Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в анализе развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции. В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию «конкуренция», охарактеризовать ее виды и функции;
- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;

Содержание

Введение 3
1. Сущность закона конкуренции 4
1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции 4
1.2. Рынок несовершенной конкуренции 12
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции 16
1.3.1. Монополистические объединения 16
1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы 19
2. Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции 25
2.1. История частного образования в РБ 25
2.1.1. Белорусский институт правоведения 25
2.1.2. Минский институт управления 26
2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова 28
2.1.4. Институт предпринимательской деятельности 30
2.1.5. Институт парламентаризма и предпринимательства 32
2.1.6. Институт управления и предпринимательства 34
2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ 36
Заключение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konkurencia.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Следующий подпункт посвящен так называемой «несовершенной конкуренции» и ее формам – монополии, олигополии и пр.

 

1.2. Рынок несовершенной конкуренции

 

Выход в свет работ  «Теория монополистической конкуренции» (Эдуард Чемберлин, 1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Джоан Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции [16].

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она  проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции.

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности [3, 239]. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Например до начала 80-х  годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других примеров можно привести монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения.

В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике возникают такие виды монополий как естественные и искусственные.

Естественной монополией обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (металлы, землю и др.)

Искусственная монополия, в свою очередь, сосредоточивает в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.

Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность  производить и продавать товар  при лучших условиях производства и  при временном благоприятном  соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия возникает  у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали  в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты) [5, 109].

Всеобщая форма монополий появилась  во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

Появление монополий явилось результатом  концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900—1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств [4, 93].

Как экономическое явление монополии  были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной  конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями [9, 135]. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

Неценовая конкуренция  меняет рыночный механизм регулирования  взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная  олигополией, то цена не может совершать  прежнее движение вокруг стоимости  товара [8, 263]. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Монополистическая конкуренция  сочетает черты монополии и рынка  совершенной конкуренции. Продовольственные  магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

Суть монополистической  конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей [1, 87]. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.

Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль.

О том, что же такое  закон конкуренции и что представляют собой его современные проявления, речь пойдет в следующем разделе.

 

1.3. Современные особенности  проявления закона конкуренции

1.3.1. Монополистические объединения

На основании вышеизложенной информации можно дать следующую  формулировку закона конкуренции - это «закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг» [17]. Действие данного закона происходит в различных формах, одна из которых – возникновение монополистических объединений.

Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Объединения предприятий  возникают в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные  слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей [6, 52]. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальные  слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные  слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности, совершенно не связанных между собой технологически [3, 128]. По сути, это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач [7, 150-151].

Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

Хозяйственная ассоциация - создаваемая на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

Высокая степень  концентрации производства и возникающее  в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценовой диктатуры. Усиливается вероятность сговора между несколькими производителями. Это требует установления особого контроля за деятельностью объединений предприятий.

 

 

1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы

 

Как было отмечено выше, слово конкуренция с латинского языка переводится как «столкновение» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция исполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию [2, 164].

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

  • повышение качества продукции;
  • снижение цен («война цен»);
  • реклама;
  • развитие до- и послепродажного обслуживания;
  • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Информация о работе Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции