Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в анализе развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции. В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию «конкуренция», охарактеризовать ее виды и функции;
- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;

Содержание

Введение 3
1. Сущность закона конкуренции 4
1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции 4
1.2. Рынок несовершенной конкуренции 12
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции 16
1.3.1. Монополистические объединения 16
1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы 19
2. Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции 25
2.1. История частного образования в РБ 25
2.1.1. Белорусский институт правоведения 25
2.1.2. Минский институт управления 26
2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова 28
2.1.4. Институт предпринимательской деятельности 30
2.1.5. Институт парламентаризма и предпринимательства 32
2.1.6. Институт управления и предпринимательства 34
2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ 36
Заключение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konkurencia.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

При недобросовестной конкуренции, в свою очередь, используются:

  • экономический (промышленный шпионаж);
  • подделка продукции конкурентов;
  • подкуп и шантаж;
  • обман потребителей;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации;
  • сокрытие дефектов и т.д.

Ниже подробно рассматриваются некоторые виды недобросовестной конкуренции:

а) современный экономический шпионаж.

Нередко термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы как показатели ВВП. ВВП – это [8, 465]:

1) рыночная стоимость всей произведенной  в обществе конечной продукции  и услуг за год;

2) сумма доходов предприятий,  организаций и населения в  материальном и нематериальном  производстве и амортизационных  отчислений, его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Ответ на вопрос, почему экономический  шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

Основными объектами внимания промышленного  шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. Экономический шпионаж, кроме промышленных секретов, охватывает и макроэкономические показатели, включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов. В связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

Существуют различные  способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др [5, 672].

Конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими способами:

  • различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента;
  • приглашение на работу специалистов конкурента;
  • ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу.

Также могут быть реализованы  следующие способы:

  • тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лабораторией;
  • использование профессиональных шпионов для получения информации;
  • подкуп сотрудников из основных отделов конкурента;
  • внедрение «нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента;
  • подслушивание разговоров и т.д.;
  • похищение чертежей, образцов, документов;
  • шантаж и другие способы давления;
  • получение информации от источников в государственных структурах;
  • сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.

Еще одним из наиболее эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия, связанные с антимонопольной политикой и т.п.

б) промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции.

Частное собственность  на изобретения устанавливается  через патентование. С экономической  точки зрения патентование равнозначно  монополизации выгод, связанных  с использованием запатентованного продукта.

В основном патент предоставляет  реальные выгоды в течении семи лет, что позволяет за это время  получить немалую прибыль его  владельцу. Но с другой стороны, появление  патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, побуждает их к ускоренной разработке каких-то новых технических приемов, технологий.

Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это, прежде всего, относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.

Путь от изобретения  до коммерческого использования  требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.

Для фирм, чью продукцию  копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. они, кроме своей дешевизны, имеют еще и низкое качество. Подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

С развитием промышленного шпионажа монополии стали тщательно охранять содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции.

Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технических решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Что касается методов  промышленного шпионажа, то наряду с широко известными методами, современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали применяться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую  информацию, передаваемую устно, а также посредством телефона, телефакса, компьютера. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей (как глобального, так и локального масштаба) встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение, скажем, в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основной идеей шпионажа является сохранение собственных секретов и получение информации о секретах конкурента.

В практической части  данной работы анализируется развитие частного сегмента образования в  РБ и предлагается методика оценки конкурентоспособности негосударственных белорусских ВУЗов.

 

2. Анализ развития частного  сегмента образования в РБ  с позиции закона конкуренции

2.1. История частного образования  в РБ

2.1.1. Белорусский институт правоведения

 

Частное учреждение образования «Белорусский институт правоведения» было создано в 1991 году. Выпускники данного ВУЗа успешно находят себе высокооплачиваемую, интересную работу - в масштабах отрасли, региона и всей республики. Это является следствием проводимого руководством института и всем его педагогическим коллективом курса, направленного на постоянное совершенствование организационной инфраструктуры вуза, развитие кадрового потенциала, улучшение материальной базы.

Большинство преподавателей, составляющих ядро педагогического коллектива Белорусского института правоведения - грамотные и опытные преподаватели, среди которых подавляющее большинство составляют кандидаты и доктора наук. Для повышения качества учебного процесса к преподаванию в институте привлекаются ведущие специалисты учебных заведений ближнего и дальнего зарубежья (Российская Федерация, Германия, Великобритания и т.д.).

В институте успешно функционирует система дистанционного образования, оборудованы современные компьютерные классы и лаборатории, как в головном институте, так и в филиалах. Студенты института имеют постоянный доступ в Интернет по выделенной линии.

Большое внимание руководством института уделяется строительству. Большинство учебных корпусов БИП - современные здания. Корпуса БИП, недавно построенные в Могилеве и Барановичах, стали архитектурными достопримечательностями этих белорусских городов [10].

 

2.1.2. Минский институт  управления

 

Институт был основан в 1991 году. За эти и последующие годы в институте были созданы все условия для подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики, права, психологии, иностранных языков и информационных технологий.

Наличие материальной базы, учебно-методического и информационного обеспечения, квалифицированного профессорско-преподавательского состава позволяет сегодня вести учебный процесс на качественно новом уровне с использованием современных достижений научно-технического прогресса и инновационных технологий обучения.

В ближайшей перспективе  намечено получение институтом университетского статуса, что позволит ему занять достойное место в системе национального образования. Это ставит перед вузом определенные задачи по совершенствованию учебного процесса и его взаимосвязи с научно-исследовательской деятельностью. Расширяется участие преподавателей и студентов в разработке научно-исследовательских тем для предприятий и организаций, проводится их технико-экономическое обоснование и сопровождение в процессе внедрения.

В институте регулярно  проводятся международные научно-практические конференции, в том числе и студенческие, с последующим изданием материалов. Вводятся новые специальности и специализации с учетом потребностей рынка труда Республики Беларусь. По мере их открытия разрабатываются новые учебные планы с учетом современных требований к специалистам с высшим образованием, по изучаемым дисциплинам издаются учебно-методические комплексы, включающие конспекты лекций, методические указания для студентов заочной формы обучения, сборники задач, лабораторные практикумы, тематики семинарских и практических занятий, указания по выполнению курсовых и дипломных работ и т.д. Уже сегодня широко используются современные прикладные программные продукты в процессе подготовки специалистов.

Независимо от избранной  специальности особое внимание уделяется получению знаний в области информационных технологий и иностранных языков. С этой целью институтские лаборатории оснащены современными персональными компьютерами последних моделей (более 180 единиц). В лабораториях института студенты имеют возможность работать в Интернете, смотреть передачи по спутниковому телевидению на иностранных языках, с помощью компьютера отрабатывать произношение, вести расчеты при выполнении курсовых и дипломных работ. Изучение иностранных языков ведется в специально оборудованных лингафонных кабинетах с аудио-видео и компьютерной техникой и спутниковым телевидением.

Наличие в институте  собственной издательско-полиграфической  базы позволяет в кратчайшие сроки  издавать учебную, методическую, справочную и другую литературу, которая в немалой степени влияет на весь учебный процесс.

В центре внимания руководства  института постоянно находятся  проблемы системной организации  и управления учебно-воспитательным процессом, оптимизации учебных  планов и программ применительно  к специальностям и специализациям, создания качественных модульных курсов, разработки форм, способов и критериев контроля качества знаний студентов, подготовки преподавательских кадров. С целью широкого внедрения инновационных технологий обучения в учебный процесс институт ведёт разработку Интегрированной информационной системы управления вузом, внедряет современные технологии тестирования, обеспечения студентов методическими материалами на электронных носителях, дистанционного обеспечения студентов методическими материалами и др.

Информация о работе Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции