УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Исторический
факультет
Межфакультетская
кафедра гуманитарных
дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Эстетика
Эстетика
постмоернизма
Исполнитель:
студентка 3 курса
группы 090914-А94
заочной формы обучения
Глазкова И. Н.
Преподаватель:
Карнаухова В.А.
Нижний
Новгород – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
- Понятие эстетики…………………………………………………………..4
- Постмодернизм:
характеристика и истоки……………………………….5
- Неклассическая
эстетика постмодернизма……………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список
используемой литературы……………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Говоря об эстетике прошедших
веков, мы всегда можем четко
выделить художественные стили,
образ мышления, особенности эстетического
восприятия людей того времени.
О современном мире сложно
сказать что-то конкретное и
определенное, и оттого эта проблема
кажется все более и более
актуальной. К чему в итоге
пришло культурное развитие? В чем
особенности эстетики новейшего времени,
современности? Огромное влияние на это
имело и имеет направление постмодернизма.
Эстетика постмодернизма характеризует
современные вкусы и представления о прекрасном.
ПОНЯТИЕ
ЭСТЕТИКИ
Эстетика может рассматриваться
с разных сторон. С одной стороны,
мы можем говорить об эксплицитной
эстетике, то есть эстетике как
науке, дисциплине, которая извне
приписывает категории эстетического
окружающему миру. Это направление
сформировалось к середине XVIII века,
но уходит корнями гораздо
глубже. С этой точки зрения, термин
«эстетика» (от греч. aisthetikos - чувственный)
был введен в употребление немецким философом
Александром Баумгартеном в своей двухтомной
работе «Aesthetica», которая была опубликована
в 1750-1758 г.
В его работе эстетика была определена
как «наука о низшем уровне познания -
чувственном познании, в отличие от высшего
- логики». Отсюда можно сделать вывод,
что первичными автор признает «эстетические
суждения», которые предшествуют суждениям
логическим, как ощущение и восприятие
предшествует мышлению. Предмет эстетических
суждений - прекрасное, а предмет логических
суждений - истина.
Но для данной работы наиболее
важной является имплицитная
эстетика. В этом понимании эстетика
представляется не как наука,
а как «особая форма бытия-сознания».
Она относится к бытию каждого человека,
связана с его мировосприятием, с источниками
и проявлениями прекрасного в мире. С этой
точки зрения понятию эстетики можно дать
следующее определение:
«Эстетика
- это наука о гармонии человека
с Универсумом; некое специфическое
духовное поле, в котором человек
обретает одну из высших форм бытия, ощущение
и переживание полной и всецелой
причастности к бытию» (Бычков В.В.).
Об эстетике в таком ключе
говорили еще в Древней Греции,
и справедливо будет сказать,
что эстетическая проблематика
возникла почти одновременно
с проблематикой философской.
Центральными проблемами эстетики
можно назвать две: проблема
собственно эстетического, то
есть прекрасного, возвышенного,
и проблема искусства как более
широкой категории, как прекрасных
творений.
Рассматривая эстетику постмодернизма,
необходимо говорить скорее об
имплицитной эстетике в контексте
обеих проблем. Так как постмодернизм
включает в себя и философские
представления о том, что есть
прекрасно, онтологии прекрасного,
так и искусство, которое является
одним из важнейших факторов,
по которым постмодернизм можно
рассматривать в контексте эстетики.
ПОСТМОДЕРНИЗМ:
ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОКИ
Постмодернизм обычно рассматривается
как эпоха, как направление
мысли и искусства, как философское
направление, но в целом представляет
собой совокупность и социальных,
и политических, и культурных
факторов.
Предвестниками постмодернизма являлись
постструктурализм и постфрейдизм. Еще
в XIXв. намечается кризис в науке и культуре
того времени, который постепенно перетекает
в постмодерн, который В.В. Бычков очень
точно называет особым «состоянием» гуманитарной
науки и искусства. Слияние постструктурализма
и представления психоанализа дают приток
новым художественно-эстетическим понятиям,
на которых начинают основываться философы
и деятели искусства того времени. Это
такие понятия, как бессознательное, язык,
текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо
психоанализа), либидозность и др. Это
приводит к тому, что оценивается в итоге
не только само произведение, но и его
связь с бессознательным самого автора,
его внутренним миром.
Одной из главных категорий
новой парадигмы становится такое
понятие, как «постмодернисткая
чувствительность», которая характеризуется
пониманием мира, человека, искусства
как смыслового хаоса, к которому нельзя
подходить с точки зрения классического
структурализма и каких бы то ни было точных
формулировок или принципа. Вселенная
может рассматриваться только с точки
зрения иронии, своеобразной игры чувствования.
О принципиально новом стиле мышления
в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер,
Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф.
Лиотар и другие представители философии
того времени.
Они рассматривают искусство
в одном ряду с другими феноменами
культуры и цивилизации. Вся
культура признается за «игровой
калейдоскоп текстов, смыслов,
форм и формул, символов, симулякров
и симуляций».
Фактически, постмодернистское искусство
рассматривается как повторение
искусства прошлого, преломляющееся
в свете современных проблем,
неопределенности. Это связано с
появлением все новых открытий
в гуманитарной науке, которые
несколько отступают от привычных
позитивистских принципов, и делают
мир менее предсказуемым, принципиально
непознаваемым полностью, всегда
оставляющим пространство для
интерпретации своих проявлений.
Также причина этого в исчерпанности
традиционных направлений искусства,
идейного застоя в искусстве,
появление «общества потребления»,
о котором говорит Ж. Бодрийяр.
Отсутствие нового порождает видоизменение
и переработку старых идей с использованием
нового контекста и дискурса. Также важным
признаком постмодернизма в искусстве
является размытость оппозиций между
словом и экзистенцией, текстом и телом.
