Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и другие нужды общества. Поэтому, актуальной проблемой в настоящее время является проблема дальнейшего повышения уровня эффективности отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………3
Теоретические основы рентабельности сельскохозяйственного производства……………….4
1. Понятие и сущность рентабельности……………..4
2. Показатели рентабельности……………………….5
3. Факторы резервы повышения рентабельности…….8
Состояние и уровень рентабельности производства в колхозе «Красный путь» Жигаловского района, Иркутской области…………………………………...10
1. Организационно – экономическая характеристика хозяйства………………….……………………….10
2. Расчёт и анализ уровня рентабельности производства в хозяйстве…………………….…………………….16
Пути повышения рентабельности производства продукции растениеводства в колхозе «Красный путь» Жигаловского района Иркутской области…….….22
Заключение…………………………………………....25
Список использованной литературы………….…..26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа анализ прибыли и рентабельности предприятия.doc

— 976.50 Кб (Скачать файл)

Расчет экономической  рентабельности (прибыльности) сельскохозяйственного  предприятия выполняется по формуле:

Ро – общая  экономическая рентабельность хозяйственной  деятельности предприятия;

П – сумма  прибыли (валовой или чистой);

Т – объем  товарооборота (без НДС).

Данная формула  расчета применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) сельскохозяйственного предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразив эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получили два показателя – рентабельность товарооборота и оборачиваемость капитала:

Или

Ро=Рm*Ок

где Рm  - рентабельность товарооборота

Ок  - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов)

Рентабельность  товарооборота Рт отражает зависимость  между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1000 рублей  проданного товара.

Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П:Т) характеризует долю прибыли в  товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно  более точно судить о финансовом результате деятельности сельскохозяйственного предприятия.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота  к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба  составляющих ее показателя – рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале по соотношению прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс).

Рк=П:Кс

Показатель  рентабельности собственного капитала (Рк) имеет большое значение для  акционеров сельскохозяйственного  предприятия. Он служит критерием для оценки уровня котировки акций акционерного сельскохозяйственного предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основании данного показателя можно определить период, в течении которого полностью окупаются средства, вложенного в акционерное предприятие (1/Рс).

Рентабельность  производственных фондов сельскохозяйственного  предприятия определяется по соотношению  суммы прибыли (валовой, чистой) и  средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Рф= (П (Оф+Мс)*100), где

Рф рентабельность основных фондов

П – сумма  прибыли (валовой или чистой)

Оф – средняя  стоимость основных средств

Мс – средняя  стоимость материальных оборотных средств.

Если сельскохозяйственное предприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает  в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять  с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средние величины основных средств определяются путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: издержки обращения, посевная площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный  отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих  затрат.

Увеличение или уменьшение издержек обращения непосредственно  влияет на сокращение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использование рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяется величина валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.

Отношение прибыли от реализации товаров к величине посевной площади  сельскохозяйственного предприятия  характеризует размер полученной прибыли  в расчете на 1 кв.м. посевной площади.

Изучение системы показателей рентабельности сельскохозяйственного предприятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

1.1. Факторы, влияющие на прибыль  и рентабельность сельскохозяйственного предприятия

Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики  являются важнейшими показателями хозяйственной  деятельности сельхоз организаций  и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий:

-          Объем и структуру оборота, рациональное использование ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий производственных процессов и т.д.

Сумма и уровень прибыли  формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Вес факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с увеличением выручки.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль сельскохозяйственного  предприятия можно отнести следующие факторы:

1.   Емкость рынка.

От емкости рынка зависит  выучка сельскохозяйственного предприятия. Чем больше емкость рынка, тем  и больше возможности предприятия  по получению прибыли.

2.   Развитие конкуренции.

Оно оказывает отрицательное  влияние на сумму и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

3.   Размер цен.

В условиях конкуренции повышение  цен не всегда приводит к адекватному  повышению продажных цен. Сельхоз предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

4.   Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий.

Повышение цен и тарифов  на услуги увеличивает текущие расходы  предприятий, уменьшает прибыль  и снижает рентабельность торговой деятельности.

5.   Развитие профсоюзного движения.

Предприятие стремится к  ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

6.   Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг.

7.   Регулирование государством деятельности сельхоз предприятий.  Этот фактор относится к числу основных, определяющих размер прибыли и рентабельности.

 
2. Краткая характеристика предприятия

2.1. Производственное направление  деятельности предприятия

О специализации предприятия свидетельствует структура денежной выручки за проданную продукцию. Кроме этого о специализации можно судить по структуре стоимости валовой продукции, основных и оборотных средств.

Таблица 1.1.1. Структура  денежной выручки сельскохозяйственного предприятия ООО «Девицкий колос» за 2003 – 2004 г.г.

Виды продукции  и отрасли

2003г.

2004г.

сумма за 2 года

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Отрасль растениеводства

19164

87,49

7893

74,84

27057

83,38

в т.ч.

 

0,00

 

0,00

0

0,00

зерно

16524

75,43

7267

68,90

23791

73,31

с/свекла

140

0,64

0

0,00

140

0,43

подсолнечник

1303

5,95

254

2,41

1557

4,80

продукция реализованная  в переработанном виде

1157

5,28

350

3,32

1507

4,64

прочая продукция  отрасли

40

0,18

22

0,21

62

0,19

Отрасль животноводства

2741

12,51

2654

25,16

5395

16,62

в т.ч.

 

0,00

 

0,00

0

0,00

молоко

2131

9,73

2249

21,32

4380

13,50

мясо

452

2,06

228

2,16

680

2,10

а) Крс

452

2,06

228

2,16

680

2,10

б) свиньи

0

0,00

0

0,00

0

0,00

продукция реализованная  в переработанном виде

149

0,68

159

1,51

308

0,95

прочая продукция  отрасли

9

0,04

18

0,17

27

0,08

Другие виды деятельности

 

0,00

 

0,00

0

0,00

Всего по предприятию

21905

100,00

10547

100,00

32452

100,00


Вывод: предприятие  многоотраслевое со значительным (3 раз) преимуществом отрасли растениеводства в 2004 г.

Существенное  превышение отрасли растениеводства  позволяет говорить о растениеводческой  специализации предприятия. Однако, рассматривая динамику структурных  показателей, следует отметить повышение  доли животноводства в 2 раза в 2004 г. по сравнению с 2003 годом. На лицо значительное сокращение производства в отрасли растениеводства, а сахарную свеклу предприятие вообще перестало производить. На этом фоне производство молока даже увеличилось. Таким образом об абсолютном преобладании отрасли растениеводства речь не идет.

2.2. Размер предприятия

Показатели, характеризующие  размер ООО «Девицкий колос» целесообразно  представить в виде следующей  таблицы

Таблица 1.1.3. Размер ООО «Девицкий колос»

Показатели

Предприятие

В среднем на 1 предприятие района

2003г.

2004г.

Площадь земли, га

5034

5034

4504

в т.ч. с/х угодий

5034

5034

4504

пашни

4127

4127

3550,45

Стоимость основных средств, тыс. руб.

5242

6187

13029,82

Стоимость материальных затрат, тыс. руб.

8724

9795

13450,45

Поголовье коров, гол.

273

450

366,091

Энергетические  ресурсы, л/с

6183

6161

5633,09

Среднегодовая численность работников, чел

110

105

115,91

Количество  тракторов, комбайнов, шт.

32

32

27,55


Все показатели, характеризующие размер ООО «Девицкий колос» соответствуют среднему по району за исключением стоимости основных средств и материальных затрат – эти показатели значительно ниже среднерайоных.

Это позволяет  сделать следующий вывод по размерам предприятия: ООО «Девицкий колос»: предприятие среднего размера с устаревшим фондом основных средств.

В отношении  динамики следует отметить, что по сравнению с 2003г. значительных изменений  размеров предприятия не произошло.

2.3. Размер производства предприятия

Таблица 1.1.4. Размер производства в предприятия

Показатели

Предприятие

В среднем на 1 предприятие района

2003г.

2004г.

Сумма денежной выручки, тыс. руб.

21905

10547

14888,73

Произведено всего, ц:

15454

43100

53071,27

- зерно

4579

36962

28229,18

- корнеплодов  сахарной свеклы

1813

0

17276,55

- семена подсолнечника

2834

365

2537,64

- молоко

5969

5545

4750,09

- прирост живой  массы:

259

228

277,82

КРС

259

228

233,91

свиней

0

0

43,91

В расчете на 100 га пашни получено, ц:

     

- зерна

110,95

895,61

795,09

- сахарной свеклы

43,93

0,00

486,60

- семян подсолнечника

68,67

8,84

71,47

j В расчете  на 100 га сельскохозяйственных угодий  получено:

     

- молоко, ц

118,57

110,15

105,46

- прирост живой  массы, ц:       КРС

5,15

4,53

5,19

свиней

0

0

0,97

- денежной выручки,  тыс. руб.

435,14

209,52

330,57

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия