Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов Российской  Федерации и собственность муниципальных  образований, согласно которому  правовые основы и порядок  такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к  установлению правового режима  земель, в соответствии с которым  при определении их правового  режима должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Данные  принципы отражают обусловленный спецификой предмета и целями регулирования  комплексный характер земельного законодательства, в систему которого интегрированы  нормы разной отраслевой принадлежности, устанавливающие или охраняющие те или иные права, связанные с землей. Наряду с соответствующими положениями Конституции, а также Гражданского кодекса земельное законодательство включает в себя значительное число специальных норм, доминирующих в системе земельно-правовой регуляции, представленных прежде всего Земельным кодексом, рядом других федеральных законов и законодательными актами субъектов РФ, принятых ими в пределах своей компетенции. Кроме того, некоторые, связанные с землей, отношения регулируются нормами административного, налогового, уголовного права в части установления полномочий государственных и муниципальных органов в соответствующей сфере, а также ответственности за нарушение земельных прав.

 

Глава 2. СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Субъектный  состав земельных правоотношений определен  статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические  лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой  статус граждан как субъектов  земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством. Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность  признается в равной мере за всеми  гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание  правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве  собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской  и любой иной не запрещенной законом  деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается  вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего  возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская  Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений  наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу  применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако  статус государственных и муниципальных  образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации  в области земельных отношений  статья 9 ЗК РФ относит:

- установление основ федеральной  политики в области регулирования земельных отношений;

- установление ограничений прав  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности  земельных участков;

- государственное управление в  области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

- установление порядка резервирования  земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных нужд;

- резервирование земель, изъятие  земельных участков, в том числе  путем выкупа, для федеральных  нужд;

- разработка и реализация федеральных  программ использования и охраны  земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся  резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений  относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская  Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации  и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если  иное не установлено федеральными законами или международным договором  России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством  установлены ограничения прав иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

- иметь в собственности земельные  участки в приграничных территориях,  перечень которых устанавливается  Президентом РФ в соответствии  с федеральным законодательством  о Государственной границе, и  на иных установленных особо  территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

- иметь в собственности земельные  участки из земель сельскохозяйственного  назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения  этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

 

Глава 3. ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ.

КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ

 

В соответствии со статьей 6 ЗК РФ объектами  земельных отношений являются:

- земля как природный объект  и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных  отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Более детальное определение давалось в Федеральном законе от 2 января 2000 года "О государственном земельном кадастре": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено Федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Делимым является земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В качестве неделимого земельного участка следует признавать земельный участок, полученный путем раздела, который далее не может быть разделен на части без изменения его целевого назначения. Как правило, неделимым земельным участком является земельный участок, на котором расположено здание, строение или сооружение. Земельные участки, площадь которых меньше минимальных размеров, установленных законодательством, также признаются неделимыми.

Исходя  из целевого назначения, земли в  соответствии со статьей 7 ЗК РФ подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий  и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Целевое назначение определяет правовой режим  земель и порядок их использования.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования