Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....



6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

41

Выводы………………………………………………………….
50

Список использованных источников……………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

На начальном этапе организации ученического исследования у педагога возникает ряд вопросов. Первый и очень важный вопрос: «С чего начать учебное исследование?»

Прежде всего, необходимо определить круг интересов учащихся. С этой целью учащимся было предложено заполнить анкету. Школьникам была предложена анкета, четыре вопроса которой с выбором ответа и один, требующий развернутого ответа.

Анкета позволили определить отношение учащихся к исследовательской деятельности; выявить область знаний, к которой учащиеся проявляют наибольший познавательный интерес; раскрыть круг исследовательских проблем, решением которых хотели бы заняться школьники.

Анкетирование было проведено среди учащихся 9-11 классов. Во всех вопросах анкеты нужно было выбрать один или несколько вариантов ответа.

Вопрос I. Выберите утверждение (или несколько), которое (-ые) наиболее точно описывают Ваше отношение к исследовательской деятельности в школе (по различным  предметам): 1) мне очень хочется заниматься исследовательской деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами; 2) я бы хотел заниматься исследовательской деятельностью, но я не успеваю осваивать основную школьную программу; 3) я бы стал заниматься исследовательской деятельностью, только если за это по предмету поставят высокую отметку; 4) я бы не хотел заниматься исследовательской деятельностью; 5) свой вариант.

Анализ рисунка 1 говорит о том, что больше половины опрошенных старшеклассников имеют желание заниматься учебно-исследовательской деятельностью в лицее, но некоторые не могут этого делать, так как не успевают осваивать основную образовательную программу лицея (13,3 %). Количество учащихся, которых на реализацию учебных исследований мотивирует только хорошая отметка по предмету(23,35 %) и которые не хотят заниматься исследовательской деятельностью (23,35 %), представлено в равных соотношениях, что говорит об отсутствии познавательной активности со стороны детей.

Рис. 1 – Процентное соотношение ответов учащихся 9-11 классов на вопрос I анкеты

Вопрос II. Что Вас привлекает в исследовательской работе? Выберите варианты ответов, отражающие Ваше мнение: 1) изучение нового, ранее неизвестного; 2) работа с источниками информации; 3) экспериментальная работа; 4) творческая деятельность; 5) желание поделиться результатами работы со сверстниками.

Рисунок 2 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос II анкеты

Анализируя результаты вопроса II анкеты, представленные на рисунке 2, следует отметить, что треть учащихся в учебно-исследовательской деятельности привлекает процесс познания новых фактов, изучение явлений, процессов. Также из результатов диаграммы видно, что важное место в учебном исследовании школьников занимает деятельностный компонент, так как большой процент старшеклассников выделяет творчество и эксперимент в качестве одного из основополагающих мотивов своей деятельности.

Вопрос III. Закончите фразу: «Мне нравится заниматься исследовательской работой…»: 1) индивидуально; 2) в коллективе; 3) с настоящими специалистами в исследуемой области; 4) свой вариант.

Рисунок 3 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос III анкеты

Диаграмма, изображенная на рисунке 3, показывает, что для школьников первостепенное значение в процессе учебно-исследовательской деятельности имеет взаимодействие в коллективе (39,4 %). Однако индивидуальная работа над проблемой исследования также актуальна среди учащихся (30,3 %) и незначительно уступает групповой работе. Работа со специалистами в исследуемой области несколько уступает остальным видам деятельности (27,3 %), но также вызывает интерес у юных исследователей. Среди своих вариантов ответа учащиеся предложили индивидуальную работу, сопровождающуюся консультациями ученых.

Вопрос IV. Выберите  наиболее интересное для вас направление исследования из списка: 1) филологическое (русский и иностранный языки, литература); 2) социально-экономическое (история, обществознание, право, экономика, ИДК); 3) естественнонаучное (математика, информатика, химия, биология, физика, география).

 

Рисунок 4 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос IVанкеты

Как видно из диаграммы, половина учащихся отдают предпочтение естественнонаучному направлению (50 %), среди которых большой интерес для детей представляет биология. Значительно меньше приемников имеет социально-экономическая сфера деятельности (33,3 %) и филологическое направление (16,7 %). Полученные результаты еще раз подтверждают, что школьники высоко оценивают естественные науки и готовы осуществлять исследования в данном направлении (Рисунок 4).

Вопрос V предполагал развернутый ответ. Изучением каких проблем Вы бы хотели заниматься в выбранном направлении. Почему? Дайте развернутый ответ.

Наиболее актуальными ответами учащихся, выбравших в качестве направления своей деятельности естественнонаучную сферу, стали проблемы, связанные с экологией. Школьники отмечают, что в настоящее время остро стала проблема рационального природопользования и охраны окружающей среды, что и послужило основой для их выбора. Не менее значимыми являются для учащихся вопросы медицины. Изучение нарушения зрения, нервных процессов, а также проблемы хирургии особенно четко можно проследить среди ответов учащихся 10-11 классов, что непосредственно связано с предстоящим поступлением в ВУЗы, профессиональным самоопределением. Наконец, небольшая часть учащихся отдает предпочтение спорным вопросам биологии, а также биологическим проблемам, связанным с практической деятельностью.

Для работы с учащимися, выбравшими естественнонаучное направление, был разработан блок занятий «Юный исследователь», включающий 12 занятий. Спецкурс способствует последовательному включению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Целью разработанной серии занятий «Юный исследователь» является формирование гармоничного и всестороннего развития личности, способной к исследовательской деятельности, к пониманию проблем биологии и готовой взять на себя ответственность за их решение.

Основными задачами занятий в рамках объединения Малой Академии Наук являются:

    • повышение качества образования;
    • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • овладение методами самостоятельного обучения и приемами исследовательской работы;
    • подготовка учащихся по определенному профилю;
    • преемственность уровня школа – ВУЗ.

Для эффективной организации учебного исследования  учителю необходимо, в первую очередь, самому четко и ясно логически выстраивать структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся и в соответствии с имеющимися представлениями организовывать ее. Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:

  • Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения;
  • Выбор темы исследования;
  • Выбор цели исследования;
  • Определение задач по достижению цели;
  • Определение методов исследования;
  • Сбор собственного материала;
  • Анализ и обобщение собранного материала;
  • Собственные выводы.

В соответствии с вышеизложенными этапами ученического исследования, разработанную серию занятий «Юный исследователь», можно представить в виде плана, отраженного в таблице 1.

Таблица 1 – Тематическое планирование лекционно-практического курса «Юный исследователь»

п/п

Темы занятий

Количество часов

I.

Модуль «Подготовительный»

8

1.

Вводное занятие. Что такое исследовательская деятельность. Значение исследовательской деятельности для школьника

1

2.

Определение проблемы исследования и способы ее решения

1

3.

Тематика исследовательских работ. Как сформулировать тему исследования?

1

4.

Как правильно сформулировать цель исследования?

1

5.

Объект и предмет исследования. Что это такое?

1

6.

Выдвигаем гипотезу исследования

1

7.

Как сформулировать задачи исследования?

1

8.

«Инструменты» исследования. Как правильно выбрать методику исследования?

1

II.

Модуль «Практический»

2

9.

Литературный обзор. Правила работы с литературными источниками. Оформление списка литературы

1

10.

Анализ данных и интерпретация результатов исследования

1

III.

Модуль «Контрольно-оценочный»

2

11.

Структура исследовательской работы. Как оформить работу?

1

12.

Готовимся к научной конференции. Оформление доклада

1


На практике выполнение исследовательской работы учащихся осуществлялось поэтапно.

В первую очередь, за каждым учащимся был закреплен научный руководитель. В качестве научных руководителей по исследовательской работе школьников были выбраны студенты 4 курса Академии биологии и биотехнологии, проходившие практику на базе МБОУ Лицей №1.

В обязанности руководителей исследовательских работ входило: выбор темы учебно-исследовательской работы совместно с ее исполнителями; составление плана учебно-исследовательской работы; помощь в методической, организационной и технической областях исследования, систематическое консультирование учащихся и контроль выполнения ими учебного исследования; методическая помощь школьникам при их подготовке к участию в научно-практической конференции; контроль соблюдения учащимися техники безопасности при выполнении учебного исследования.

Учебно-исследовательская деятельность требует определенного уровня подготовки, как учащегося, так и педагога. В настоящем курсе занятий сделана попытка рассмотреть весь процесс организации учебно-исследовательской деятельности, начиная с определения проблемы исследования до его публичной защиты.

Излагаемый теоретический материал предполагает прослушивание 12 лекционных занятий, которые условно можно разделить на три модуля.

Первый модуль «Подготовительный» включает в себя определения ведущих понятий учебно-исследовательской деятельности, соотносимых с процессом последовательности ее проведения – выявление проблемы, формулировка темы, определение цели, объекта и предмета, выдвижение гипотезы, постановка задач, выбор методов исследования. Совместная работа с учащимися позволила нам охарактеризовать каждый из вышеперечисленных этапов учебного исследования; рассмотреть требования, предъявляемые к формулировке темы; разграничить такие понятия как объект и предмет исследования; описать теоретические и эмпирические методы исследования.

Занятия, проводимые в рамках данного модуля,  способствовали репродуктивному усвоению элементов научной методологии на начальных этапах формирования исследовательских навыков, что в дальнейшем делает возможным содержательное и самостоятельное научное исследование [21].

Второй модуль «Практический» охватывает круг вопросов, касающихся самостоятельного сбора и анализа информации в литературных источниках по конкретной научной проблематике; способов обработки первичного материала и его эффективного представления результатов. Данный модуль представлен двумя лекционными занятиями №9 и №10.

Здесь школьники узнали, что представляет собой литературный обзор, каким образом он осуществляется, а также получили информацию о правилах оформления списка использованных литературных и интернет-источников.

Сложным для восприятия учащимися оказалось занятие №10, посвященное анализу данных и интерпретации результатов исследования, так как школьникам еще достаточно сложно перевести первичные данные, полученные непосредственно в ходе исследования, в схемы, обобщенные таблицы, графическую форму демонстрации данных. Для облегчения понимания данного этапа исследовательской работы юным ученым был представлен конкретный материал, на примере которого и были осуществлены анализ и интерпретация исследовательского материала.

Проведенное занятие способствовало развитию умений учащихся обрабатывать собственные данные и представлять результаты исследования.

В  «Контрольно-оценочном» модуле были освещены:

-структура исследовательской  работы;

-основные правила ее  оформления;

-рекомендации по подготовке  к научно-практической конференции.

На занятии №11 нами были рассмотрены вопросы о наличии рекомендуемых разделов в исследовательской работе, особенности каждого из представленных разделов, а также оговорили правила оформления титульного листа.

Последнее занятие было полностью посвящено подготовке доклада для научно-практической конференции. Здесь учащиеся фиксировали рекомендации о построении выступления, подготовке презентации, и даже узнали о правилах этики, принятых в научном мире. Важное место в лекции занимает обсуждение критериев оценивания учебно-исследовательской работы.

Курс занятий построен по единому плану:

-вступление, где учитель подготавливает учащихся к восприятию нового материала и выявляет связь с темой предыдущего занятия;

-теоретический блок, включающий необходимый минимум теоретической информации по изучаемой теме;

-практический блок, обеспечивающий развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности по теме занятия;

-контрольный блок, охватывающий совокупность вопросов по теоретическому блоку информации.

Важно отметить, что параллельно прослушиванию лекций в рамках серии занятий «Юный исследователь» учащиеся осуществляли собственное исследование, которое контролировалось и корректировалось научными руководителями, прикрепленными к каждому школьнику.

В связи с этим были разработаны рекомендации для научных руководителей, сопровождавших учебно-исследовательскую работу старшеклассников.

Информация о работе Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай