Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Местоположение  границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными  лицами в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование  местоположения границ проводится с  лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

- собственности (за исключением  случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

- пожизненного наследуемого владения;

- постоянного (бессрочного) пользования  (за исключением случаев, если  такие смежные земельные участки  предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

- аренды (если такие смежные земельные  участки находятся в государственной  или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

От  имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать  их представители, действующие в  силу полномочий, основанных на нотариально  удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

Согласование  местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ  с установлением границ земельных  участков на местности или без  установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное  лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

Согласование  местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

- земельные участки, местоположение  границ которых согласовывается,  являются лесными участками, земельными  участками в составе земель  особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

- подлежащее согласованию местоположение  границ земельных участков определено  местоположением на одном из  таких земельных участков линейного  объекта и нормами отвода земель  для его размещения.

Согласование  местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или  согласования в индивидуальном порядке  с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством  проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями либо опубликовывается в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

- в государственном кадастре недвижимости  отсутствуют сведения о почтовом  адресе любого из заинтересованных  лиц или получено извещение  о проведении собрания о согласовании  местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

- смежный земельный участок расположен  в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного  некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

- проверить полномочия заинтересованных  лиц или их представителей;

- обеспечить возможность ознакомления  заинтересованных лиц или их  представителей с соответствующим  проектом межевого плана и  дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

- указать заинтересованным лицам  или их представителям подлежащее  согласованию местоположение границ  земельных участков на местности  (в случае согласования местоположения  границ с их установлением  на местности).

Результат согласования местоположения границ оформляется  кадастровым инженером в форме  акта согласования местоположения границ на обороте листа графической  части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается  согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если  местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано  заинтересованным лицом или его  представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном  Земельным кодексом Российской Федерации  порядке.

 

Глава 6. СОБСТВЕННОСТЬ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

 

6.1. Вещные права

 

6.1.1. Содержание и формы земельной  собственности

 

Формы собственности на землю определяются главой III ЗК РФ, при этом в качестве формообразующего основания выступает  субъект права собственности. В зависимости от юридических характеристик субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Право собственности является, как известно, наиболее полным по содержанию субъективным правом на имущество и традиционно выражается через триаду правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

Правомочие  владения означает основанную на законе возможность собственника иметь у себя имущество, содержать его в собственном хозяйстве, то есть обладать им. Правомочие пользования - это основанная на законе возможность собственника эксплуатировать, использовать имущество путем извлечения его полезных свойств. Правомочие распоряжения выражается в возможности определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству). Собственник земельного участка в соответствии со статьей 209 ГК РФ вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник должен содержать имущество и сам нести расходы на эти цели.

Частная собственность. Основные положения, относящиеся  к частной собственности на землю, сформулированы в статье 15 ЗК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи собственностью граждан и юридических лиц (частной  собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, собственниками земли могут  выступать граждане РФ, граждане иностранных  государств и лица без гражданства, которые на основании статьи 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению, но в пределах, предусмотренных законодательством, то есть если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственниками  земли могут быть также все  коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Оно подчинено общим нормам гражданского законодательства.

Граждане  и юридические лица имеют право  на равный доступ к приобретению земельных  участков в собственность. Согласно статье 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. В ЗК РФ установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом РФ указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Следовательно, по общему правилу на всех остальных  территориях, кроме перечисленных  в статье, указанные лица могут  приобретать земельные участки  в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного  назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со статьей 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" могут обладать только на праве аренды.

Необходимо  отметить тот факт, что высказывается  мнение о том, что субъектом права  частной собственности на землю  должны быть только российские граждане и их объединения. Предоставление же иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации. В частности, в 2004 году предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись оспариваемые в запросе Мурманской областной Думы нормы Земельного кодекса РФ, которыми иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделялись конкретными правомочиями по приобретению в собственность земельных участков на территории Российской Федерации.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования