Анализ поведения покупателей на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Поведение потребителей — это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Содержательную основу поведения потребителей составляют процесс принятия решения потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой потребительского поведения является жизненный стиль. Считается, что конечные потребители покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы анализа поведения покупателей на рынке товаров.......5
1.1 Поведение покупателей с позиции маркетинга, факторы влияния
на поведение покупателей.................................................................................5
1.2 Модели анализа поведения покупателей на рынке товаров........................11
1.3 Задачи и приемы анализа поведения покупателей.......................................16
2Анализ поведения покупателей на рынке товаров на примере
ОАО «Могилевспецавто Аматика»..........................................................................23
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия..................................23
2.2 Анализ результатов исследования поведения покупателей на рынке........25
3 Рекомендации по изменению товарной политики предприятия по
результатам анализа............................………………………………...................29
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

КсР Анализ поведения покупателей Спецавтоматика.docx

— 382.16 Кб (Скачать файл)

Несомненно, главным в  работе любой фирмы является отношение  к потребителю. Человеку приятно, если его выслушают, внимательно изучат его проблемы и желания, постараются подобрать нечто именно ему необходимое и доступное, объяснят все преимущества использования.

Исходя из вышеперечисленного, руководству фирмы следует ввести дополнительно такие услуги, как подробная консультация обратившихся в фирму, гарантийное и постгарантийное обслуживание, скидки постоянным и оптовым клиентам и т.д. Также хорошее впечатление производит вежливое обслуживание, заинтересованность персонала в удовлетворении всех запросов покупателя, специфический подход к каждому обратившемуся. Это заставит потребителя в случае необходимости обратится повторно именно в это предприятие, посоветовать его своим знакомым, а как показало исследование, именно круг знакомых в первую очередь формирует мнения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В городе много работающих промышленных предприятий, каждый год  сдаются многие метры жилой площади. Население города, особенно работающее на крупных промышленных предприятиях, имеет достаточно высокий уровень дохода. Это позволяет им потратить часть своих средств для обеспечения комфортности и безопасности своего жилья.

Таким образом, в городе сложились  благоприятные условия для развития и расширения сферы услуг, в том  числе и связанных с распространением современных систем безопасности.

В целях оценки потребительских  предпочтений на рынке охранной сигнализации и проведено соответствующее маркетинговое исследование.

В результате установлено, что  целевым сегментом на рынке для  предприятия являются граждане среднего и выше среднего возраста, высшего образования, служащие, ИТР и рабочие среднего достатка. При этом пол граждан и наличие опыта пользования товаром большого значения не имеют.

При разработке товара предприятию  необходимо обеспечить его относительную дешевизну без ущерба функциональным свойствам товара. При этом, товар может иметь простой дизайн. Важным представляется разработка системы продвижения товара, главную роль в которой должны играть предоставление бонусов и скидок, сервисное обслуживание. Для получения новых клиентов и закрепления уже существующих на предприятии необходимо усовершенствовать систему консультаций специалистов. Система консультирования должна быть гибкой и предусматривать как рекламный обзор систем охраны, так и конкретные технические предложения по обслуживанию систем.

Расчеты показали, что средний  балл потребительских ожиданий производимого товара составил 3,82 балла, т.е.  на уровне оценки «Хороший». При этом,  функциями, наиболее удовлетворяющими потребителей, выступают дизайн – 4,36 балла и функциональность – 4,0 балла. Менее всего удовлетворяют потребителей эргономика – 3,22 балла и соотношение качества и цены – 3,62 балла.

Исследование показало, что  наименее удовлетворяющим потребителей свойством продукции является эргономика, т.е. удобство товара в эксплуатации, его размерам. Поэтому на предприятии следует уделить больше внимания данному свойству товара.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Аренков, И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е.Г. Багиев. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2004. – 388с.

2 Афанасьев, М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2005. – 402с.

3 Барышев, А.Ф. Маркетинг: Учебник/ А.Ф. Барышев. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 411с. – С. 168.

4 Болт, Г. Практическое руководство по управлению сбытом/ Г.Болт. - М: Экономика, 2001. – 420с.

5 Голубков, Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков. -М: Экономика, 2003. – 468с.

6 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Голубков.  М.: Финпресс, 2004. – 366с.

7 Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. М.: Финпресс, 2002. – 511с.

8 Градов, А.П. Маркетинг как стратегия предпринимательской деятельности / А.П. Градов. Л.: ЛПИ, 2001. – 289с.

9 Завьялов, П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - М.: Международные отношения, 2001. – 257с.

10 Иванов, И.В. Маркетинг: Учебно-методическое пособие по курсу. 2-е изд / И.В. Иванов. - Саров: СарФТИ, 2002. – 219с.

11 Имери, В. Как сделать бизнес в Internet / В.Имери. Киев: Комиздат, 2005. – 163с.

12 Кеворков, В. В Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие / В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев. М.: ИСАРП, 2002. – 372с.

13 Котлер, Ф. Основы маркетинга/ Ф.Котлер. М: Прогресс, 1992. – 691с.

14 Соловьев, Б.А. Основы теории и практики маркетинга / Б.А.Соловьев. -М: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2001. – 422с.

15 Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг/В.Е.Хруцкий. -М: Финансы и статистика, 2002. – 362с.

16 Эванс, Дж. Р., Берман Б. Маркетинг/Дж.Эванс, Б.Берман. М.: Экономика, 2003.- 408с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

АНКЕТА

опроса потребителей систем охранной сигнализации на предмет выявления  их потребительских предпочтений

 

Исследование проведено путем  опроса посетителей офиса ОАО  «Могилевспецавтоматика» в количестве 50 человек 20 марта 2013 г.

 

Вопрос анкеты

Результаты опроса

1. Пол

 

- мужской

24 чел.

- женский

26 чел.

2. Возраст

 

- до 20 лет

2 чел.

- 20-40 лет

18 чел.

- 40-60 лет

25 чел.

- более 60 лет

5 чел.

3. Образование:

 

- высшее

24 чел.

- среднее техническое

14 чел.

- среднее

12 чел.

4. Род занятий:

 

- учащийся

1

- студент

1

- рабочий

13

- служащий

16

- ИТР

16

- пенсионер

3

5.Согласны ли Вы с тем, что  каждый может, не зависимо от  опыта и знаний в этой области, приобрести средства охраны и сигнализации?

 

- да

38

- нет

12

6. Как часто Вы задумываетесь о приобретении систем охраны и сигнализации?

 

- 1 раз в квартал

6

- 1 раз в полгода

14

- 1 раз в год

22

- реже

8

7. Есть ли у Вас достаточно средств, для того, чтобы приобрести

дорогие средства охраны и сигнализации?

 

- да

16

- нет

34

8. На что Вы обращаете внимание при выборе фирмы-производителя систем охраны и сигнализации?

 

- известная торговая марка

4

- сервис и гарантии

32

- месторасположение офиса фирмы  и время ее работы

14

9. Перечислите причины, влияющие на покупку системы сигнализации:

 

- цена

23

- функциональные возможности

18

- дизайн и эргономика

6

- гарантийное обеспечение

3

10. Наличие каких дополнительных услуг могло повлиять на Вас при покупке системы охраны и сигнализации:

 

- сервисное обслуживание

12

- наличие скидки или бонусов

23

- консультации по обслуживанию 

15

11. Какой вид оплаты покупки является для Вас наиболее приемлемым:

 

- оплата наличными

4

- рассрочка платежа

40

- кредит

6

12. Каков основной мотив покупки:

 

- замена старого оборудования

3

- приобретаю впервые

42

- приобретаю для другого помещения

5

13.Пользовались ли Вы ранее  системами охраны и сигнализации  до ее покупки:

 

- да

9

- нет

41

14. Что повлияло на Ваше решение  приобрести систему охраны и  сигнализации именно нашей фирмы:

 

- советы знакомых

11

- реклама

5

- личный опыт

8

- консультации на фирме

26

15. Оцените наш товар по балльной системе:

 

очень хороший – 5 баллов

 

хороший – 4 балла

 

средний – 3 балла

 

плохой – 2 балла

 

очень плохой – 1 балл

 

6.1. функциональные свойства

 

6.2. дизайн

 

6.3.эргономиность

 

6.4. соответствие качества цене

 

Результаты опроса:

 

5

4

3

2

1

нет ответа

Всего ответов

Функциональность

2

7

2

1

   

12

Дизайн

4

8

1

     

13

Эргономика

2

4

3

2

 

1

12

Соответствие качества цене

2

7

2

1

1

 

13

Всего ответов:

10

26

8

4

1

1

50


 

 

 

Первый вопрос анкеты звучит так: «Задумывались ли Вы когда-нибудь над возможностью оборудования вашего жилья охранной сигнализацией?».

Большинство опрошенных (69,7% мужчин, 55,4% женщин) задумывались над  этой проблемой.

Люди старше 60 лет - не задумывались 91,7%, все остальные возраста –  задумывалась большая часть опрошенных.

Тенденция такова, что больший  процент положительных ответов  у респондентов с большим достатком. Если из опрошенных с доходом до 500 тыс. рублей в месяц «да» ответили 46,7%, то из опрошенных с доходом свыше 1200 тысяч – 100% (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – График зависимости между доходом населения и желанием приобрести охранную сигнализацию

 

Особого разграничения, связанного с уровнем образования нет, небольшой спад положительных ответов опрошенных со средним образованием (45,7%).

Исходя из градации по роду занятий ответ «да» был у ИТР (83,3%), служащих (57,1%), рабочих (57,1%), ответ «нет» – у студентов (54,5%) и пенсионеров (81,3%).

Результаты ответов на данный вопрос показывают, что рынок  потенциальных потребителей изучаемой продукции в нашем городе достаточно широк, большинство людей задумываются над возможностью защиты своего жилья с помощью охранной сигнализации.

Второй вопрос – «Знаете  ли Вы, что такое видео- и аудиодомофоны, видеоглазки, видеокамеры скрытого наблюдения?».

Большинство опрошенных (63%) ответили положительно. Как и следовало ожидать, более компетентны в этом вопросе мужчины (55,8%), чем женщины (50,5%).

Если смотреть по возрастам, менее осведомлены люди старше 60 лет (50% ответили «нет»). Самые осведомленные  – люди до 40 лет. Исходя из ежемесячного дохода, выявилась следующая тенденция: чем меньше доход респондента, тем меньший процент ответа «да». У людей с доходом до 2000 тыс. рублей «да» ответили 12% опрошенных, при доходе от 4000 тыс. рублей нет не слышавших об этом оборудовании.

Люди с высшим (69,5%) и  средним техническим (51%) образованием более осведомлены, чем люди со средним образованием (65,5%). По роду занятий – наименее осведомленными в этом вопросе являются пенсионеры: 37,5% ответили «нет».

Сравнивая ответов на вопросы  №1 и №2, получаем, схожие результаты. Чем выше степень доходов, тем  большая осведомленность и заинтересованность в системах безопасности. Высшее образование и род занятий (ИТР, служащие) также определяют осведомленность в этом вопросе. Наименее осведомленным слоем населения являются пенсионеры.

Вот как расположились  ответы на вопрос №3 «Что бы Вы хотели иметь у себя дома для обеспечения  личной безопасности?» (рисунок 2.2).

Среди ответов по пункту «другое» встречаются: «ничего», «ничего  из того, что перечислено», «все», комбинированные ответы («видеоглазок и аудиодомофон»), шутливые ответы («собаку», «биту», «автомат»). Таким образом, основной процент опрошенных желает иметь у себя охранную сигнализацию, видеодомофоны и видеоглазки. Интересная тенденция связана с градацией по полам: 62,6% мужчин ответило «охранную сигнализацию» и 12,1% - «видеодомофоны», в то же время 38,6% женщин – охранную сигнализацию и 29,7% - видеодомофоны.

Рисунок 2.2 – График желаемых видов систем безопасности

 

Это, вероятно, вызвано тем, что большинство мужчин хотят  обезопасить жилье в свое отсутствие, тогда как женщины стремятся обезопасить себя и при нахождении дома (рисунок 2.3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – График предпочтений охранной сигнализации по половому

                    признаку

 

Видеоглазки хотят иметь в основном люди до 40 лет и старше 60. «Видеодомофон» ответило примерно равное количество людей всех возрастов, кроме людей старше 60 лет (8,3%). Процент предпочитающих охранную сигнализацию увели-чивается с возрастом: до 25 лет – 41,8%,  свыше 60 лет – 75%.

Не зависимо от дохода, все  слои отдают единодушное предпочтение охранной сигнализации.

Образование не оказывает  существенной роли, замечено лишь небольшое  повышение спроса к видеодомофонам (24,2%) у людей с высшим образованием.

В градации по роду занятий  сохраняется та же тенденция, что  и в среднем по выборке, за исключением  студентов, которые предпочитают видеоглазки (40,9%).

Из результатов анализа  этого вопроса видно, что наибольшее предпочтение отдается охранной сигнализации. То есть следует сделать упор на распространение именно этого оборудования. Также велик процент желающих приобрести видеодомофоны и видеоглазки. Менее затребованы аудиодомофоны, но и они названы 8% опрошенных. Все это необходимо учесть при формировании ассортимента продукции.

Информация о работе Анализ поведения покупателей на рынке товаров