Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе был произведен анализ российского рынка туристиче-ских услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области. Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.
Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа рынка
1.1 Понятие рынка и его виды
1.2 Методы анализа рынка
1.3 Рынок услуг и его особенности
2 Анализ рынка туристических услуг
2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг
2.2 Анализ рынка туристических услуг России
2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Что касается компаний, то они охотно покупают услуги связанные  с исследованием рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Более того, необходимость сокращать постоянные издержки заставляет компании покупать готовую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением специализированных задач. Особую роль в развитии сферы услуг играет научно-технический прогресс. От него в значительной мере зависит обслуживание высокотехнологичных товаров  и оборудования, включая транспортировку и хранение, установку и монтаж оборудования, заправку энергоносителями и т.д.

Услуга обладает следующими отличительными особенностями:

  1. неосязаемость услуги означает, что её невозможно увидеть, попро-

бовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как она будет приобретена20. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуги до ее покупки степень неопределенности  приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут «сигналы» качества услуги. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, оборудования, средства предоставления услуги, которые они могут видеть;

  1. неотделимость услуги означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставлена услуга человеком или машиной21. Она не может быть предоставлена без присутствия потребителя. Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как её предоставляет. Как таковое, качество услуги очень трудно поддается контролю. В этом заключается непостоянство услуг.
  2. недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования22.

Когда потребители  покупают физические товары, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имеет доступ к ней на протяжении ограниченного промежутка времени. Поэтому у потребителя услуги  отсутствует право собственности.

Услуга, как и товар, предлагается на определенном рынке  – рынке услуг. Рынок услуг – это рынок, на котором приобретаются бытовые, жилищно  - коммунальные и услуги по перевозке23. Рынок услуг имеет ряд особенностей, отличающих его от других товарных рынков. Во-первых, услуги не существуют до их предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку нематериальных услуг до их получения. Во-вторых, услугам присуща высокая степень неопределенности, в частности неопределенность качества, что ставит потребителя в невыгодное положение, а производителям затрудняет продвижение нематериальных услуг на рынок. Так же среди таких особенностей выделяют высокую динамичность рыночных процессов, высокую скорость оборота капитала, высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокую степень дифференциации услуг.

 Рынок услуг  является сложной многогранной  системой, которая обладает значительным количеством  характеристик.               

В качестве уровней  рынка услуг можно выделить следующие  рынки: международный, национальный, межрегиональный, региональный.

Как и любой  другой, рынок услуг обладает определенной структурой. Структура рынка может быть определена в зависимости от целей исследования. Так её можно уточнить по определенным критериям исследования: географическим (государство, город, регион, климат, др.), демографическим (возраст, пол, семейный статус, др.), поведенческим (верность определенной марке, реакция на маркетинговые факторы, др.), психологическим (отношение к риску, стиль жизни, хобби, качества лидера, др.).

 Целесообразно также определить границы рынка услуг. Это можно сделать с экономико-правовых и территориальных позиций. Экономико-правовые границы рынка могут определяться государственными принципами регулирования экономики  и характером проводимой социальной политики. Территориальные границы рынка услуг, которые со стороны предложения зависят от размещения предприятия предоставляющего услуги, а со стороны спроса характеризуются местом постоянного проживания потребителей услуг.

         Рынок услуг обладает емкостью. Под емкостью рынка понимают  объем услуг реализуемых на  нем  в течение определенного  периода времени24. Этот показатель характеризует потенциальную возможность работы фирмы, функционирующей на данном рынке. Она может измеряться в натуральных  показателях или денежной форме.

Другой важной характеристикой любого рынка, в  том числе и рынка услуг, является конъюнктура. Под конъюнктурой рынка понимается экономическая ситуация  на определенный момент времени как результат соотношения спроса и предложения на данный вид услуг, уровень и динамика цен на них. Оценка и анализ конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления. Из этого вытекает требование формирования государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов и т.д. Для  практических целей анализ конъюнктуры следует проводить по спросу и предложению.

 Согласно концепции маркетинга, успеха добивается та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Добиться этого преимущества можно за счет предложения потребителям более высокой ценности либо за счет более низких цен, либо за счет предоставления больших выгод, оправдывающих более высокие цены. Понятие «конкурентное преимущество» занимает центральное место в теории маркетинга, так как, во-первых, его формирование и развитие возможно только лишь в среде конкуренции, а, во-вторых, оно являются целью конкурентной стратегии и выступают ключевым фактором как конкурентоспособности производителя услуг, так и его конкурентной рациональности. Успех же в конкурентной борьбе достигается теми организациями, которые имеют достаточную степень конкурентоспособности и гибко реагируют на изменения внешней среды. Приоритетными областями формирования конкурентных преимуществ для производителей  услуг являются: инновации в сфере услуг, качество услуг и обслуживания, управление поведением потребителя. Каждая компания должна учитывать масштабы своей деятельности и положение в отрасли по сравнению с конкурентами. Поэтому

конкуренция является одним  из основополагающих факторов выбора концеп-

ции маркетинга фирмой, функционирующей на рынке услуг.

Маркетинг услуг –  те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов. Главная цель и назначение маркетинга услуг – помочь клиенту по достоинству оценить организацию и ее услуги25.  

Специфика маркетинга услуг  заключается в изучении особенностей поведения клиентов, их пожеланий и запросов, а так же в разработке специфических приемов для достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке услуг.

Маркетинг услуг предоставляет  клиенту определенные выгоды, определяет целевой рынок и продвижение услуг на этот рынок. Вместе с тем выгоду от услуги определить достаточно сложно. Ее может определить только клиент, который воспользовался тем или иным видом услуг. Стратегия маркетинга услуг заключается в создании необходимых условий приспособления к требованиям рынка услуг, разработке системы  мероприятий по  изучению рынка услуг, повышению конкурентоспособности и прибыльности фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ  УСЛУГ

2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг

В отличие от  обычных  товарных рынков рынок туристических  услуг не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.

 В узком смысле  под туристическим продуктом следует понимать любые услуги, оказываемые туристу, подлежащие оплате,- гостиничные, транспортные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др. В широком понимании туристический продукт- это совокупность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристического путешествия и вызванных именно этим путешествием26. Таким образом, туристическим продуктом является совокупность туристического товара и туристических услуг.

Туристическому продукту присущи общие характерные черты услуг: неосязаемость, изменчивость качества и неспособность к хранению.

Однако услуги применительно  к туристическому продукту имеют  некоторые особенности: предоставление туристических услуг характеризуется сложными взаимоотношениями между различными участниками; они эластичны по ценам, зависят от политических и социальных условий; предоставление туристического продукта осуществляется только в местах его производства; туристический продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет свои коммерческие цели; на качество туристических услуг значительно влияют внешние факторы (природные условия, международная обстановка и др.).

Туроператоры и турагенты  представляют собой  сторону предложения рынка туристических услуг. Туроператор – компания, которая производит туристические услуги27. Это «завод» или «фабрика» по производству туров из различных компонентов (авиабилет, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки и визы).

 Туроператоры подразделяются на две основные разновидности:

1) крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;

2) средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу28.

Турагент - «магазин», основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку). Отдельные виды туристических услуг могут быть куплены клиентом непосредственно у поставщика этой услуги - авиакомпании, гостиницы, ресторана, музея и т.д.

Туристические агентства делятся на две основные категории, но по другому признаку: независимые туристические агентства и сетевые туристические агентства – точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.

Свои услуги туристические  компании распределяют через каналы сбыта. Канал сбыта туристического продукта – сеть фирм или агентств, необходимых для доведения товаров или услуг до потребителя29. В туризме используются следующие каналы сбыта туристического продукта: розничная торговля, оптовая торговля, почтовая корреспонденция, туристические агентства и бюро, профсоюзы, клубы, ассоциации, авиакомпании, фонды, электронные системы бронирования и резервирования.

Рынок сбыта турпродуктов образуется сетью турагентств, предлагающих своим потенциальным потребителям турпродукты по различным направлениям, и, как правило, не одного, а нескольких туроператоров.

Емкость рынка турпродуктов определяется числом присутствующих на рынке турагентств, реализующих  турпродукт по интересующему туроперато-

ра направлению30.

Спрос на туристические  услуги является определяющим фактором развития рынка. Особенностью туристического спроса является его эластичность, проявляющаяся в возможности быстрого изменения структуры потребления при изменении уровня доходов потребителя, цены, качества или доступности туристического продукта, политических, экологических, климатических или других ситуаций.

Спрос формируется на основе многочисленных факторов. Они  могут быть отнесены к следующим  категориям: объективные и субъективные факторы спроса, факторы общего и  специфического спроса.

К основным объективным  факторам могут быть отнесены: доходы населения и национальный доход страны, демографические факторы, влияния культурной среды, стабильность социально-экономического положения.

К основным субъективным факторам могут быть отнесены: психологические особенности и привычки потребителей, национальные традиции, мода и престиж и т.д.

К общим факторам спроса, определяющим размеры туристического рынка на данной территории, относят следующие:

1) степень зависимости между уровнем жизни и интенсивностью путешествий, то есть покупательская способность;

2) изменение возрастной структуры населения;

3) индустриализация и урбанизация, изменения в стиле жизни и предпочтениях;

4) мотивы путешествий;

5) туристическое предложение  и результаты маркетинговой деятельности  турпредприятий31.

В настоящее время  индустрия туризма является одной  из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа иностранных туристов в мире составили 5,1 %, валютных поступлений – 14 %. Согласно данным  Всемирной туристической организации, объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза32.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма  будет продолжаться и далее. К 2020 г. ежегодно будет путешествовать уже 1,6 млрд. человек, а темпы роста составят по количеству туристов 4,3 %, а по доходам в туризме 6,4 %33.

Сейчас международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности  и автомобиле строению.

Основой роста международного туризма является, прежде всего, экономический и социальный прогресс, а также  развитие туризма стало возможным благодаря научно – техническому прогрессу общества, говоря другими словами, благодаря созданию инфраструктуры туризма. Расширение автодорог и железнодорожного транспорта, водных и воздушных перевозок способствовало развитию массового туризма. Развитию туризма способствуют также реклама, политика правительства, курс одной валюты по отношению к другой, конкурентоспособность продукта, безопасность и репутация места и другие факторы.

В зависимости от  того, что именно привлекает туристов, и  как они  путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам  туризма: по целям деятельности, по количеству участников поездки, по географии путешествий. Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.

Информация о работе Анализ рынка туристических услуг Амурской области