Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....



6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

41

Выводы………………………………………………………….
50

Список использованных источников……………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)
  1. Прежде всего, исследовательская работа школьников должна иметь проблемный характер. Безусловно, исследовательская работа должна начинаться с постановки проблемы исследования. А правильное определение проблемы исследования учащимися во многом обусловлено действиями учителя. Это является очень важным педагогическим моментом, так как, не выявив сущность и глубину проблемы, учащийся не сможет активно включиться в процесс познания.
  2. Тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой. Здесь педагогу, как организатору исследовательской деятельности, важно помнить, что школьники в первую очередь могут проявить интерес к конкретному явлению или конкретному объекту. Абстрактные проблемы, основополагающие или специализированные вопросы науки далеко не каждому ученику могут быть понятными и посильными для изучения.
  3. Цель и задачи учебного исследования должны быть ориентированы непосредственно на решение поставленной проблемы и получение учащимися нового для них знания. Учащимся нужно твердо знать, что формулировка цели не должна содержать общих фраз, а задачи необходимо формулировать предельно четко, конкретно и ясно. Достижение цели исследования определяется решением каждой поставленной задачи.
  4. Исследовательская работа включает в себя литературный анализ согласно выбранной теме. Данный этап осуществления учебного исследования предполагает как изучение научных взглядов интересующей школьника проблемы, так и соотнесение точек зрения разных ученых, выявление сходства и различий в их научных позициях. Здесь роль ученика состоит не только в сборе научных фактов, но и в раскрытии его аналитических способностей. Обзор литературы помогает школьникам овладеть теоретическими методами исследования, познакомиться с научной терминологией, аргументировать свою позицию.
  5. В ходе исследования проводится эксперимент. Полученные результаты эмпирического исследования подлежат дальнейшей обработке, анализу и интерпретации. Очень важно научить детей не только точно фиксировать результаты наблюдений, но и производить анализ отдельных фактов или явлений, находить причинно-следственные связи. Грамотно проведенный анализ полученных результатов, их сопоставление с данными литературного обзора, обеспечивают не только решение проблемы исследования, но и сделать правильные выводы и обобщения.
  6. Выводы в научной работе – это краткие аргументированные ответы на задачи исследования. Сумма выводов и обобщений служит доказательством полноты достижения цели. Важно объяснить школьникам грань между задачами исследования и выводами, чтобы учащиеся не осуществляли их взаимную подмену [3].                                                                                             

Таким образом, технология организации исследовательской деятельности учащихся состоит из определенных элементов, представленных в таблице 2 [19].

Таблица 2 – Технология организации учебно-исследовательской деятельности

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Синтез

Обобщение, выводы

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Консультации

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Составление тезисов

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования




 

В рамках данного курса занятий учениками лицея были созданы исследовательские работы по темам: «Анализ характера питания современной семьи», посвященная выявлению особенностей питания современных семей с последующим анализом состояния здоровья членов семьи; «Глаза – зеркало внутреннего мира человека или как улучшить зрение», раскрывающая причины ухудшения зрения и соответствующие методы коррекции зрения; «Наглядная биология – пример применения инновационных технологий в образовательной среде», целью которой было исследование таких инновационных технологий, как интерактивный урок, виртуальный лабораторный практикум, виртуальный эксперимент и возможности их применения в образовательной среде и т. д. Результаты всех свои научно-исследовательских работ школьники представляют на ежегодной школьно-практической конференции «Мир и мы».

Научно-практическая конференция проходила на базе Лицея №1 города Аксая, в которой принимали участие школьники разных возрастных категорий, представляющие свои исследовательские работы.

Научно-практическая конференция является итогом учебной, практической, исследовательской деятельности школьников, которая связана с решением творческих, исследовательских задач.

Целью проведения научно-практической конференции  является развитие познавательного интереса учащихся, умений конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие исследовательского типа мышления.

Научно-практическая конференция «Мир и мы» проводилась в рамках недели науки 06.04.2015-10.04.2015. В ней участвовали все классы лицея, в том числе и юные исследователи начальной школы. Организация Недели науки осуществлялась преподавателями лицея, а также студентами четвертого курса Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского, проходившими практику на его базе.

Секцию биологии «Я и окружающий мир» представляли 12 школьников, выступивших с докладами о проделанной исследовательской работе (Приложение 1).

Первое место получили учащийся 11 класса Романченко Денис, 2-е места – учащиеся 10 класса Бондаренко Ирина и Кулага Софья.

Работа Романченко Дениса о наглядной биологии как примере применения инновационных технологий в образовании вызвала огромный интерес у педагогов, за что ее автору было присуждено первое место (Рисунок 5).

                 

Рисунок 5 – Организация работы в виртуальном лабораторном практикуме по биологии. Фото Романченко Дениса

Кулага Софья исследовала причины ухудшения зрения, их связь с техническим прогрессом, а также некоторые способы улучшения зрения, один из которых в свое время испытала на себе, чем вызвала неподдельный интерес жюри к своему исследованию (Приложение 2).

Рисунок 6 – Исследование причин ухудшения зрения и методик его коррекции. Фото Кулаги Софьи

Не менее интересной была работа Бондаренко Ирины, которая изучала синдром беспокойных ног у школьников, организовав исследование по данной проблеме  с учащимися среднего и старшего школьного возраста лицея. Знание основ учебно-исследовательской деятельности позволило школьникам достойно отвечать на вопросы членов жюри и участников конференции, что говорит об эффективности курса «Юный исследователь».

Таким образом, разработанный курс занятий «Юный исследователь» апробированный на базе Малой Академии Наук общеобразовательного учреждения, способствует формированию исследовательских умений и навыков у школьников, а также обеспечивает поэтапное включение детей в учебное исследование.

 

2.2. «Малая Академия  Наук», как средство реализации  учебно-исследовательской деятельности  учащихся

Малая Академия Наук организована на базе Лицея №1 в города Аксая представляющее собой добровольное объединение учащихся, призванное активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц (Приложение 3).

Малая Академия Наук – это союз лицеистов, стремящихся развивать свои интеллект и совершенствовать знания в различных областях науки.

  В рамках деятельности  Малой Академии Наук проходят  научно-практические конференции, турниры, конкурсы проектных и исследовательских  работ учащихся, фестивали, семинары, выставки, форумы и пр.

 Деятельность  МАН осуществляется под руководством  учителей, преподавателей ПИ ЮФУ и других специалистов научных и общественных учреждений.

Цель деятельности Малой Академии Наук «Юные исследователи»:

  • Поддержка исследовательской, поисковой работы и проектной

деятельности учащихся.

  • Формирование детских творческих научных коллективов.
  • Организация эффективного сотрудничества представителей науки и средней школы в целях развития личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
  • Создание единого информационно-образовательного пространства учреждения, направленного на развитие,  выявление и поддержку одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных творческих способностей.

Задачи, решаемые Малой Академией Наук «Юные исследователи»:

  • Создание условий для исследовательской, поисковой и проектной работы школьников, овладения формами и методами научного познания и социального действия.
  • Привлечение высококвалифицированных научных кадров для работы с учащимися.
  • Обучение использованию новых информационных технологий и средств коммуникации.
  • Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.
  • Знакомство с актуальными проблемами науки, достижениями отечественных и зарубежных ученых.
  • Подготовка исследовательских и проектных работ школьников к участию в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

Высшим органом Академии является ежегодная конференция.

Работа МАН осуществляется в следующих направлениях:

- индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка докладов, сообщений, компьютерное оформление докладов, рефератов и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, разработка тем научных исследований, консультации);

- групповая форма  работы: работа над исследовательскими  проектами;

- массовые формы: лекции преподавателей вузов  для педагогов и учащихся, подготовка к предметным неделям, школьные олимпиады, школьная научно-практическая конференция.

Режимы работы Малая Академии Наук включают в себя:

-проведение конкурса  проектных и исследовательских  работ «Мир и Мы»;

-проведение ежегодных  научно-практических конференций  по отделениям Академии;

-встречи с  учеными;

-консультационный  режим с использованием банка данных ученых-специалистов;

-проведения «Недели  науки» в образовательном учреждении.

Работы исследователей Малой Академии Наук, представленные на научно-практической конференции «Мир и Мы», способствуют оценке уровня сформированности исследовательских умений у учащихся. 

2.3 Проверка эффективности  учебно-исследовательской деятельности  учащихся по биологии

 

По окончании реализации серии занятий «Юный исследователь» и работы МАН учитель должен оценить степень сформированности учебно-исследовательских умений учащихся.

В изучении курса принимали участие  учащиеся предпрофильных и профильных классов (9-11 классы) Лицея №1 города Аксая. 

Для определения уровня сформированности исследовательских умений учащихся была использована анкета, в которой школьникам предлагалось ответить на вопросы, выявляющие степень сформированности исследовательских умений последних (Приложение 4).

По результатам анкетирования было выявлено, что учащиеся, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью длительное время и прослушавшие курс занятий «Юный исследователь», без особых затруднений формулировали цели, задачи; определяли объект и предмет исследования; осуществляли постановку эксперимента, обработку и интерпретацию данных.

На вопрос анкеты «Как долго Вы занимаетесь учебно-исследовательской работой?» большинство учащихся ответили, что занимаются исследованиям 2-3 года, что, безусловно, повлияло на развитие исследовательских умений школьников. Наименьшим сроком работы в сфере школьных исследований является 2-6 месяцев.

Информация о работе Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай