Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:41, доклад
Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности — это представления о должном, «концепция желаемого» (по Т. Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.
Этика
деловых отношений в работе менеджера
по персоналу
Отрывок
из книжки Управление персоналом, под
редакцией Базарова Т.Ю. и Еремина
Б.Л. В написании данной главы
активное участие принимала Нина
Михайловна Малиновская.
Этика
деловых отношений в работе менеджера
по персоналу
Общей
основой профессиональной этики
служит понимание труда как
В
обществе, в котором использовался
труд рабов, связь добродетели и
трудолюбия не представлялась очевидной,
и античные мыслители полагали основой
нравственного воспитания занятия
философией. В диалогах Платона (427—347
г. до н.э.) упоминается несколько десятков
различных видов занятий, но для всех трудящихся,
земледельцев и ремесленников, поскольку
в них преобладает вожделеющая часть души,
самой главной является добродетель умеренности:
любовь к порядку, дисциплина, способность
подчиняться высшим классам. Для стражников,
в которых преобладает волевая часть души,
главная добродетель — мужество, для правителей
— мудрость, в них преобладает разумная
часть души. Справедливость — это гармония
между тремя добродетелями. Ее реализует
любой гражданин, исполняя свое дело наилучшим
образом по природе и по закону.
В
идеальном государстве
Учение
Платона об идеальном государстве
вряд ли можно считать образцом профессиональной
этики, так как в нем представители
отдельных профессий, и даже мудрецы,
не считаются носителями моральных
принципов — все закабалены служением
вечному миру идей. Первый известный
кодекс профессиональной морали составлен
не философом, а основателем научной медицины
Гиппократом (прибл. 460—370 гг. до н.э.). Этот
знаменитый кодекс содержит, с одной стороны,
конкретные правила, непосредственно
связанные с профессиональной деятельностью
врача («Не стану оперировать страдающего
каменнопочечной болезнью, но предоставлю
это искушенным практикам»), и, с другой
стороны, абстрактные принципы, оставляющие
за ним свободу морального выбора («Употреблю
все свои силы для помощи больным и воспрепятствую
несправедливости и нанесению вреда»).
Профессиональный долг врача — это его
высокий моральный долг перед своими пациентами,
коллегами, учителями и учениками.
Нет
ничего удивительного в том, что
именно для врачебной профессии
был создан такой документ: во-первых,
предметом труда здесь является здоровье
и жизнь человека, во-вторых, врач должен
обладать целым рядом особенных качеств
— профессиональных и моральных, в-третьих,
в самой врачебной деятельности содержится
целый ряд проблем и противоречий, не разрешимых
иными средствами, кроме моральных. Что
же касается документального оформления
принципов медицинской этики в виде кодекса,
то оно необходимо, во-первых, для повышения
степени доверия пациента ко врачу, а во-вторых,
для воспитательных целей. Медицинские
знания с древности передавались от отца
к сыну, этот же тип отношений между учителем
и учеником был присущ и школе Гиппократа.
Труд
становится моральной ценностью, если
воспринимается не только как источник
средств существования («Если кто не
хочет трудиться, тот и не ешь», — это слова
апостола Павла из Второго послания к
фессалоникийцам), но и как способ формирования
человеческого достоинства. Профессиональная
этика протестантизма ставит и решает
традиционные этические проблемы, основываясь
на утверждении моральной ценности и даже
святости профессионального труда: проблема
морального выбора превращается в проблему
выбора профессии, так называемую проблему
призвания; проблема смысла жизни становится
проблемой смысла профессиональной деятельности;
моральный долг рассматривается как долг
профессиональный; моральная ответственность
преломляется через профессиональную
ответственность, профессиональные качества
личности получают моральную оценку.
Слово
«профессия» (лат. «объявляю своим делом»)
означает, что для каждого человека труд
выступает в виде ограниченной сферы деятельности,
требующей определенной подготовки. Из
ряда факторов, определяющих выбор профессии:
наличие способностей и индивидуальная
склонность к определенному виду деятельности,
высокая оплата, престиж профессии, семейные
традиции, социальная среда, — любой может
стать решающим, а понятие «призвание»
является синтетической характеристикой,
выражающей степень удовлетворенности
своим делом. Макс Вебер определял призвание
как
такой
строй мышления, при котором труд
становится абсолютной самоцелью… Такое
отношение к труду не является,
однако, свойством человеческой природы.
Не может оно возникнуть и как
непосредственный результат высокой
или низкой оплаты труда; подобная направленность
может сложиться лишь в результате длительного
процесса воспитания1.
Впервые
понятие «призвание» в светском
значении применил Мартин Лютер при
переводе «Книги Премудростей Иисуса,
сына Сирахова». Здесь и речи нет
о свободном выборе профессии и ответственности
за этот выбор, являющийся божественным
промыслом. Для Лютера отношение к труду
как призванию противоположно бессмысленным
аскетическим монашеским упражнениям.
«Каждый должен быть послушен тем трудом,
которым покарал его Господь». Однако
призвание — это не только смирение со
своей участью, но прежде всего добросовестный
труд, и ответственность за отношение
к труду полностью лежит на самом человеке.
