Эстетика постмоернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:33, реферат

Краткое описание

Говоря об эстетике прошедших веков, мы всегда можем четко выделить художественные стили, образ мышления, особенности эстетического восприятия людей того времени. О современном мире сложно сказать что-то конкретное и определенное, и оттого эта проблема кажется все более и более актуальной. К чему в итоге пришло культурное развитие?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие эстетики…………………………………………………………..4
Постмодернизм: характеристика и истоки……………………………….5
Неклассическая эстетика постмодернизма……………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика постмодернизма.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

      Исторический  факультет  

Межфакультетская  кафедра гуманитарных дисциплин 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Эстетика 
 
 

Эстетика  постмоернизма 
 

                                                                

                                                                                          Исполнитель:

                                                                                          студентка 3 курса

                                                                                          группы 090914-А94

                                                                                          заочной формы обучения

                                                                                          Глазкова И. Н.

                                                                                          Преподаватель:

                                                                                          Карнаухова В.А.  
 
 
 
 

Нижний  Новгород – 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие эстетики…………………………………………………………..4
  2. Постмодернизм: характеристика и истоки……………………………….5
  3. Неклассическая эстетика постмодернизма……………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  используемой литературы……………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Говоря об эстетике прошедших  веков, мы всегда можем четко  выделить художественные стили,  образ мышления, особенности эстетического  восприятия людей того времени.  О современном мире сложно  сказать что-то конкретное и  определенное, и оттого эта проблема  кажется все более и более  актуальной. К чему в итоге  пришло культурное развитие? В чем особенности эстетики новейшего времени, современности? Огромное влияние на это имело и имеет направление постмодернизма. Эстетика постмодернизма характеризует современные вкусы и представления о прекрасном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИКИ 
 

     Эстетика может рассматриваться  с разных сторон. С одной стороны,  мы можем говорить об эксплицитной  эстетике, то есть эстетике как  науке, дисциплине, которая извне  приписывает категории эстетического  окружающему миру. Это направление  сформировалось к середине XVIII века, но уходит корнями гораздо  глубже. С этой точки зрения, термин  «эстетика» (от греч. aisthetikos - чувственный) был введен в употребление немецким философом Александром Баумгартеном в своей двухтомной работе «Aesthetica», которая была опубликована в 1750-1758 г.

     В его работе эстетика была определена как «наука о низшем уровне познания - чувственном познании, в отличие от высшего - логики». Отсюда можно сделать вывод, что первичными автор признает «эстетические суждения», которые предшествуют суждениям логическим, как ощущение и восприятие предшествует мышлению. Предмет эстетических суждений - прекрасное, а предмет логических суждений - истина.

     Но для данной работы наиболее  важной является имплицитная  эстетика. В этом понимании эстетика  представляется не как наука,  а как «особая форма бытия-сознания». Она относится к бытию каждого человека, связана с его мировосприятием, с источниками и проявлениями прекрасного в мире. С этой точки зрения понятию эстетики можно дать следующее определение:

«Эстетика - это наука о гармонии человека с Универсумом; некое специфическое  духовное поле, в котором человек  обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию» (Бычков В.В.).

     Об эстетике в таком ключе  говорили еще в Древней Греции, и справедливо будет сказать,  что эстетическая проблематика  возникла почти одновременно  с проблематикой философской.

    Центральными проблемами эстетики  можно назвать две: проблема  собственно эстетического, то  есть прекрасного, возвышенного, и проблема искусства как более  широкой категории, как прекрасных  творений.

     Рассматривая эстетику постмодернизма, необходимо говорить скорее об  имплицитной эстетике в контексте  обеих проблем. Так как постмодернизм  включает в себя и философские  представления о том, что есть  прекрасно, онтологии прекрасного,  так и искусство, которое является  одним из важнейших факторов, по которым постмодернизм можно  рассматривать в контексте эстетики.  

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОКИ 

     Постмодернизм обычно рассматривается  как эпоха, как направление  мысли и искусства, как философское  направление, но в целом представляет  собой совокупность и социальных, и политических, и культурных  факторов.

     Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства. Слияние постструктурализма и представления психоанализа дают приток новым художественно-эстетическим понятиям, на которых начинают основываться философы и деятели искусства того времени. Это такие понятия, как бессознательное, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо психоанализа), либидозность и др. Это приводит к тому, что оценивается в итоге не только само произведение, но и его связь с бессознательным самого автора, его внутренним миром.

     Одной из главных категорий  новой парадигмы становится такое  понятие, как «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и каких бы то ни было точных формулировок или принципа. Вселенная может рассматриваться только с точки зрения иронии, своеобразной игры чувствования. О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени.

     Они рассматривают искусство  в одном ряду с другими феноменами  культуры и цивилизации. Вся  культура признается за «игровой  калейдоскоп текстов, смыслов,  форм и формул, символов, симулякров и симуляций».

     Фактически, постмодернистское искусство  рассматривается как повторение  искусства прошлого, преломляющееся  в свете современных проблем,  неопределенности. Это связано с  появлением все новых открытий  в гуманитарной науке, которые  несколько отступают от привычных  позитивистских принципов, и делают  мир менее предсказуемым, принципиально  непознаваемым полностью, всегда  оставляющим пространство для  интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности  традиционных направлений искусства,  идейного застоя в искусстве,  появление «общества потребления», о котором говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Также важным признаком постмодернизма в искусстве является размытость оппозиций между словом и экзистенцией, текстом и телом.

     В целом, Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию.

     Во-первых, это новой веры в  разум и прогресс, которые привели  к возникновению доминирующих  в обществе и науке сил - естествознания, техники, индустрии  и демократии.

     Во-вторых, это смена парадигм, то  есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества».

     В-третьих, индикатором постмодернизма  является кризис прогрессистского  мышления, связанный с утратой  господствующими силами своей  абсолютности и незыблемости.

     Это приводит к гуманизации наук, выдвижении прав и свобод, индивидуальных особенностей человека на передний план, преобладание ценностей отдельного человека перед ценностями государств и общества в целом как в науке, так и в искусстве и философии.

     Таким образом, постмодернизм  - это состояние общества, науки  и искусства, берущее начало  от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры.

     Поскольку, говоря о постмодернизме, мы имеем в виде и философию,  и науку, и искусство, мы, как  уже было сказано, рассматриваем  эстетику постмодернизма в контексте  всех этих проявлений.

     На основе вышесказанного, мы  можем сделать вывод, что эстетика  постмодерна перестает брать  за основу традиционные теории  и концепции, и переходит к  совершенно новому состоянию.  Поэтому можно говорить о таком  виде эстетики как о неклассической  эстетике. 

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА 

     Кризис в науке, искусстве и  человеческой жизни в целом  привел к появлению постмодернизма. При этом эстетические взгляды  также претерпевали глобальные  изменения, так как кризис затронул  и эту сферу бытия. 

     В отличие от традиционных, классических  эстетических представлений, новые  концепции не обладали системностью  и единством, они были направлены  на создание открытых систем, подразумевавших пространство для  различных трактовок, в котором  не было ничего абсолютно верного.

     Неклассическая эстетика перестает  сосредотачиваться на прекрасном, дистанцируется от понимания искусства как прекрасного. В центр выходят новые категории, такие как интересность, выразительность, убедительность. Это направление стремилось создать такую модель искусства, которая не будет работать согласно логике, но будет учитывать парадоксальность творческого и реального мира, и воплощать в себе их иррациональные стороны.

     Философские и искусствоведческие  воззрения объединяются в неклассической  эстетике, и черпают друг в  друге новые для себя понятия.  Философия стремится быть более образной, выразительной, близкой к искусству, а искусство наполняется экзистенциальнми проблемами, тяготеет к метафизической проблематике и наполняется множественными значениями, интерпретирующимися каждым отдельным зрителем по-своему, так как оставляет в себе такую возможность. Происходит так называемое растворение «художественного в эстетическом».

      Искусство наполняется множеством  параллельных, быстро возникающих  и так же быстро иссякающих  направлений. Старые стили оттесняются  на задний план, но, с другой  стороны, на их основе появляются  новые веяния в искусстве. 

     Однако в целом можно сказать,  что постмодернизм находится  ближе к эстетике, чем к искусству.  Сложно полностью отнести его  к чему-то одному, он как бы  находится на пересечении множества  областей, но при этом по-своему  видоизменяет каждую из них.  Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности, характерных эстетике постмодернизма.

     К первой относятся такие свойства, как неопределенность, выражающаяся  в открытости, плюрализме, эклектизме, неортодоксальности, случайности культурной  жизни. 

     Ко второй относится имманентность  или, иными словами, сосредоточенность  на внутренних связях, постмодернистского  самосознания, которая перемещает  культурную деятельность в сферу  интеллектуальных игр, загадок,  превращая ее в «метаискусство».

     Третья особенность - это переход от проблем познаваемости и источников знания, то есть от эпистемологических проблем, к онтологическим проблемам, то есть проблемам бытия и происхождения всего сущего.

     Помимо искусства, эстетика постмодернизма  касается и массовой культуры. В этом контексте постмодернизм,  наследуя идеи авангарда, интересует  повседневная жизнь, мода, быт.  В отличие от авангарда, постмодернизм  не отвергает традиции и не  проводит четкой демаркационной  линии между профанной и возвышенной культурой. Размытость границ свойственна эстетике постмодернизма и здесь: с одной стороны, массовая культура признается тривиальной, профанической, но, рассматриваясь в игре, сквозь призму иронии, она преображается в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн отвергает сосредоточенность на избранных классах, и останавливает свое внимание на публике вообще, на обществе в целом, включая все его классы. Однако этот интерес опасен тем, что вкусы большинства перемешивают с эстетикой избранного, тонкого. Прекрасное перемешивается с безобразным, бытовое - с сакральным, повседневность врывается во все сферы культуры, что грозит разрушением прежних эстетических норм и устоев, эклектичностью, смешением вкусов, причем не всегда в лучшую сторону. Развиваются идеи об обществе потребления, и потребление начинает выступать как критерий эстетичного и культурного. И в контексте неопределенности рамок эстетического, возникает паника, ощущение катастрофичности происходящего. Это вызывает страх, напряжение, развитие идеи об эстетике смерти (Например, Ж. Бодрийяр).

Информация о работе Эстетика постмоернизма