Использование земель в городах (на примере г.о. Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, во-вторых, все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Земельный фонд Российской Федерации 6
1.1.Земельный фонд как объект земельного кадастра. 8
Глава 2. Территориальное планирование городского округа Самара 10
2.1. Правила застройки в городе Самаре. 11
2.2 Площадь города, его территориальная целостность и компактность 12
2.3. Внешняя зона городского округа Самара 14
2.4. Социально-экономическое положение 15
2.5. Современное использование территории городского округа 17
2.6. Особо охраняемые территории историко-культурного контекста 19
2.7. Жилищный фонд и территории жилой застройки 19
2.8. Общественно-деловые зоны 21
2.9. Производственно-коммунальные зоны 22
2.9.1. Инженерная инфраструктура 24
2.10. Зеленая зона отдыха 28
2.11. Зона внешнего и внутреннего транспорта 31
Глава 3. Положения о территориальном планировании 35
3.1. Основные направления развития городской планировочной структуры 37
3.2 Реорганизация и развитие территорий жилой застройки 39
3.2.1. Жилищное строительство 43
3.3. Территории промышленных и коммунально-складских 45
предприятий и организаций 45
3.4 Основные направления развития инфраструктуры отдыха, рекреационных зон. 47
Заключение 51
Список используемой литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM.docx

— 101.10 Кб (Скачать файл)

Парки городского округа Самара занимают 177 гектар, в том числе: 42,4 гектара закреплены за государственным  бюджетным учреждением Самарской области «Самаралес»; 134,6 гектара входят в структуру муниципального предприятия городского округа Самара «Парки города Самары»:

Наименование

Площадь

(га)

Границы расположения

1

Детский парк

“Имени Н.А.Щорса”

3,6

В границах улиц Спортивной,

Урицкого, Красноармейской

2

Парк “Имени 50-летия Октября”

20

В границах улицы Ставропольской, Ташкентского,Енисейского переулка

3

Сквер “Имени Академика  Н.Д.Кузнецова”

 

9,5

В границах улиц Академика  Кузнецова, Гайдара, Банковского и  Енисейского переулков

4

 

Струковский сад

11

В границах улиц М. Горького, Красноармейской, Вилоновской,

Куйбышева

5

 

Парк “Молодежный”

 

11

В границах улиц Ставропольской, Воронежской, Ново-Вокзальной

и Тихогопереулка

6

Детский парк культуры и  отдыха «имени Ю.А.Гагарина» 

 

34

В границах улиц XXII Партсъезда, Советской Армии, Стара-Загоры, Московского  шоссе

7

Парк «Воронежские озера»

 

18

В границах улиц Стара-Загоры, Воронежской

8

Парк 

«Дружба»

 

14,5

В границах улиц Дыбенко, Запорожской, Гагарина, Советской Армии

9

Парк культуры и отдыха

«имени 30 лет Победы»

 

 

13

В границах улиц Аэродромной, Энтузиастов, Мориса Торезы, Карбышева 


 
Система озеленения города Самара формировалась  в течение длительного времени. Интенсивный рост территории города во второй половине XX в. привел к поглощению части пригородных лесных массивов, которые в настоящее время являются частью зеленых насаждений города. Древесные растения как наиболее крупные и долговечные, являются основой различных типов насаждений. Особо старые деревья (свыше 50 лет) фрагментарно обнаруживаются в отдельных скверах и парках города в озеленении жилых массивов. В городе постоянно проводится работа по замене выпадающих экземпляров деревьев, посадке новых, формированию более декоративных и устойчивых насаждений. На 1 жителя г. Самары приходится 142,4 кв.м. зеленых насаждений с учетом пригородных лесов, 71,3 кв. м. – без лесов. Общая площадь зеленых насаждений города составляет 16259,57 га, в том числе лесов Государственного лесного фонда – 8118 га.

Нельзя не вспомнить о  набережной Самары. Набережная спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость более пяти километров.

Проект набережной состоит  из 4х очередей:

  • первая— от улицы  Вилоновской до Некрасовской;
  • вторая— от Студенческого переулка до завода «Кинап» (разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги — тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту);
  • третья — от улицы Некрасовской до Речного вокзала;
  • четвёртая — от «Кинапа» до Силикатного оврага (каскад спускающихся к Волге террас).

Архитекторы и художники  много работали над созданием  цветовой гармонии набережной. Все  пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер  покраски садовых диванов и соответствующий  ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников.

Кроме того в городе Самара действует долгосрочная целевая программа «Озеленение территории Самары», рассчитанная на 2013-2017 годы, программа была представлена в городской думе на совместном заседании общественного совета, молодежного парламента при думе и общественной палаты при главе города. Как рассказал начальник профильного отдела департамента благоустройства и экологии Леонид Дюгаев, с ее помощью муниципальные власти в течение пяти лет намерены кардинально изменить количеством зеленых насаждений в городе. Ведь по состоянию на 1 января 2012 года площадь парков, скверов, бульваров, приходящаяся на одного жителя, составляла менее 5 кв. м. Тогда как по нормам данный показатель должен составлять около 10 кв. м на человека.

2.11. Зона внешнего и внутреннего транспорта

 

Самарский транспортный узел является одним из наиболее крупных  узлов глобальной и национальной коммуникационно-информационной сети. Он расположен на пересечении широтного (Запад – Восток) и меридионального (Север – Юг) транспортных коридоров, является сосредоточением коммуникаций регионального уровня, имеет разветвлённую  сеть коммуникаций железнодорожного, воздушного, автомобильного, речного и трубопроводного транспорта ( Приложение 5). Узел определяется параметрами развития транспортной системы Самары во внешних транспортных сетях и включает в себя:

  1. Сеть автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, улично-дорожную сеть городских округов Самара и Новокуйбышевск, а также прилегающих к ним на территориях в границах обводной автомобильной дороги других муниципальных образований;
  2. Самарский речной порт;
  3. Самарский железнодорожный узел;
  4. Сеть аэродромов, возглавляемую аэропортом «Курумоч»;
  5. Трубопроводная инфраструктура.

Современная структура улиц и дорог г.о. Самара включает в  себя:

-А. Автомагистрали общегородского  значения регулируемого движения:

ул.Авроры, ул.Ново-Садовая, Московское шоссе, XXII партсъезда, пр.Кирова, Заводское шоссе, ул.Гагарина, ул.Победы и др.;

-Б. Районные магистрали - регулируемого движения:

ул.Советской Армии, ул.Солнечная, ул.Стара Загора, ул.Ново-Вокзальная, ул.Мичурина, ул.Вольская, ул.Владимирская и др.;

-В. Улицы в жилой  застройке; 

-Г. В центральной части  городского округа осуществляется  проектирование (строительство) магистрали  непрерывного движения - проспект  Карла-Маркса.

 

Аэропорты и аэродромы  города:

- аэропорт “Курумоч”;

- аэродром Безымянка –  экспериментально-исптытальный аэродром  авиационного завода “Авиакор”,расположенный  на восточной окраине Самары в Кировском районе (в 12 км к востоку от центра города, в 4 км от железнодорожной станции “Безымянка”);

- Кряж — военный аэродром на юго-западной окраине города. Расположен в Куйбышевском районе города, в 2,5 км к юго-востоку от железнодорожной станции Кряж.

 

Речной транспорт:

«Самарский речной порт» — крупнейший речной транспортный узел в Среднем Поволжье России. Географическое положение порта, граничащее с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Чёрного, Каспийского, Средиземного морей. Из речного порта Самары перевозятся грузы в 17 регионов России, в 144 морских речных порта 17 стран Западной Европы, Среднего Востока и Северной Африки.

Поток речного пассажирского  транспорта обслуживается Самарским речным вокзалом и рядом дебаркадеров по направлениям на Проран, Рождествено, Ульяновский спуск, Октябрьский спуск, Осипенко, Зелёная роща, Барбошина поляна, Пляж им. Фрунзе, Подгоры, Гаврилова поляна, Нижний пляж, Шелехметь, Винновка, Ширяево, Богатырь.

 

-Железнодорожный  транспорт :

На территории города находится  один из самых крупных в Поволжье железнодорожный узел. Наиболее разветвленная  сеть железных дорог расположена  в европейской части страны и  имеет радиально-кольцевую конфигурацию сети с центром в Москве. От московского  железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

Важнейшей магистралью, связывающей  Центр с Уралом, Сибирью и Дальним  Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км.

На территории Самарской  области железнодорожные перевозки  осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). Пригородные железнодорожные перевозки осуществляет ГУП «Самаратранспригород» (моторвагонное депо «Безымянка»). Электропоезда «Самаратранспригород» работают на участках «Самара — Похвистнево — Абдулино», «Самара — Курумоч — Жигулёвское Море — Тольятти — Отвага», «Самара — Сызрань».

В рамках инвестиционной программы  ОАО «РЖД» разрабатываются планы  реализации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и  Москвой, Самарой и Саратовом.

В рамках областной программы  развития пригородных пассажирских перевозок в 2008 году были реализованы проекты запуска скоростных электропоездов-экспрессов между Самарой и Тольятти и Самарой и аэропортом «Курумоч» (аэроэкспресс).

 

 

ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ  ПЛАНИРОВАНИИ

 

Генеральный план является основным документом территориального планирования, определяющим границы  города, функциональное и строительное зонирование территории, развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, условия  сохранения историко-культурного наследия и поддержания экологически благоприятной  среды.

Территориальное планирование-это  планирование развитии территории, в  том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для  государственных нужд, зон с особыми  условиями использовании территории. Документом территориального  планирования г. Самара выступает схема территориального планирования.

Цель разработки схемы - рациональная пространственная организации территории г. Самары обеспечивающая социально-экономическое развитие, предусматривающая сбалансированное формирование социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры, оптимальные условие для развития производства, расселения, градостроительства и рационального использования всех ресурсов.

На схеме отображены функциональные зоны, т.е. зоны, для которых документами  территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Кроме этого, зоны  с особыми  условия использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны историко-культурного наследия, зоны охраны источников питьевого водоснабжения  и иные зоны, устанавливаемые в  соответствии с законодательством  Р.Ф.

В основе Правил землепользования и застройки (правового зонирования) лежит разделение городской территории на определенное число зон. Для всех зон  и соответственно, для каждого земельного участка, расположенного  в этих зонах, устанавливаются  градостроительные регламенты.

 

Зоны деловых и обслуживающих  функций

Ц - 1  Зона деловых и  коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района.

Ц - 2   Зона центров регионального  и городского значения.

Ц - 3   Зона обслуживания населения местного (районного) значения.

Ц - 4с Зона специализированного коммерческого использования объектов 
спортивно - зрелищного назначения.

Ц - 4т Зона специализированного коммерческого использования объекто общественно - транспортного назначения.

Ц - 5м Зона специализированного некоммерческого использования объектов           медицинского назначения

Ц - 5н Зона специализированного некоммерческого использования объектов           учебного и научного назначения

Ц - 5к Зона специализированного некоммерческого использования объектов,   связанных с отправлением культа.

Жилые зоны

Ж-1    Зона малоэтажной  застройки индивидуальными домами.

Ж-2    Зона малоэтажной  смешанной жилой застройки.

Ж-3    Зона среднеэтажной  жилой застройки 3 - 6 этажей.

Ж-4    Зона многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей.

Ж -5   Зона планируемого жилья

Зоны рекреации 

Р - 1   Зона центра рекреационных  территорий

Р - 2   Зона парков, бульваров, набережных

Р - 3   Зона природных  ландшафтов

Р - 4   Зона памятников природы

Р - 5   Зона садово-дачных участков и коллективных садов

Промышленно-коммунальные зоны

ПК-1  Зона предприятий  и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м).

ПК-2  Зона предприятий  и складов III класса вредности (санитарно-защитные зоны - до 300 м).

ПК-3  Зона предприятий  и складов II-I классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м и более).


 

3.1. Основные  направления развития городской  планировочной структуры

 

Развитие города предусматривает  два основных вида градостроительной  деятельности: совершенствование пространственной организации ранее застроенных  территорий и освоение новых площадок, пригодных для строительства.

В первом случае основными  задачами являются: обновление жилого и общественного фонда города (в т.ч. за счет сноса ветхого), совершенствование  систем жизнеобеспечения (транспорт, инженерные сети), улучшение социально-гигиенических  условий проживания в сложившейся  городской среде. В Генеральном  плане эти территории определены как первоочередные по реализации, т.к. это связано с необходимостью преодоления проблем предыдущего  этапа развития. К ним следует  отнести историческую часть города, пос.Масленникова, Университетскую  площадку, площадку института связи, ул.Гагарина от ул.Революционной до ул.Советской Армии, площадка между  ул.Ставропольской и пр.К.Маркса от ул.Советской Армии до Ташкентской  и другие.

Информация о работе Использование земель в городах (на примере г.о. Самара)