Анализ расчетов организации с покупателями и поставщиками в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является, системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов осуществления анализа расчетных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, методологии и методик анализа расчетных операций организаций промышленности Республики Беларусь и на основе этого разработка предложений по их развитию и совершенствованию в условиях рыночной экономики на примере ОАО «Гомельский мясокомбинат».

Содержание

Введение
1. Виды и экономическая сущность безналичных расчетов: состояние и перспективы развития
2. Задачи и источники информационного обеспечения анализа расчетов с покупателями и поставщиками
3. Краткая экономическая характеристика организации ОАО «Гомельский мясокомбинат»
4. Анализ структуры и динамики расчетов субъекта хозяйствования с покупателями и поставщиками
5. Анализ эффективности средств в расчетах с покупателями и поставщиками
6. Анализ влияния состояния средств в расчетах на показатели ликвидности организации.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ расчетов организации с покупателями.doc

— 709.00 Кб (Скачать файл)

(источник: собственная разработка на основании проведенного исследования)

Выбор субъектами хозяйствования формы расчетных отношений является определяющим фактором для предупреждения и устранения проблемы неплатежей. Законодательством Республики Беларусь, предусмотрен широкий ряд способов и условий осуществления расчетных отношений. Организация должна выбрать наиболее оптимальную форму осуществления расчетов, учитывающую интересы обеих сторон сделки, так как каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки как для покупателя, так и для поставщика (Приложение А). Здесь большое значение принимает такое понятия как риск контрагента при осуществлении расчетных операций (рис. 1.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из основных задач совершенствования расчетов в организациях является нахождение оптимальных форм расчетов. Эта задача решается с использованием экономико-математических методов. В частности, Медведев А.В. [12, с.98] решение задачи нахождения оптимальных форм расчетов представил методом линейной оптимизации. Известно, что любая организация расчетных отношений связана с определенными издержками. В свою очередь издержки связаны с показателями эффективности использования оборотных средств. Следовательно, для выбора оптимальных форм расчетов нужно рассматривать длительность документооборота для каждой применяемой формы. Алгоритм такого расчета представлен в приложении Б. Таким образом, используя метод линейной оптимизации можно выбрать наиболее эффективную форму расчетов, тем самым свести до минимума уровень издержек на их проведение, ускорить расчеты. То есть эффективность каждой конкретной формы будет тем выше, чем больше время отвлечения средств в расчеты приближается к времени движения товаров в отношениях между субъектами хозяйствования.

2. Задачи и источники информационного обеспечения анализа расчетов с покупателями и поставщиками

В рыночных условиях хозяйствования каждая организация выступает как отдельный субъект экономических отношений. Взаимоотношения субъектов хозяйствования строятся на основании договорных отношений, имеющих юридическую силу по выполнению обязательств обоих сторон. Рациональная организация и контроль за выполнением обязательств строятся и напрямую зависят от достоверного и своевременного информационного обеспечения управления как внутри хозяйства, так и внешних пользователей, заинтересованных в результатах деятельности организации.

В этой связи анализ расчетных отношений может решить следующие задачи:

      Оценить динамику и структуру расчетов с покупателями и заказчиками, определить проблемы и перспективы их развития;

      Провести комплексный и системный анализ эффективности средств в расчетах с покупателями и заказчиками;

      Выявить факторы, влияющие на величину средств в расчетах с покупателями и поставщиками и на основании этого, разработать рекомендации по совершенствованию организации расчетов с ними;

      Определить влияние состояния средств в расчетах на ликвидность организации

Основными источниками информационного обеспечения анализа расчетов с покупателями и поставщиками являются:

1.      Бухгалтерская отчетность;

2.      Статистическая отчетность.

Суммы дебиторской и кредиторской задолженности находят отражение:

       в бухгалтерском балансе формы №1 (Приложения В, Г):

          в разделе II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса показаны суммы дебиторской задолженности, а по строке 251 отражается сумма задолженности покупателей и заказчиков;

          суммы кредиторской задолженности отражены в пятом разделе бухгалтерского баланса «Расчеты», по строке 731 отражается сумма задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

       в приложении к бухгалтерскому балансу формы №5 (Приложения Д, Е):

          суммы дебиторской и кредиторской задолженности показаны во втором разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» в разрезе долгосрочной и краткосрочной задолженности. Отдельными строками выделяются просроченная дебиторская и просроченная кредиторская задолженности;

       в государственной статистической отчетности формы №6-ф «Отчет о задолженности» (Приложения Л, М)

          в первом разделе «Состояние расчетов» показываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности с детализацией на просроченную всего и просроченную свыше 3-х месяцев;

          во втором разделе «Состояние расчетов внутри республики и с другими государствами» отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности перед резидентами разных стран;

          в третьем разделе «Кредиторская задолженность за топливно-энергетические ресурсы» находит отражение состояние расчетов за топливно-энергетические ресурсы организации перед резидентами нашей страны и зарубежья.

Необходимо отметить возможности существенных различий в сумме показателя расчетов с покупателями и заказчиками. Это объясняется тем фактом, что задолженность покупателей и заказчиков в балансе по строке 251 приводится как сальдо по счетам учетов расчетов с покупателями и заказчиками, однако во внимание не берутся отгруженные товары, выполненные работы или уже оказанные услуги, хотя фактически после отгрузки товаров право собственности на данные активы переходит покупателю, что предполагает образования кредиторской задолженности у покупателя за данные активы, а у поставщика образование дебиторской задолженности. В приложении к бухгалтерскому балансу формы №5 расчеты с покупателями и заказчиками по строке 110 отражаются с учетом уже отгруженной продукции, причем в отпускных ценах на нее но за минусом просроченной задолженности, которая отражена отдельной строкой (строка 140), в то время как в балансе товары отгруженные по строке 240 учтены в фактической оценке. В статистической отчетности формы №6-ф задолженность покупателей за товары, работы, услуги по строке 102 показана также с учетом уже отгруженной продукции в отпускных ценах, но с наличием в ее составе просроченной суммы задолженности. Если в организации в качестве метода признания выручки выделяют метод признания выручки по оплате товаров, работ, услуг, однотипные данные приведенные в вышеперечисленных регистрах могут существенно разниться.

3. Краткая экономическая характеристика организации ОАО «Гомельский мясокомбинат»

Открытое акционерное общество «Гомельский мясокомбинат» создано решением Гомельского облисполкома от 30.11.1994г. №408 путем преобразования государственной организации «Гомельский мясокомбинат» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Местонахождение организации: 246021 г.Гомель, ул.Ильича, 2 факс/тел. 3-26-49.

Согласно Уставу ОАО «Гомельского мясокомбината», целью деятельности общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли. Перечень видов деятельности общества довольно широкий. Однако основными видами деятельности являются: производство мяса, мясных изделий, хлебобулочных изделий, деревянных строительных конструкций и деталей, производство различных строительных материалов, оптовая и розничная торговля сельскохозяйственными продуктами, продовольственными и некоторыми видами промышленных товаров, выполнение строительных работ.

Уставный фонд общества определен в размере 37320000 (тридцать семь миллионов триста двадцать) тысяч рублей. Уставный фонд разделен на 373200 простых именных акций номинальной стоимостью сто рублей каждая. Акции выпускаются в форме записей на счетах. Управление в обществе осуществляет собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия.

В области подобную деятельность осуществляют еще две организации со схожими с ОАО «Гомельский мясокомбинат» объемами деятельности, это ОАО «Жлобинский мясокомбинат» и ОАО «Калинковичский мясокомбинат». Кроме того в районе действует большое количество отдельных цехов на базе прочих производственных объединений, осуществляющие производство и переработку мяса но не имеющих такой объем выпуска и реализации продукции как вышеприведенные субъекты хозяйствования.

Основные объемные и качественные показатели деятельности ОАО «Гомельского мясокомбината» за предшествующие два года приведены в таблицах 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5.

Таблица 3.1

Основные показатели деятельности ОАО «Гомельский мясокомбинат»

за 2003/2004 гг.

миллионов рублей

Показатели

За 2003 г.

За 2004 г.

Отклонение (+; –)

Темпы роста, %

1. Выпуск товарной продукции:

39 753,40

52 323,20

12 569,80

131,62

1.1.В действующих ценах

1.2. В сопоставимых ценах

57 386,10

62 518,60

5 132,50

108,94

2. Выручка-нетто от реализации продукции

42 994

56 932

13 938

132,42

2.1. В действующих ценах.

2.2. В сопоставимых ценах

42 994

49 766

6772

115,75

3. Себестоимость реализации продукции:

39 311

49 798

10 487

126,68

3.1. В сумме

3.2. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р.

0,91

0,87

-0,04

95,66

4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):

2 870

4 367

1 497

152,16

4.1. В сумме

4.2. В % к выручке от реализации (рентабельность продаж)

6,68

7,67

0,99

 

5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

-57

86

143

 

6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

62

-30

-92

 

7. Прибыль (убыток) за отчетный период

2 875

4 423

1 548

153,84

8. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

481

1 209

728

251,35

9. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

2 394

3 214

820

134,25

10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

13 227,50

16 714,50

3 487

126,36

11. Фондоотдача (стр. 1.1 : стр. 10), р.

3,01

3,13

0,12

103,99

12. Среднесписочная численность работников, чел.

1 295

1 309

14

101,08

13. Производительность труда

(стр. 1.2 : стр. 12)

44,31

47,76

3,45

107,79

 

Анализируя данные таблицы 3.1, можно проследить высокие темпы роста выпуска продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом, увеличение выпуска продукции в сопоставимых ценах составило около 8,94%то время как выручка в сопоставимых ценах росла еще большими темпами. Прирост выручки в 2004г по сравнению с 2003 годом составил 15,75%. Такая динамика показателей может свидетельствовать об увеличении спроса на продукцию, либо о возросшем спросе на выпускаемую организацией продукции, что позволило производителю продавать продукцию по более высокой цене. В 2004 году наблюдается снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции на 0,04 рубля, что наряду со значительным ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 26,36% при незначительном темпе роста инфляции в 2004 году (14,4%), что исключает инфляцию как основной фактор значительного увеличения стоимости основных производственных фондов, а также наряду с ростом производительности труда на 7,79% и ростом показателя фондоотдачи на 3,99 рубля свидетельствует о осуществлении вложений в основные средства, приведшие к значительному росту производительности труда, сокращению затрат на производство единицы продукции и росту выпуска продукции. Все вышеперечисленные факторы положительно повлияли на величину прибыли от реализации продукции, которая в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 52,16% при росте показателя рентабельности продаж на 0,99%. Отрицательную динамику имеет только показатель прибыли от внереализационной деятельности, которая снизилась на 92 миллиона рублей, что отрицательно отразилось на совокупной сумме прибыли отчетного периода. В целом прибыль за отчетный период выросла на 53,84%, что привело к росту налогов и сборов производимых из прибыли на 151,35% и росте нераспределенной прибыли в 2004 году на 34,25% по сравнению с 2003 годом.

В таблице 3.2 приведены расчеты основных показателей ликвидности. Показатель абсолютной ликвидности вырос в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 0,04 единицы и составил на 1 января 2005 года 0,1 единицы, что положительно характеризует его динамику, так как это свидетельствует об увеличении доли краткосрочных обязательств обеспеченных наиболее ликвидными средствами организации. Коэффициент промежуточной ликвидности также характеризуется положительной динамикой, этот показатель вырос на 0,05 единицы, что свидетельствует об увеличении доли краткосрочных обязательств обеспеченных ликвидными средствами организации. Рост коэффициента текущей ликвидности составил 0,15 единицы, что свидетельствует об увеличении доли краткосрочных обязательств обеспеченных активами организации, его значение на 1 января 2005 составил 1,12 единицы, что значительно ниже нормативного значения данного показателя. Значительным ростом характеризуются коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности денежными средствами на 0,98 единиц и коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности финансовыми активами на 1,57 единицы, отражающую рост обеспеченности просроченных обязательств ликвидными активами организации, что стало возможным благодаря снижению суммы просроченной кредиторской задолженности в 2004 году по сравнению с 2003 годом и ростом остатков денежных средств и финансовых вложений организации.

Таблица 3.2

Информация о ликвидности организации

ОАО «Гомельский мясокомбинат» за 2003/2004 гг.

миллионов рублей

Показатели

На 1.01.2003 г.

На 1.01.2004 г.

Темп роста (%), или отклонение (+;-)

1. Оборотные активы, в том числе:

5 833

7 216

123,71

1.1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

335

627

187,16

1.2. Краткосрочная дебиторская задолженность

519

617

118,88

2. Краткосрочные обязательства, в том числе:

5 995

6 427

107,21

2.1. Просроченная кредиторская задолженность

505

382

75,64

3. Собственный оборотный капитал

-162

789

951

4. Показатели ликвидности:

0,06

0,10

0,04

4.1.Коэффициент абсолютной ликвидности (1.1. : 2)

4.2. Коэффициент промежуточной ликвидности

((1.1. + 1.2.) : 2)

0,14

0,19

0,05

4.3. Коэффициент текущей ликвидности

0,97

1,12

0,15

- фактически (1 : 2)

- норматив

1,70

 

4.4. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

-0,03

0,11

0,14

- фактически (3 : 1)

- норматив

0,30

 

4.5. Коэффициент соотношения собственного оборотного капитала и краткосрочных обязательств

(3 : 2)

-0,03

0,12

0,15

4.6. Коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности денежными средствами (1.1. : 2.1.)

0,66

1,64

0,98

4.7 Коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности финансовыми активами

((1.1. + 1.2.) : 2.1.)

1,69

3,26

1,57

Информация о работе Анализ расчетов организации с покупателями и поставщиками в современных условиях хозяйствования