С этой точки зрения нет принципиальной
разницы между трудом капиталиста, наемного
работника, администратора, управляющего
и любого другого. В определении призвания,
несомненно, присутствует иррациональный
момент, который и придает профессии этический
смысл. Призвание одновременно характеризует
выбор профессии с точки зрения ее значения
для человека и освящает выбор ориентацией
на некий абсолют, находящийся вне индивидуального
сознания. В XVI в. это мог быть только божий
промысел, в XX в. — общечеловеческие гуманистические
ценности.
Профессиональный
долг
Индивидуальная
мораль в профессиональной сфере предполагает
также осознание профессионального долга.
Первоначальное
содержание этой этической категории,
исторически сложившееся в
Самоограничение
выражается в стремлении выработать в
себе такие качества, как дисциплинированность,
организованность, честность, деловитость,
упорство, сдержанность. В XVI в. последователей
практической этики кальвинизма называли
методистами за создание строгого метода
всего поведения, который преследовал
две задачи: освобождение от иррациональных
инстинктов, от влияния природы и мира
вещей, подчинение жизни плановому стремлению;
постоянный самоконтроль и активное самообладание.
Если
категории «призвание» и «
Не
на благосклонность мясника, булочника
или земледельца рассчитываем мы, желая
получить обед, а на их собственную заинтересованность;
мы апеллируем не к их любви к ближнему,
а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях,
а всегда лишь об их выгоде1.
Иными
словами, объективно всякая востребованная
деятельность в буржуазном обществе так
или иначе учитывает чьи-то интересы, однако
указание на адресата деятельности само
по себе не может придать ей моральный
смысл. Только осознание общечеловеческого,
общекультурного значения поставленных
целей, как бы абстрактно, идеалистично
или недостижимо это ни звучало, делает
профессиональную деятельность морально
осмысленной.
Выработанные
протестантской профессиональной этикой
положения касаются любой профессиональной
деятельности. К концу XIX в. различные
профессиональные сообщества начинают
составлять собственные моральные кодексы,
конкретизируя абстрактные принципы применительно
к той или иной профессии — журналиста,
юриста, педагога, дипломата. Во многих
штатах США и в Канаде, например, в начале
ХХ в. были приняты этические кодексы инженеров,
которые действовали до 70-х г.г. ХХ в., затем
были пересмотрены и дополнены и продолжают
действовать. В них подробно анализируются
как общие, так и частные аспекты морального
долга инженера по отношению к народу,
к своему нанимателю, клиентам, другим
членам профессионального сообщества,
а также к себе самому.
Профессиональная
этика менеджера по кадрам включает
в себя все перечисленные принципы
и категории, но по форме и содержанию
деятельности обладает специфическими
особенностями.
Любые
решения кадрового работника
отягощены ответственностью за чужие
судьбы. Строго говоря, представители
всех профессий, имеющих человека в качестве
объекта деятельности (врач, учитель, юрист,
журналист) несут такую ответственность,
но именно руководитель отвечает за реализацию
профессиональных возможностей работников,
их карьеру, а следовательно, за их общественное
положение.
Моральные
и деловые качества людей становятся
для менеджера по персоналу объектом
профессиональной деятельности:
1)
чисто профессиональные
2)
морально-психологические как
3)
моральные — доброта,
Появление
специалистов по работе с кадрами (управлению
персоналом) связано с реализацией
принципов научной организации
труда, поставившей перед собой
задачу максимально эффективно использовать
(эксплуатировать) всех работников в рамках
высокоорганизованного, высокотехнологичного
производства. Человек с точки зрения
этой доктрины, доктрины Х, рассматривался
как винтик, которого можно при необходимости
заменить другим человеком, если использование
первого становилось экономически неэффективным.
Соответствующее отношение к работнику
со стороны кадровых служб состоит в том,
что средний человек предпочитает, чтобы
им управляли, старается не брать на себя
ответственность, имеет относительно
низкие амбиции, ленив, желает находиться
в безопасной ситуации. Его надо готовить
к выполнению строго определенной профессиональной
роли и по возможности минимизировать
социальные конфликты и прочие негативные
явления, влияющие на снижение производительности
труда или повышение издержек производства.
Вторая
волна, или революция в управлении
персоналом была связана с идеей
гуманизации производственных отношений,
идеей фокусирования внимания кадровых
служб на человеческих отношениях.
Второй этической доктриной кадровой
работы, доктриной У, человек трактовался
уже как работник, которого надо всячески
мотивировать, создавать ему соответствующие
условия, чтобы он мог эффективно работать,
приобщать его к общим ценностям организации
и за счет этого достигать максимального
экономического эффекта. Ответственность
и обязательства по отношению к целям
организации зависят от вознаграждения,
получаемого за результаты труда. Наиболее
важным вознаграждением является то, которое
связано с удовлетворением потребностей
в самовыражении и самоактуализации. Различия
между этими доктринами нашли отражение
в теории Х — У, разработанной Д. МакГрегором1.
Информация о работе Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу