Выбор стратегии лизинговой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в отечественной экономике сложилось тяжелое положение. В результате эти предприятия не имеют средств даже на самое необходимое, что ухудшает общую социально-экономическую картину. Одним из факторов, способствовавших углублению экономического кризиса, является высокая степень изношенности оборудования. Этот показатель, имеющий определенное аналитическое значение, по многим российским предприятиям в среднем составляет 70—90 %, а на некоторых из них превышает 100 %. По данным Центра изучения конъюнктуры цен и рынка «Ценакор», сроки службы основных фондов отечественных предприятий превышают установленные нормативы на 200—300 %.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы лизинга
1.1. Возникновение и становление лизинговых отношений
1.2. Типология видов лизинга
1.3. Субъекты и объекты лизинга
Глава 2. Методологические основы лизинговых отношений
2.1. Правовые аспекты лизинговой сделки
2.2. Экономические основы лизинга
2.3. Математические модели оценки эффективности лизинговых операций
Глава 3. Исследование деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.1. Общие показатели деятельности ОАО ВТБ Лизинг
3.2. Стратегия развития ОАО ВТБ Лизинг
3.3. Развитие рынка лизинга в Российской Федерации в 2011 году ОАО ВТБ Лизинг
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Компания осуществляет свою деятельность в строгом соответствии со Стратегией развития, утвержденной Советом директоров, и планирует предпринимать все необходимые меры для реализации поставленных задач.

Политика в области управления рисками направлена на минимизацию возможных потерь Компании вследствие реализации присущих лизинговой деятельности рисков (кредитный риск, рыночный риск, риск снижения/потери стоимости предмета лизинга, риск ликвидности, операционный риск) при одновременном повышении устойчивости и эффективности деятельности.

Созданная в Компании комплексная система управления рисками основана на интегрированном подходе к идентификации, оценке, анализу, мониторингу и контролю объема и структуры принимаемых Компанией рисков с учетом применения доступных инструментов снижения рисков.

Система управления рисками охватывает все стадии активных операций: регламентацию операций (создание и совершенствование нормативной базы Компании); принятие управленческих решений, контроль уровня риска и соблюдение лизинговых технологий; анализ лизингового портфеля и формирование направлений его оптимизации, мониторинг финансового состояния контрагентов и лизингового имущества.

Для Компании 2011 год, как и для рынка лизинга в целом, характеризовался активным ростом при относительной стабильности основных макроэкономических показателей. Однако смягчения каких-либо критериев для принятия рисков не происходило. Компания при принятии решений о финансировании сделок не переносила приоритет на необходимость обеспечения исключительно конкурентного преимущества, а придерживалась действующих методик оценки и контроля рисков и принципов разумного консерватизма. Данная политика обеспечила при повышенных темпах роста лизингового портфеля его высокое кредитное качество.

Для Компании наиболее значимый вид риска - кредитный, а именно риск того, что контрагент не сможет исполнить свои обязательства по уплате лизинговых платежей своевременно и в полном объеме. Управлению кредитным риском уделяется особое внимание.

Оценка кредитного риска, принимаемого на клиента, в целях установления кредитных лимитов производится на основе многофакторного анализа и представляет собой тщательное и всестороннее исследование фундаментальных характеристик бизнеса клиента, кредитный анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценку предлагаемого к реализации лизингового проекта.

Для определения вероятности выполнения контрагентом своих обязательств перед Компанией и оценки уровня кредитного риска, а также определения платы за принимаемый риск Компания производит ранжирование контрагентов, используя соответствующие методики. В 2011 году проводимая работа по усовершенствованию применяемых методик позволила улучшить качество оценки клиентов, в том числе использование расширенного набора факторов для анализа, применение методов экспертной оценки при наличии качественных (неформализованных) факторов.

Оценка кредитного риска прямо влияет на решение о возможности участия в лизинговом проекте и принятии рисков на контрагента, на последующее структурирование лизинговой сделки и впоследствии используемые процедуры мониторинга. Вопросы, связанные с одобрением кредитных рисков, рассматривают коллегиальные органы, в том числе Комитет по управлению финансами и рисками (КУФР) Компании в соответствии с полномочиями.

Кроме комплексной системы оценки рисков на этапе одобрения лизинговой сделки к основным процедурам управления кредитным риском относятся:

  • выработка и установление системы лимитов кредитного риска на контрагентов; выработка и установление системы лимитов кредитного риска на конкретные лизинговые операции, в том числе контроль отраслевых и страновых лимитов в портфеле;
  • мониторинг риска на крупнейших лизингополучателей и концентрация рисков;
  • мониторинг финансового состояния контрагентов;

отраслевой анализ в целях определения основных тенденций развития и факторов риска;

- расчеты ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, формирование резервов по финансовым активам согласно МСФО;

анализ и мониторинг всех факторов риска лизинговой сделки в процессе ее реализации с участием различных подразделений Компании в рамках своей ответственности.

Компания расширяет набор инструментов по минимизации кредитных рисков в структуре сделки. В качестве таких мер используются:

дополнительное обеспечение, в том числе в виде поручительств связанных юридических и физических лиц;

механизм финансовых и поведенческих ковенант, позволяющих контролировать уровень значимых показателей в деятельности лизингополучателя и тем самым повышать степень влияния на него со стороны лизинговой компании.

Целостная и последовательная система управления кредитными рисками Компании является залогом ее стабильного и устойчивого развития.

Под имущественными рисками Компания понимает риск, связанный с неопределенностью стоимости актива (лизингового имущества), влекущий за собой потерю стоимости имущества в процессе лизинговой сделки, а также риск приобретения имущества по завышенной цене, приводящий к невозможности безубыточного выхода из лизинговой сделки путем реализации лизингового имущества на вторичном рынке.

Важнейший метод минимизации имущественных рисков - контроль стоимости приобретаемого по сделке лизингового имущества и регулирование размеров авансовых платежей при одобрении сделки.

Наиболее приоритетны для Компании проекты, где прогнозная стоимость лизингового имущества превышает риски лизингодателя на всех этапах лизинговой сделки. Для проектов, где риск остаточной стоимости достаточно высок, Компания предусматривает дополнительные меры защиты от рисков.

В Компании действует подразделение по мониторингу лизингового имущества (Управление эксплуатации и мониторинга предметов лизинга), которое обеспечивает меры по постоянной идентификации и местонахождению имущества, а также осуществляет регулярные и плановые проверки исполнения лизингополучателями обязательств по поддержанию лизингового имущества в надлежащем состоянии, проведению необходимых текущих, плановых и капитальных ремонтов имущества.

Обязательным условием договора лизинга является также страхование лизингового имущества. В соответствии с заключенными договорами страхования предметом страхования может быть широкий спектр имущественных рисков (в том числе гибели или повреждения лизингового имущества). Страхование осуществляется в надежных страховых компаниях.

Риски ликвидности

Политика по управлению и оценке ликвидности Компании направлена на получение максимальных доходов при сохранении ликвидных активов на уровне, необходимом для обеспечения потребности клиентов и Компании в источниках финансирования.

Управление риском ликвидности включает в себя определение текущей платежной позиции Компании на ежедневной основе, осуществление ежедневных платежей контрагентам, прогнозирование денежных потоков на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Операционные риски

В рамках системы управления операционными рисками разрабатываются и применяются процедуры и методы снижения риска, а также планы действий на случай непредвиденных обстоятельств в целях минимизации потерь при серьезных нарушениях ведения бизнеса, которые включают в себя:

  • ограничение и/или неприятие риска;
  • формирование и актуализацию нормативной базы;
  • предварительный,   текущий   и   последующий   внутренний   и   внешний контроль;
  • информирование руководства и составление управленческой отчетности; развитие технологий.

Базируясь на модели ежедневного сотрудничества подразделений в целях предотвращения операционного риска, Компания обеспечивает постоянный мониторинг и высокую степень осведомленности об операционном риске.

В рамках системы можно выделить внутренний и внешний контроль над операционными рисками. Внутренний контроль представляет собой систему процедур, выполняемых сотрудниками подразделений Компании на различных уровнях при совершении операций, для выявления погрешностей в соблюдении технологий. Внешний контроль предполагает систему контрольных процедур со стороны независимых подразделений Компании, подразделений ОАО Банк ВТБ, а также контрагентов и независимых аудиторов.

 

3.3. Развитие рынка лизинга  в Российской Федерации в 2011 году ОАО Банк ВТБ

 

Основной тенденцией в развитии экономики России в 2011 году стало продолжение восстановительного роста, начавшегося в 2010 году после кризиса 2008 - 2009 годов. По ряду макроэкономических и общеотраслевых показателей были превышены максимальные докризисные значения. И хотя в IV квартале 2011 года произошло некоторое замедление темпов экономического роста, в целом, по оценкам Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, рост ВВП по сравнению с 2010 годом составил 4,3%.

Главными внешними макроэкономическими факторами, поддерживающими рост российской экономики, выступили стабилизировавшиеся в течение всего года на достаточно высоком уровне цены на нефть, газ и другие товары сырьевого сектора, составляющие основу российского экспорта. В течение года среднеквартальная цена на нефть марки Urals колебалась в пределах 102,1 - 114,2 доллара США за баррель и составила в среднем 109,3 доллара США, превысив аналогичный показатель 2010 года на 40%. Таким образом, высокие экспортные доходы обеспечили поддержку инвестиционного спроса, а также внутреннего потребительского спроса — реальная заработная плата превысила предкризисные значения уже во второй половине 2010 года и продолжала увеличиваться в течение всего 2011 года.

В I квартале 2011 года темпы роста промышленного производства превысили свои максимальные значения, а далее снижались (что было обусловлено выходом промышленности на уровень, насыщения текущего спроса, и отсутствием возможностей для новой активной экспансии), сельскохозяйственное производство, розничная торговля и строительство активно наращивали положительную динамику во второй половине года.

Так, промышленное производство по итогам 2011 года выросло на 4,7%, обрабатывающее - на 6,5% (данные Министерства экономического развития Российской Федерации), что оказалось почти вдвое ниже аналогичных показателей 2010 года. Основной вклад в рост промышленности внесли производство транспортных средств и оборудования (в первую очередь железнодорожного подвижного состава), металлургия, производство готовых метизов, кокса и нефтепродуктов, машин и оборудования, минеральных продуктов, химическое производство.

Производство продукции сельского хозяйства в 2011 году резко возросло на 22,1% против снижения на 11,3% в 2010 году.

В целом наращивание объемов промышленного производства, сельскохозяйственной продукции и строительства обусловило сопоставимый с 2010 годом прирост инвестиций в основной капитал - на 6,2% против 6,0% в прошлом году.

Возросла в 2011 году и инвестиционная активность, чему способствовало более активное привлечение финансирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (как в области кредитования, так и в области лизинговых услуг).

Рынок лизинговых услуг в отчетном году развивался динамично. В рамках реализации инвестиционных программ развития и модернизации производственных активов, компании продолжали обновлять основные производственные фонды. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", объем нового бизнеса по итогам 2011 года составил 1,3 трлн рублей (темп прироста по отношению к 2010 году - 79,3%), совокупный лизинговый портфель вырос на 57,6% и составил 1,86 трлн рублей. Однако темпы прироста основных лизинговых показателей снизились, что обусловилось в первую очередь эффектом «низкой базы» 2009 года.

При значительном росте спроса на лизинговые продукты (как один из основных инструментов инвестиций) сдерживающим фактором развития рынка стал недостаток фондирования лизинговых компаний. Такая парадоксальная ситуация была обусловлена неопределенностью на мировых финансовых рынках, вызванной ожиданиями дальнейшего развития финансового кризиса (в первую очередь еврозоны). Особо резко данная тенденция проявилась в IV квартале 2011 года, когда объемы лизинговых сделок существенно снизились на всем российском рынке.

В 2011 году в общем объеме заключаемых лизинговых сделок продолжила расти доля сегмента железнодорожной техники. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», она достигла 48,6% (почти на 10 процентных пунктов выше по сравнению с 2010 годом). На втором месте оказались сделки с грузовым автотранспортом (9,5%), на третьем -сделки в сегменте авиационного транспорта (7,5%). Позиции остальных сегментов в общей структуре новых сделок кардинальных изменений не претерпели.

ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса, %

 

2009

2010

2011

Суда (речные и морские)

2,7

2,4

1,7

Оборудование для добычи полезных

     

ископаемых (кроме нефти и газа)

 

1,0

1,8

Дорожно-строительная техника

 

3,4

2,6

Оборудование для машиностроения и металлообработки

 

1,6

2,7

Здания и сооружения

5,7

3,2

2,7

Строительная техника

4,8

4,5

5,0

Легковые автомобили

9,1

7,1

6,2

Авиационный транспорт

15,3

10,5

7,5

Грузовой автотранспорт

8,0

8,4

9,5

Железнодорожная техника

26,0

39,1

48,6

Информация о работе Выбор стратегии лизинговой компании