за своего нищенского существования. Поэтому очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: "Эй, мужчина, подвиньтесь", "Женщина, пробейте билет" и т.д.
Среди деловых людей обращение "господин" имеет право на жизнь. Это слово подчеркивает, что данные граждане, социальная группа свободны и независимы в своих действиях более, чем какая-либо другая социальная группа в современной России. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на Западе или Востоке. Бездумные заимствования, запускаемые в оборот чаще всего не очень культурными теле- и радиожурналистами, репортерами, как правило, режут слух и подчеркивают убогость и претенциозность подобных заимствований, например: "состоялась презентация", "формируется новый менталитет русских" или "спонсоры вернисажа" и т.п. "Господин" — исконно русское слово. Оно имеет самое распространенное значение как форма вежливого обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся в привилегированных слоях общества.
Кроме того, в другом его значении — "хозяин имущества" есть и уважительное отношение к человеку.
В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз "Как дела?", всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить невежливо; буркнуть "нормально" и пройти мимо тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах — прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее:
"Спасибо, нормально", "Спасибо, пока жаловаться грех", и в свою очередь поинтересоваться: "Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?". Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам: "Не сглазь, когда дела идут хорошо".