В целом, Г.Кюнг выделяет несколько
индикаторов постмодернизма в обществе.
Он предлагает использовать термин «постмодернизм»
не только в применении к искусству, но
в применении ко всему всемирно-историческому
бытию.
Во-первых, это новой веры в
разум и прогресс, которые привели
к возникновению доминирующих
в обществе и науке сил -
естествознания, техники, индустрии
и демократии.
Во-вторых, это смена парадигм, то
есть замена модернистского европоцентризма
постмодернистским глобальным полицентризмом,
возникновение «возможности самоуничтожения
человечества».
В-третьих, индикатором постмодернизма
является кризис прогрессистского
мышления, связанный с утратой
господствующими силами своей
абсолютности и незыблемости.
Это приводит к гуманизации наук,
выдвижении прав и свобод, индивидуальных
особенностей человека на передний план,
преобладание ценностей отдельного человека
перед ценностями государств и общества
в целом как в науке, так и в искусстве
и философии.
Таким образом, постмодернизм
- это состояние общества, науки
и искусства, берущее начало
от постструктурализма и постфрейдизма,
характеризующееся размытостью, хаотичностью
восприятия мира и человека в целом, постулирующее,
что мир не может восприниматься как четкая
система, структура, а может рассматриваться
только с позиций относительности и субъективности,
иронии и игры.
Поскольку, говоря о постмодернизме,
мы имеем в виде и философию,
и науку, и искусство, мы, как
уже было сказано, рассматриваем
эстетику постмодернизма в контексте
всех этих проявлений.
На основе вышесказанного, мы
можем сделать вывод, что эстетика
постмодерна перестает брать
за основу традиционные теории
и концепции, и переходит к
совершенно новому состоянию.
Поэтому можно говорить о таком
виде эстетики как о неклассической
эстетике.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Кризис в науке, искусстве и
человеческой жизни в целом
привел к появлению постмодернизма.
При этом эстетические взгляды
также претерпевали глобальные
изменения, так как кризис затронул
и эту сферу бытия.
В отличие от традиционных, классических
эстетических представлений, новые
концепции не обладали системностью
и единством, они были направлены
на создание открытых систем,
подразумевавших пространство для
различных трактовок, в котором
не было ничего абсолютно верного.
Неклассическая эстетика перестает
сосредотачиваться на прекрасном,
дистанцируется от понимания искусства
как прекрасного. В центр выходят новые
категории, такие как интересность, выразительность,
убедительность. Это направление стремилось
создать такую модель искусства, которая
не будет работать согласно логике, но
будет учитывать парадоксальность творческого
и реального мира, и воплощать в себе их
иррациональные стороны.
Философские и искусствоведческие
воззрения объединяются в неклассической
эстетике, и черпают друг в
друге новые для себя понятия.
Философия стремится быть более
образной, выразительной, близкой к искусству,
а искусство наполняется экзистенциальнми
проблемами, тяготеет к метафизической
проблематике и наполняется множественными
значениями, интерпретирующимися каждым
отдельным зрителем по-своему, так как
оставляет в себе такую возможность. Происходит
так называемое растворение «художественного
в эстетическом».
Искусство наполняется множеством
параллельных, быстро возникающих
и так же быстро иссякающих
направлений. Старые стили оттесняются
на задний план, но, с другой
стороны, на их основе появляются
новые веяния в искусстве.
Однако в целом можно сказать,
что постмодернизм находится
ближе к эстетике, чем к искусству.
Сложно полностью отнести его
к чему-то одному, он как бы
находится на пересечении множества
областей, но при этом по-своему
видоизменяет каждую из них.
Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности,
характерных эстетике постмодернизма.
К первой относятся такие свойства,
как неопределенность, выражающаяся
в открытости, плюрализме, эклектизме,
неортодоксальности, случайности культурной
жизни.
Ко второй относится имманентность
или, иными словами, сосредоточенность
на внутренних связях, постмодернистского
самосознания, которая перемещает
культурную деятельность в сферу
интеллектуальных игр, загадок,
превращая ее в «метаискусство».
Третья особенность - это переход от проблем
познаваемости и источников знания, то
есть от эпистемологических проблем, к
онтологическим проблемам, то есть проблемам
бытия и происхождения всего сущего.
Помимо искусства, эстетика постмодернизма
касается и массовой культуры.
В этом контексте постмодернизм,
наследуя идеи авангарда, интересует
повседневная жизнь, мода, быт.
В отличие от авангарда, постмодернизм
не отвергает традиции и не
проводит четкой демаркационной
линии между профанной и возвышенной
культурой. Размытость границ свойственна
эстетике постмодернизма и здесь: с одной
стороны, массовая культура признается
тривиальной, профанической, но, рассматриваясь
в игре, сквозь призму иронии, она преображается
в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн
отвергает сосредоточенность на избранных
классах, и останавливает свое внимание
на публике вообще, на обществе в целом,
включая все его классы. Однако этот интерес
опасен тем, что вкусы большинства перемешивают
с эстетикой избранного, тонкого. Прекрасное
перемешивается с безобразным, бытовое
- с сакральным, повседневность врывается
во все сферы культуры, что грозит разрушением
прежних эстетических норм и устоев, эклектичностью,
смешением вкусов, причем не всегда в лучшую
сторону. Развиваются идеи об обществе
потребления, и потребление начинает выступать
как критерий эстетичного и культурного.
И в контексте неопределенности рамок
эстетического, возникает паника, ощущение
катастрофичности происходящего. Это
вызывает страх, напряжение, развитие
идеи об эстетике смерти (Например, Ж. Бодрийяр).