Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....



6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

41

Выводы………………………………………………………….
50

Список использованных источников……………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Дополнительное образование является важной сферой жизнетворчества школьника, значительно расширяющей его возможности путем обеспечения большей свободы выбора таким образом, чтобы каждый мог определить индивидуальную образовательную траекторию своего развития, реализовать собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать свои потенциальные качества.

Оно призвано обеспечивать не только персональную творческую деятельность обучающегося, но и социально-профессиональное самоопределение, реализацию жизненных планов ребенка. При этом нельзя отождествлять дополнительное образование просто как подготовку ребенка к будущей профессии и «подготовку к жизни», так как оно представляет собой процесс непрерывного становления личности ребенка в плане творчества и индивидуального самосовершенствования.

Дополнительное образование в настоящее время стало неотъемлемой частью общей системы естественнонаучного образования, его структура накопила опыт в методах и формах организации работы с учащимися по биологии. 

Проведение большинства учебно-исследовательских работ по биологии являются длительными во времени. Именно поэтому организацию биологических исследований целесообразно осуществлять в рамках дополнительного образования.

Известны различные активные формы организации учебно-исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования, которые особенно эффективны для осуществления работы эколого-биологической направленности:

-предметные кружки, в  которых предпочтение отдается  поисковым и дискуссионным формам  работы, а цели преимущественно  носят исследовательский характер;

-научное общество учащихся [4];

-исследовательские группы;

-специальные дискуссионные  клубы, в которых для каждого  занятия предлагается отдельная  проблема для обсуждения;

-деловые игры с элементами  проектной и исследовательской  деятельности;

-конкурсы исследовательских  работ, где задаются и особо  поощряются приоритетные направления  и актуальные проблемы;

-конкурсы исследовательских  идей (проблем), предполагающие отбор  победителей по практическому  и даже научному критериям;

-разнообразные формы представления полученных в ходе исследования результатов.

Подобные формы организации учебного исследования обеспечивают активизацию самостоятельной деятельности школьников в области изучения и оценки состояния как окружающей среды в целом, так и отдельных ее областей.

Кроме того, перечисленные формы организации работы с учащимися предполагают следующие направления осуществления учебно-исследовательской деятельности:

-активизация самостоятельной  поисковой деятельности школьников  по изучению, оценке состояния растительного и животного мира своей местности;

-ориентация учащихся  на понимание целей, характера, результатов  и последствий взаимоотношений  общества с природой и собственного  взаимодействия с ней.

Анализ практики проведения школьных исследований показывает, что реальные учебно-исследовательские работы осуществляются через организацию систематических биологических наблюдений и опытов. Большое разнообразие биологических объектов и явлений дает учащимся простор для организации учебного исследования, что обеспечивает развитие исследовательских умений школьников.

Для развития исследовательских умений по биологии важно вовлекать учащихся в учебно-исследовательскую деятельность разной степени сложности, переходя от учебных заданий исследовательского характера под руководством педагога к сложным исследовательским работам, осуществляемым самостоятельно в рамках  дополнительного биологического образования.

Основой деятельности сферы дополнительного образования является свобода мысли и действия, творчество, сотрудничество, уважение достоинств личности каждого ребенка. Это становится возможным благодаря наличию у дополнительного образования ряда особенностей, раскрытых в Концепции дополнительного образования в Российской Федерации: участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей; возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий; широкий набор видов деятельности (форм активности), выбор которых зависит от склонностей обучающихся; большие возможности для самостоятельной организации деятельности, как в группах, так и индивидуально; перспективы приобретения практического опыта; возможности взаимодействия детей разных возрастов и т.д.

Данные особенности организации деятельности в сфере дополнительного образования школьников можно считать условиями, обеспечивающими высокую результативность работы последних.

Таким образом, дополнительное образование является той сферой, которая, обладая самоценностью, прежде всего, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на создание условий для развития интересов и потребностей личности школьника. Дополнительное образование детей способствует личностному, социальному, культурному и профессиональному самоопределению детей, активному включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к образовательным и культурным ценностям, развитию нравственности и эмоциональной сферы школьников посредством включения их в учебно-исследовательскую работу.

 

1.3 Деятельностный  подход в организации исследовательской  деятельности школьников

 

Проблема о качестве в системе образования

всегда была очень актуальной. На современном этапе оно понимается как уровень надпредметных умений, связанных с самосовершенствованием личности школьника.  Знания приобретаются с целью моделирования будущей деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования обеспечивает фиксацию не только новых образовательных результатов, но и предъявляет определенные требования к этим результатам. В отличие от ЗУНовского подхода, они имеют более широкие границы и включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Вследствие перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем становятся новые задачи – формирование универсальных учебных действий для каждой из учебных дисциплин, формирование компетенций, необходимых ученикам для деятельности в новой обстановке и на качественно новом уровне. Реализации данных задач в полном объеме способствует деятельностный подход в обучении, основывающийся на положениях концепции П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающий структуру образовательной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности детей.

