Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в анализе развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции. В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию «конкуренция», охарактеризовать ее виды и функции;
- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;

Содержание

Введение 3
1. Сущность закона конкуренции 4
1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции 4
1.2. Рынок несовершенной конкуренции 12
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции 16
1.3.1. Монополистические объединения 16
1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы 19
2. Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции 25
2.1. История частного образования в РБ 25
2.1.1. Белорусский институт правоведения 25
2.1.2. Минский институт управления 26
2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова 28
2.1.4. Институт предпринимательской деятельности 30
2.1.5. Институт парламентаризма и предпринимательства 32
2.1.6. Институт управления и предпринимательства 34
2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ 36
Заключение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konkurencia.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в  институте уделяется сотрудничеству в области образования и науки  с отечественными и зарубежными  высшими учебными заведениями [15].

 

2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова

 

Институт был создан в 1990 году и является первым в Республике Беларусь небюджетным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации по экономическому, гуманитарному, педагогическому и искусствоведческому профилям.

В настоящее время  в Институте действует 3 факультета, 4 общеинститутских, 8 факультетских кафедр. В Институте ведут педагогическую работу 11 докторов наук и профессоров, 96 кандидатов наук и доцентов. Институт является членом Международной Кадровой Академии Совета Европы. На всех факультетах, независимо от избранной специальности, приоритетным является углубленное изучение иностранных языков и персональной компьютерной техники.

Институт современных знаний имени А. М. Широкова занимается активной международной деятельностью, которая состоит из:

  • договоров о сотрудничестве с зарубежными учебными и научными организациями;
  • международных научных и образовательных программ;
  • обучения студентов Института за рубежом;
  • стажировки научных сотрудников и преподавателей Института за рубежом;
  • чтения лекций представителями зарубежных ВУЗов в Институте;
  • участия в международных конференциях и выставках.

Кроме того, преподаватели  и научные сотрудники Института  регулярно публикуют свои работы в различных изданиях, в том  числе, в зарубежных.

С целью изучения опыта  других ВУЗов в организации учебного процесса преподаватели Института проходили стажировку за рубежом.

Одновременно и иностранные  специалисты провели ряд занятий  со студентами Института.

Преподаватели и студенты Института постоянно принимают  участие в международных конференциях и выставках.

На базе Института  проводится ежегодная Международная конференция «Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества» [13].

 

 

2.1.4. Институт предпринимательской деятельности

 

Институт предпринимательской деятельности был основан в 1992 году и является одним из ведущих и динамично развивающихся частных высших учебных заведений республики.

Цель института - повышение образовательного уровня молодежи в интересах развития национальной экономики, культуры и науки, формирования управленческого потенциала Республики Беларусь.

Институт видит свою миссию в реализации и утверждении  современной модели специалиста, имеющего фундаментальную подготовку, адаптированного  к практике, способного найти применение полученным знаниям в различных областях экономики, управления и предпринимательства.

Институт предпринимательской  деятельности выпускает дипломированных  экономистов, менеджеров, маркетологов-экономистов, менеджеров-экономистов, переводчиков, лингвистов, что обусловлено потребностью государства и общества в квалифицированных кадрах во всех сферах деловой активности. За время существования института дипломы о высшем образовании получили около 2000 его выпускников, подтвердивших высокий уровень профессиональной подготовки.

С каждым годом институт расширяет набор по престижным специальностям и специализациям, предлагая абитуриентам наиболее востребованные и практически  значимые из них. Высшее образование  по этим специальностям и специализациям позволит выпускникам института в дальнейшем получить существенные конкурентные преимущества в реальном секторе экономики и, в частности, в сфере трудоустройства, профессиональной занятости и карьерного роста.

Достойный уровень организации  и качества учебного процесса обеспечивается кадровым потенциалом института и, прежде всего, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, а также наличием современной учебно-лабораторной и материально-технической базы. В числе руководителей института авторитетные специалисты, крупные ученые, много сделавшие для развития национальной системы образования и науки.

В институте ежегодно совместно с «Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей» проводятся Международные научно-практические конференции по проблемам предпринимательства в Республике Беларусь.

В распоряжении студентов института - компьютерные классы, имеющие выход в интернет, лингафонные кабинеты, учебные лаборатории по специальным дисциплинам.

Полиграфическая база института  обеспечивает тиражирование необходимого количества учебно-методических материалов, разрабатываемых преподавателями кафедр.

Большое значение в институте  придается спортивно-оздоровительной, воспитательной и идеологической работе. Студенты института пользуются тренажерными и легкоатлетическими залами, а также бассейном Белорусского олимпийского спортивного комплекса [11].

 

2.1.5. Институт парламентаризма  и предпринимательства

 

Институт парламентаризма  и предпринимательства был основан в 1994 году. С тех пор образовательные возможности института постоянно расширяются.

Совершенствуя свою деятельность, добавляя в спектр преподавания новые специальности, руководство института не забывает о главном предназначении вуза: подготовке предпринимателей и специалистов, способных заниматься деятельностью в сфере государственного управления. Кафедра политологии института – одна из старейших в Беларуси. Здесь изучаются сложные проблемы политической жизни страны и зарубежья. Получив весомые знания, выпускники института несут в общество политическую культуру. Студенты-политологи проходят практику в парламенте, общаются с депутатами, получают навыки профессиональной деятельности.

Лучшие выпускники ВУЗа имеют возможность продолжать обучение в аспирантуре и магистратуре Международной Кадровой Академии.

Институт является учредителем Международного Образовательного Консорциума, центр которого находится в Праге, благодаря чему студенты имеют возможность постоянно проходить практику в Польше, Чехии и Германии.

Ведущие Министерства, организации  и предприятия республики предоставляют студентам места для прохождения практики. С июля 1995 года студенты стажируются в банках и фирмах Республики Польша, а так называемый «мобильный семестр» предусматривает проведение занятий в Вильнюсе, Киеве, Варшаве.

Институт является коллективным членом и представителем в Республике Беларусь Международной Кадровой Академии - члена Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию Совета Европы/ЮНЕСКО.

Выпускники получают диплом единого государственного образца, а также диплом Международной Кадровой Академии.

Институт сотрудничает с учебными заведениями и преподавателями  других стран. Подписаны договоры о  сотрудничестве с Санкт-Петербургским  государственным университетом (Россия), Институтом Гете и Академией Григер Мализон (Германия), Институтом восточных исследований (Польша), Британским открытым Университетом и Публичным Университетом штата Мичиган (США).

Студентами и слушателями  Института могут быть граждане Беларуси, России, стран СНГ и других стран, имеющие право постоянного проживания в республике.

Институт располагает  современной материально-технической  образовательной базой.

Новый головной учебный  корпус института спроектирован с учетом использования в нем мультимедийных обучающих систем, многоканального спутникового учебного телевидения, цифровой студии для производства собственных учебных программ. Наличие Интернет-кафе, издательского центра, доступ к электронным источникам информации, многочисленные труды, монографии, учебники и учебно-методические пособия, как в классическом, так и в электронном варианте, участие в международных образовательных, культурных, научных программах - все это слагаемые современного успешного образовательного и воспитательного процесса в Институте.

Для оздоровления и физического воспитания в Институте функционирует современный спортивно-оздоровительный комплекс с футбольной, волейбольной, баскетбольной площадками, тренажерным залом и залом для аэробики, саунами, бассейном [12].

 

2.1.6. Институт управления и предпринимательства

 

Институт управления и предпринимательства был основан 12 лет назад. Цель Института - подготовка специалистов с высшим образованием, способных работать в организациях различных форм собственности.

Штатный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав Института составляет более 250 человек - в числе которых: академик и член-корреспондент НАН Беларуси, доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, имеющие большой опыт педагогической и научной работы как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Институт обеспечивает:

  • уровень подготовки специалистов, позволяющий выдерживать конкуренцию на рынке труда;
  • обучение по учебным планам и программам, соответствующим государственным образовательным стандартам;
  • широкую профессиональную специализацию, а также практику по избранной специальности;
  • занятия с использованием компьютерных информационных технологий;
  • студенческое самоуправление;
  • участие в работе научных кружков, научно-практических конференций, студенческого научного общества;
  • участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, работе клубов по интересам;
  • содействие в трудоустройстве выпускников;
  • возможность обучения выпускников института и других вузов в аспирантуре при институте с отрывом и без отрыва от производства;
  • учебу абитуриентов на постоянно действующих подготовительных курсах.

Институт имеет филиалы в Бобруйске, Пинске, Борисове, Молодечно и Светлогорске. К услугам студентов - современные учебные корпуса в г. Минске и филиалах, спортивные и тренажерные залы, компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной и организационной техникой, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, лингафонные кабинеты, видеозалы со спутниковым телевидением.

Библиотека института в Минске и филиалах, книжный фонд которой насчитывает более 248 тысяч экземпляров, содержит 4200 наименований научной, учебной и методической литературы. Библиотека выписывает более 60 наименований научно-производственных и научно-популярных изданий. Начат переход к современным библиотечно-информационным технологиям. Реализуется проект электронной библиотеки, создается упорядоченная электронная коллекция учебных и учебно-методических пособий, изданных институтом. На новые компьютерные технологии переведены процессы комплектования книгами и заказа периодики, решаются вопросы обработки литературы и построения баз данных, реализация поисково-справочного аппарата на базе электронного каталога.

Научно-исследовательская работа студентов возглавляется научно-исследовательским отделом и Советом студенческого научного общества. На кафедрах осуществляется планирование и проведение научных кружков, кафедральных студенческих и научных семинаров, подготовка к участию в научно-практических конференциях различного уровня. Научные исследования в институте проводятся в рамках общеинститутской темы «Предпринимательские структуры в условиях формирования рыночных отношений» по 33 направлениям. По результатам научных исследований издаются монографии, учебники и т. д [14].

 

 

2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ

 

С целью анализа конкурентных преимуществ различных частных  учреждений образования РБ друг перед  другом построим оценочную модель.

Модель будет основываться на оценочной шкале. Согласно этой шкале совокупный показатель конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг будет складываться из ряда независимых оценок по различным критериям. Оценка по каждому критерию представляет собой число от 0 до 10, большее значение показателя соответствует более сильной выраженности оценочного признака.

Для оценки учебного заведения  были выбраны следующие критерии с соответствующими весами.

 

Таблица 2. Оценочные критерии конкурентоспособности ВУЗов.

 

№ п/п

Критерий

Пояснения

Методика оценки

1

Местоположение

ВУЗ, главные филиалы  которых находятся в центре г. Минска или в районе транспортных узлов, получают большее количество баллов

Изучение карты г. Минска

2

Зрелость

Чем дольше существует ВУЗ, тем больше он получает баллов

История создания ВУЗа

3

Известность

По этому показателю больше баллов получают ВУЗы, которые  часто упоминаются в СМИ (как  государственных, так и неофициальных  – новости Интернета, собственный  сайт, реклама в метрополитене  и т.п.)

Изучение публикаций в СМИ

4

Котируемость

Больший балл получают ВУЗы, выпускники которых быстрее трудоустраиваются

Социологический опрос

5

Преподавательский состав

На количество баллов влияет наличие профессорского состава, кандидатов и докторов наук, доцентов и т.д.

Информация о ВУЗе

6

Наличие общежития либо филиалов

Предоставление ВУЗом  общежития для иногородних студентов; филиалы в РБ

Информация о ВУЗе

7

Стоимость обучения

Берется в среднем  по всем специальностям

Справочник для поступающих  в ВУЗы, издание 2006 г.

8

Многопрофильность

Вузы, которые осуществляют подготовку специалистов по многим специальностям, получают более высокий балл

Справочник для поступающих  в ВУЗы, издание 2006 г.

Информация о работе Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции