Использование земель в городах (на примере г.о. Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, во-вторых, все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Земельный фонд Российской Федерации 6
1.1.Земельный фонд как объект земельного кадастра. 8
Глава 2. Территориальное планирование городского округа Самара 10
2.1. Правила застройки в городе Самаре. 11
2.2 Площадь города, его территориальная целостность и компактность 12
2.3. Внешняя зона городского округа Самара 14
2.4. Социально-экономическое положение 15
2.5. Современное использование территории городского округа 17
2.6. Особо охраняемые территории историко-культурного контекста 19
2.7. Жилищный фонд и территории жилой застройки 19
2.8. Общественно-деловые зоны 21
2.9. Производственно-коммунальные зоны 22
2.9.1. Инженерная инфраструктура 24
2.10. Зеленая зона отдыха 28
2.11. Зона внешнего и внутреннего транспорта 31
Глава 3. Положения о территориальном планировании 35
3.1. Основные направления развития городской планировочной структуры 37
3.2 Реорганизация и развитие территорий жилой застройки 39
3.2.1. Жилищное строительство 43
3.3. Территории промышленных и коммунально-складских 45
предприятий и организаций 45
3.4 Основные направления развития инфраструктуры отдыха, рекреационных зон. 47
Заключение 51
Список используемой литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM.docx

— 101.10 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Земельный  фонд Российской Федерации 6

1.1.Земельный  фонд как объект земельного  кадастра. 8

Глава 2. Территориальное  планирование городского округа Самара 10

2.1. Правила  застройки в городе Самаре. 11

2.2 Площадь  города, его территориальная целостность  и компактность 12

2.3. Внешняя зона городского округа Самара 14

2.4. Социально-экономическое положение 15

2.5. Современное использование территории городского округа 17

2.6. Особо  охраняемые территории историко-культурного  контекста 19

2.7. Жилищный  фонд и территории жилой застройки 19

2.8. Общественно-деловые зоны 21

2.9. Производственно-коммунальные зоны 22

2.9.1. Инженерная инфраструктура 24

2.10. Зеленая зона отдыха 28

2.11. Зона внешнего  и внутреннего транспорта 31

Глава 3. Положения  о территориальном  планировании 35

3.1. Основные  направления развития городской  планировочной структуры 37

3.2 Реорганизация  и развитие территорий жилой  застройки 39

3.2.1. Жилищное  строительство 43

3.3. Территории промышленных и коммунально-складских 45

предприятий и организаций 45

3.4 Основные  направления развития инфраструктуры  отдыха, рекреационных зон. 47

Заключение 51

Список используемой литературы 54

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной дипломной работы - "Использование земель в городах (на примере г.о. Самара)" - актуальна в силу того, что, во-первых, первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества. Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, во-вторых, все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение. С учетом этих обстоятельств, для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются на различные категории. В основе выделения категорий земель лежит их целевое назначение. Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем, чтобы правильно организовать процесс их использования. Земельный кодекс, закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, связывает его с учетом трех главных факторов: природных, социальных и экономических, в-третьих, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.

Рассматривая вопрос «использование земель в городах »на примере  города Самара, следует отметить, что Самара - один из 89 субъектов Российской Федерации.

Статье 72 Конституции Российской Федерации  отнесла вопросы владения, пользования и распоряжения землей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому  в Самаре, как субъекте Российской Федерации, действует значительное число нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения наряду с  федеральным законодательством.

Общая площадь земель, входящих в границы городского округа Самара, составляет 541,3 кв. км. (54138,2) в том числе площадь застроенных земель -14920 га. Площадь, возможная для размещения промышленного и гражданского строительства составляет 1546 га.

Так же следует отметить, что город административно разделен на девять районов: Железнодорожный, Кировский, Красноглинский, Куйбышевский, Ленинский, Октябрьский, Промышленный, Самарский, Советский.

Целью данной работы является исследование состояния и использования земель в городах(на примере г.о. Самара).

Предмет исследования: Использование земель в городе Самара.

Новизна исследования состоит в  многоплановом и комплексном  подходе к исследованию вопросов относительно использования земель.

При работе над данной темой использовались системный, исторический, инструментальный методы исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    Земельный фонд Российской Федерации - это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны. В соответствии со ст. 7 настоящего кодекса установлены семь категорий земель:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т.е используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора;
  2. Земли населенных пунктов (поселений), (гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение;
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической  деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут  быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в  порядке, установленном федеральным  законодательством;

  1. Земли особо охраняемых территорий и объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер;
  2. Земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;
  3. Земли водного фонда (гл. 15 ЗК РФ). Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов;
  4. Земли запаса. Земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель. 

Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный  учет земель в Российской Федерации  осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в  состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем (Приложение 1). Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Как правило, целевая категория  земельного фонда может определять лишь общее, основное назначение отнесенных к ней земель. В пределах одной  и той же целевой категории  может наблюдаться довольно различное  конкретное использование земли  в соответствии с ее практической целесообразностью. Ограничение использования  земель в пределах той или иной категории устанавливается п. 2 ст. 7 ЗК РФ как ее разрешенное использование. По ст. 73 ЗК РФ, для каждого типа земель правовой режим определяется в соответствии их принадлежностью к той или  иной категории, и в соответствии с ее разрешенным использованием, которое определяется территориальным зонированием.

1.1.Земельный фонд как объект  земельного кадастра

 

Государственный земельный  кадастр - является важной функцией государственного управления земельным фондом, с помощью которого государство осуществляет влияние на процесс рационального использования и охраны земельных ресурсов. Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий и граждан, сведениями о земле с целью организации ее рационального использования и охраны, регуляции земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы, за землю. Он содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределение среди владельцев земли и землепользователей, в том числе арендаторов, за категориями земель и тому подобное.

Многостороннее и важное назначение земельного кадастра заключается  в обеспечении правильной организации  рационального использования и  охраны земельных ресурсов. Порядок  осуществления функции ведения  государственного земельного кадастра регулируется Федеральным законом  от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" (с изм. от 22 августа 2004 г.).

Объектом государственного земельного кадастра является весь земельный фонд государства независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации в  настоящее время установление категории  земель и перевод их из одной категории  в другую определяется федеральным  законом. Такой закон был принят лишь в конце 2004 года.

Кроме участков к учетным  кадастровым единицам законодательство отнесло территориальные зоны (части  земельных участков) (административно-территориальные единицы (образования), зоны особого режима использования земель, зоны категорий земель и их градации в составе категорий; зоны нарушенных земель, социально-экономические зоны).

Основным документом государственного земельного кадастра является Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), который состоит из:

-  Государственного реестра земель Российской Федерации,

- Государственных реестров  земель кадастровых округов;

-  Государственных реестров земель кадастровых районов.

-  В ЕГРЗ содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

-  Кадастровые номера;

- Месторасположение (адрес);

- Площадь;

-  Категория земель и разрешенное использование земельных участков;

-  Описание границ земельных участков и их частей;

-  Зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения;

-  Экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

-  Качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель

-  отдельных их категорий;

-  Наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с учтенными земельными участками.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

 

В соответствии с градостроительным  Кодексом Российской Федерации Генеральный  план определяет стратегию функционально-пространственного  развития территорий городского округа и устанавливает перечень основных градостроительных мероприятий  по формированию благоприятной среды  жизнедеятельности.

Генеральный план служит основой  для разработки комплекса последующих  обязательных документов и проектов: корректировки правил застройки  и землепользования, карты правового  зонирования, генеральных схем инженерной и транспортной инфраструктуры, проектов планировки жилых и других районов (Приложение 2). Кроме того, с учетом основных положений Генерального плана возможно составление программ развития других отраслей городского хозяйства.

Основные положения проекта  Генерального плана городского округа Самара до его утверждения подлежат опубликованию, а также рассмотрению на публичных слушаниях. Согласование проекта Генерального плана осуществляется в соответствии с Градостроительным  Кодексом Российской Федерации (ст.25).Генеральный  план утверждается Думой городского округа Самара по представлению Главы  города.

Генеральный план Самары включает в себя материалы по анализу существующего  положения округа и предложения  по градостроительному развитию селитебных, рекреационных, коммунально-производственных и других зон, городской инфраструктуры.

Разработана концепция территориального планирования внешней зоны Самары, за пределами черты городского округа. Специальный раздел включает инженерно-технические  мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Предваряет проектные материалы научное обоснование концепции генерального плана Самары.

 

 

2.1. Правила застройки в городе Самаре

 

Правила застройки и землепользования в городе Самаре являются нормативным  правовым актом, разработанным в  соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", Законом Самарской области "О земле", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, Уставом города Самары, а также с учетом положений нормативных документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Самары, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.

Информация о работе Использование земель в городах (на примере г.о. Самара)