В условиях сформированности у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий деятельностный подход способствует реализации идеи непрерывного образования на уровне школы. Успешное решение данной задачи зависит от профессионализма учителя в области реализации педагогического проектирования, а также от используемых технологий обучения. Развитие личности ребенка на основе формирования универсальных учебных действий является главным результатом по изучению учебных предметов  в рамках ФГОС.

Однако системообразующей основой для развития личности школьника в рамках деятельностного подхода  к реализации ФГОС является деятельность. Данное условие кардинально меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Теперь учитель не обеспечивает ребенка готовыми знаниями. Он только организует исследовательскую деятельность детей в направлении самостоятельного поиска решения проблемы с последующим объяснением дальнейших действий в новых условиях. Учебным материал при этом выполняет принципиально новую роль – роль образовательной среды, целью которой является создание условий для получения детьми собственного образовательного результата. В то время, как ранее он служил конечным результатом, который должен быть получен обучающимися.

В рамках деятельностного подхода знания, умения и навыки стали рассматриваться в качестве производных универсальных учебных действий, так как сохраняют свои функции в процессе целенаправленной деятельности.

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что является его преимуществом. Для успешного использования данного подхода на практике учителю необходимо владеть рядом педагогических технологий проблемного, проектного обучения, технологией, основывающейся на «учебных ситуациях», игровыми технологиями, технологией исследовательской и проектной деятельности и др.

Реализация учебного исследования школьников в системе дополнительного образования представляется возможной с позиции деятельностного подхода, являющегося методологическим основанием Федерального государственного образовательного стандарта [24]. Школьники работают с различными источниками информации, критически осмысляют ее, отбирают, перерабатывают, формулируют на этой основе определенные заключения. В конечном итоге организация учебного исследования в рамках деятельностного подхода приводит к созданию детьми собственного образовательного продукта: выполнению творческой работы, созданию исследовательского проекта.

Деятельностный подход рассматривает не только деятельность школьника, но и деятельность педагога, направленную на организацию учебно-исследовательской деятельности. При этом средством педагогической деятельности по организации исследования является взаимодействие учителя и учащегося, а также специфические формы образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Взаимодействие педагога и учащихся обусловлено потребностью обучения школьников основным операциям и приемам в области исследования, которые они усваивают в процессе совместной работы.

Для учителя результат применения деятельностного подхода к освоению учебно-исследовательской деятельности учащимися заключается  в возможности рассмотреть основные компоненты учебно-исследовательской деятельности и выявить наиболее характерные пути ее реализации, а также способствует разработке собственной технологии формирования исследовательских умений школьников в дополнительном образовании в соответствии с компонентами деятельности.

Деятельностный подход, применимый к организации учебного исследования по биологии, обуславливает развитие таких качеств личности   школьников, как активность, самостоятельность, самоорганизация. Активность и самостоятельность школьников в учебно-исследовательской деятельности возможна только при установлении субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися, непосредственно между учащимися. В процессе организации биологических исследований такой механизм может быть реализован благодаря многочисленным формам организации деятельности учащихся в дополнительном биологическом образовании: научные общества учащихся, исследовательские группы, малые академии наук, дискуссионные клубы и т. д. [6].

Таким образом, деятельностный подход дает учителю теоретико-методологическое основание для построения системы учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном биологическом образовании. Грамотное сочетание данного подхода с инновационными педагогическими технологиями, организация деятельности в контексте тесного сотрудничества между учителем и учащимися в процессе поисковой работы – все это способствует формированию навыков исследовательской работы.

Выводы

Анализ литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности в дополнительном биологическом образовании показал, что данная проблема довольно актуальна и широко освещена в научной и методической литературе. Особо важно для нашего исследования, что все авторы приходят к выводу о необходимости применения деятельностного подхода в сфере дополнительного образования учащихся именно через учебно-исследовательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В МБОУ Лицей №1

2.1 Технология  организации учебно-исследовательской  деятельности учащихся

 

Исследовательская работа в школе сейчас особенно актуальна, поскольку,  начиная с начальной школы, учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности [12].

Очень важно сформировать не только универсальные учебные действия, но и развить мыслительную деятельность, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного поиска необходимых знаний.

Для обучения школьников исследованию очень важно придерживаться определенной последовательности действий или технологии. Это позволит получить определенный результат, верность которого будет тем выше, чем точнее соблюдаются инструкции.

Технология организации и проведения учебного исследования заключается в освоении учащимися логики научного исследования, в процессе которого добываются новые знания. Овладение методикой познания, в основе которой лежат методы научного исследования, решает задачу самообразования индивидуума на протяжении всей его жизни.

Наша экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Лицея №1 в рамках деятельности Малой Академии Наук. Технология, организуемой в данном образовательном учреждении учебно-исследовательской деятельности, основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов самосовершенствования личности, и включает следующие этапы: планирование исследования; постановку задачи исследования; выдвижение, подтверждение и опровержение гипотезы; определение методов исследования; работа с литературными источниками; оформление результатов исследования; подготовка доклада, выступления на конференции [20].

Информация о работе Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай